ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13407/2022 от 23.06.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 56OS0000-01-2021-002016-31

№ 88а-13407/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2022 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Алексеева Д.В., Кувшинова В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 мая 2022 года кассационную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года по административному делу № 3а-145/2022 по административному исковому заявлению Гнутовой В.В. к администрации города Оренбурга, Министерству финансов Оренбургской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя финансового управления администрации города Оренбурга Степановой Е.С., подержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения представителя Министерства финансов Оренбургской области Титовой К.С., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 октября 2019 года на администрацию города Оренбурга возложена обязанность предоставить Гнутовой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади, за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Решение суда вступило в законную силу 26 декабря 2019 года, судом выдан исполнительный лист, который направлен на принудительное исполнение в МОСП по ИОИП Управления ФССП по Оренбургской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 декабря 2020 года в отношении должника администрации города Оренбурга возбуждено исполнительное производство № 30227/20/56003, установлен срок для добровольного исполнения 5 дней.

Требование исполнительного документа не исполнено.

24 ноября 2021 года Гнутова В.В. 24 ноября 2021 года обратилась в Оренбургский областной суд с названным выше административным иском, указав, что в результате бездействия должностных лиц нарушено её право на исполнение в разумный срок решения суда об обязании муниципального органа предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем просила взыскать с администрации города Оренбурга в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 63 231, 84 руб.

Решением Оренбургского областного суда от 28 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично, с Министерства финансов Оренбургской области за счёт средств бюджета Оренбургской области в пользу Гнутовой В.В. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 руб. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2021 года решение Оренбургского областного суда от 28 января 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд.

Не согласившись с апелляционным определением, представитель финансового управления администрации города Оренбурга в кассационной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Указывает на необоснованность вывода о том, что органы государственной власти Оренбургской области не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья, поскольку решением суда обязанность предоставить Гнутовой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда возложена на администрацию города Оренбурга именно за счёт расходных обязательств Оренбургской области.

Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что за финансовым управлением администрации города Оренбурга законодательно не закреплены полномочия по обеспечению жильём по договору найма специализированного жилого фонда, при том, что администрация города Оренбурга была привлечена к рассмотрению дела, в связи с чем не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.

От представителя Министерства финансов Оренбургской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении апелляционного определения без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389- IV-OЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильём по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления Оренбургской области и обеспечиваются за счёт субвенций, которые распределяются между муниципальными образованиями области по утверждённой методике, обеспечивающей равные возможности муниципальных образований в исполнении переданных полномочий.

Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии со статьёй 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-OЗ субвенции муниципальным образованиям области на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильём по договору социального найма отдельных категорий граждан предусматриваются в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодно, в том числе муниципальному образованию «город Оренбург».

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 4, пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Взыскивая компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Министерства финансов Оренбургской области за счёт средств бюджета Оренбургской области, суд первой инстанции исходил из того, что органом исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета области, является Министерство финансов Оренбургской области и поскольку решением суда установлена обязанность предоставления жилого помещения за счёт средств бюджета Оренбургской области, суд пришёл к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что исполнение решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 октября 2019 года производится муниципальным образованием «город Оренбург» в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счёт бюджета муниципального образования, которое не было привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика. Органы государственной власти Оренбургской области не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан и, следовательно, не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья указанной категории граждан.

Кроме того, суд первой инстанции, выполняя возложенные на него задачи подготовки административного дела, к судебному разбирательству не привлёк к участию в деле Федеральную службу судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.

Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости привлечения к судебному разбирательству данных лиц является правильным, в полной мере согласуется с правовыми позициями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», согласно которым при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 3 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта. По смыслу приведённых выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта казённого учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счёта муниципального казённого учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.

Таким образом, для правильного разрешения спора суду следовало установить круг лиц, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, привлечь их к рассмотрению дела и, исходя из установленного, взыскать компенсацию с лица, ответственного за нарушение прав взыскателя по исполнительному производству.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах решение суда обоснованно отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Довод кассационной жалобы о необоснованном указании в апелляционном определении на то, что исполнение решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 октября 2019 года производится муниципальным образованием «город Оренбург» в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счёт бюджета муниципального образования, заслуживает внимания, поскольку противоречит содержанию резолютивной части названного судебного акта, где указано, что предоставление жилого помещения осуществляется за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Вместе с тем данное обстоятельство не повлекло вынесение неправильного судебного акта исходя из мотивов, приведённых выше.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление29.06.2022