ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13388/2022 от 17.08.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-13388/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 17 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№2а-499/2021) по кассационной жалобе администрации Валдайского муниципального района Новгородской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 29 декабря 2021г. (№33а-1877/2021) по административному иску прокурора Валдайского района Новгородской области к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А. судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор Валдайского района обратился в суд с административным иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к созданию в Валдайском городском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела, и обязать административного ответчика не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Валдайского городского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 02 августа 2021г. в удовлетворении административного иска прокурора отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 29 декабря 2021г. решение Валдайского районного суда Новгородской области от 02 августа 2021г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, выразившееся в непринятии мер к созданию в Валдайском городском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Администрация Валдайского муниципального района Новгородской области обязана не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения создать на территории Валдайского городского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В кассационной жалобе администрация Валдайского муниципального района Новгородской области просит отменить апелляционное определение Новгородского областного суда от 29 декабря 2021г., а решение Валдайского районного суда Новгородской области от 02 августа 2021г. оставить без изменения. Административный ответчик считает, что при рассмотрении дела не установлено оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия). Равно как административным истцом не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с возложением администрацией Валдайского муниципального района Новгородской области на индивидуального предпринимателя обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что обращаясь с настоящим административным иском, прокурор вторгается в сферу компетенции органа местного самоуправления, который вправе самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанности по оказанию ритуальных услуг. Если в муниципальном образовании имеются организации, оказывающие ритуальные услуги, то статусом специализированной организации могут быть наделены соответствующие хозяйствующие субъекты. Факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурором не доказан.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда пришла к выводу о том, что в нарушение требований законодательства, Устава Валдайского муниципального района Новгородской области, администрация названного муниципального района допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию в Валдайском городском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В обжалуемом апелляционном определении указано о том, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия; наделение ИП Егорова А.Н. статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству. В обоснование суд апелляционной инстанции также сослался на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года (дело № А44-3092/2021). С учетом приведенных выводов административный иск прокурора удовлетворен.

Федеральным законом от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) устанавливаются гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Согласно ч.2 ст.25 Федерального закона №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Из Устава Администрация Валдайского муниципального района Валдайского муниципального района, принятого Решением Думы Валдайского муниципального района от 14 декабря 2005 года № 18, (далее - Устав района) следует, что названная Администрация в пределах своей компетенции осуществляет переданные от Администрации Валдайского городского поселения полномочия, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Валдайского городского поселения федеральными и областными законами (статья 33-1).

Статья 2 Устава Валдайского городского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27 января 2016 года № 25, предусматривает, что к полномочиям Администрации Валдайского городского поселения, исполняемым Администрацией Валдайского муниципального района, относятся полномочия в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и настоящим Уставом.

При проведении проверки прокурором выявлено, что на территории Валдайского городского поселения расположено три общественных кладбища, но специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения не создана.

По результатам открытого конкурса на определение исполнителя гарантированного перечня услуг по погребению на территории поселения заключен договор на оказание ритуальных услуг с индивидуальным предпринимателем (ИП) Егоровым Е.А.

По данным фактам 10 февраля 2021г. прокурором Валдайского района внесено представление главе Валдайского муниципального района, которое рассмотрено, но нарушения законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Валдайского муниципального района не устранены.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с приведенными положениями Федеральных законов №№8-ФЗ, 131-ФЗ обязанность по созданию в муниципальном образовании специализированной службы по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст.25,29 Федерального закона №8-ФЗ, ст.ст.14, 15 Федерального закона №131-ФЗ, Уставом района, Уставом Валдайского городского поселения обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела несет администрация Валдайского муниципального района. Однако, данная обязанность ею не выполнена, в связи с чем суд апелляционной инстанции, ссылаясь на приведенные законоположения сделал обоснованный вывод о признании незаконным бездействия администрации Валдайского муниципального района, возложив на административного ответчика обязанность не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Валдайского городского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе оказывает близким родственникам (иным родственникам), взявшим на себя обязанность осуществить погребение, гарантированный перечень услуг по погребению, содержащийся в п.1 ст.9 Федерального закона №8-ФЗ. Погребение умерших граждан, личность которых не установлена, также осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Соответственно, отсутствие в поселении названной специализированной службы безусловно влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса по отбору организаций для оказания ритуальных услуг по погребению 31 декабря 2019 года между Администрацией (Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Егоровым А.Н. (Исполнитель) заключен Договор, согласно которому Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Валдайского городского поселения Новгородской области.

По условиям договора Исполнитель принял на себя полномочия специализированной службы и обязался осуществлять захоронение в соответствии со статьей 9 Закона № 8-ФЗ: в отношении гарантированного законодательством перечня услуг по погребению; в отношении умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны; умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя.

В силу п. 4.2 Договора Исполнитель имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по гарантированному перечню.Для возмещения расходов исполнитель обращается в ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Валдайском районе Новгородской области», ГУ «Новгородское региональное отделение Фонда Социального страхования и ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат».

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года (дело № А44-3092/2021) признан недействительным договор на оказание ритуальных услуг (гарантированный перечень услуг по погребению) на территории Валдайского городского поселения от 31 декабря 2019 года, заключенный между Администрацией Валдайского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Егоровым А.Н.

Проанализировав федеральные нормы, с учетом выводов, содержащихся в решении арбитражного суда, суд апелляционной инстанции верно указал, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (определенным на конкурсной основе) не является созданием специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Суд апелляционной инстанций дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Таким образом, утверждения в жалобе о том, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия администрации Валдайского муниципального района в связи с невыполнением обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не соответствуют материалам дела.

По существу, доводы кассационной жалобы являлись предметом подробного изучения судом апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого апелляционного определения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 29 декабря 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Валдайского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 29 декабря 2021г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий

Судьи

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 августа 2022г.