Дело № 88а-13416/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 августа 2021 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Кулешовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года по административному делу № 2а-2235/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя администрации Красносельского района Санкт-Петербурга – ФИО2, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения ФИО1, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Красносельский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным распоряжение названной районной администрации от 26 декабря 2019 года № 4774 об отказе во включении ФИО1 в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт- Петербурга.
В этом же иске ФИО1 просил признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений в Санкт-Петербурге. В качестве меры по восстановлению нарушенного права ФИО1 просил возложить на администрацию Красносельского района Санкт- Петербурга обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и предоставить ему по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
В обоснование поданного в суд иска ФИО1 ссылалась на то обстоятельство, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жилым помещением, в соответствии с имеющейся у него по закону льготой, не обеспечивался, поэтому, несмотря на достижения возраста 23 лет, подлежит обеспечению жилой площадью специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по поводу чего обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в соответствующий список лиц, однако, распоряжением районной администрации от 26 декабря 2019 года № 4774 истцу отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что истцом не представлено документов, подтверждающих его отношение к названной категории лиц и наличия у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
По мнению ФИО1, отказ районной администрации во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, является незаконным, поскольку истец является лицом, оставшимся без попечения родителей; собственником или нанимателем (членом семьи нанимателя) ФИО1 не является; жилым помещением в льготном порядке не обеспечивался.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 августа 2020 года, признано незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 26 декабря 2019 года № 4774 в части отказа во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Признано право ФИО1 на жилищное обеспечение в порядке, предусмотренном статьёй 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на администрацию района возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Этим же решением суда на администрацию района возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 годарешение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года изменено абзац третий резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 года № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» в порядке очерёдности, исходя из даты включения в список детей-сирот.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт- Петербурга, принятое 20 августа 2020 года, оставлено без изменения
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно справке № 36, составленной 28 октября 2011 года администрацией Красноборского сельского поселения Холмского района Новгородской области, ФИО1 проживал с родителями и сестрой в д. Красный Бор; 11 марта 1986 года в связи со смертью матери и заключением отца в места лишения свободы выбыл в детский дом (л.д. 85).
С 28 марта 1986 года ФИО3 находился в доме ребенка № 27 города Боровичи Новгородской области; с 1992 года ФИО1 воспитывался в школьном детском доме города Боровичи Новгородской области, а с 30 ноября 1993 года ФИО1 являлся воспитанником Холмского районного детского дома и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается соответствующими справками названных учреждений (л.д. 22, 29).
21 декабря 1995 года администрация Холмского детского дома обратилась с заявлением к главе администрации Холмского района Новгородской области, в котором просила поставить на очередь для приобретения жилья воспитанников детского дома, в том числе ФИО1, в связи с тем, что дети, указанные в заявлении, поступили из других детских домов либо от родителей и не имеют жилых помещений для проживания (л.д. 79).
Постановлением администрации Холмского района Новгородской области от 26 декабря 1995 года № 574 ФИО1 поставлен на льготную очередь для получения жилья в отделе по работе с населением города Холм администрации Холмского района Новгородской области в соответствии со статьёй 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 80).
Согласно справке о регистрации, оформленной 02 декабря 2019 года Отделом вселения и регистрационного учёта граждан Санкт-Петербургского ТКУ «Жилищное агентство Красносельского района», ФИО1 с 27 сентября 2019 года зарегистрирован по месту жительства в <адрес><адрес> по <адрес> село (внутригородское муниципальное образование) в городе Санкт-Петербурге (л.д. 65).
28 ноября 2019 года ФИО1 обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д. 63-64).
Письмом администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019 года № 07-67-287/19-0-0 ФИО1 уведомлен о принятом районной администрацией распоряжении от 26 декабря 2019 года № 4774, которым ФИО1 отказано во включении в список лиц детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга с указанием в качестве причины отказа на то обстоятельство, что ФИО1 не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет законных оснований для оказания запрашиваемой государственной услуги (л.д. 55-56).
Как указано в письме районной администрации, ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Красносельского района Санкт-Петербурга не состоит; обращений в период до 03 января 2007 года (до достижения 23 лет) по вопросу включения истца в список детей-сирот в администрацию не поступало; в 2013 году истцу исполнилось 29 лет, следовательно, право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений он не имеет.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у администрация Красносельского района Санкт- Петербурга отсутствовали правовые основания для отказа ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, поскольку право на обеспечение жилым помещением за ним признано в 1995 году, которое истцом не реализовано до настоящего времени.
Данный вывод суда первой инстанции следует признан обоснованным судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт- Петербурга» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, достигшие возраста 23 лет, если они относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Из письма администрации Холмского муниципального района Новгородской области от 13 августа 2020 года следует, что ФИО1 с 2002 года по 2013 год с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, о включении его в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался; постановление от 26 декабря 1995 года № 574 о постановке ФИО1 на льготную очередь на получение жилья администрацией района не отменялось (л.д. 54).
Согласно информации, предоставленной Министерством образования Новгородской области 14 августа 2020 года, данное министерство с 2013 года ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; ФИО1 с заявлением о включении в список детей- сирот не обращался, в данном списке не состоит, жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот, ему не предоставлялось (л.д. 175).
Таким образом, суд первой инстанции с учётом полученных сведений обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 право на льготное обеспечение жилым помещением, которое признано за ним постановлением администрации Холмского района Новгородской области от 26 декабря 1995 года № 574, не реализовал, в связи с чем отказ администрации Красносельского района Санкт-Петербурга во включении ФИО1 в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, нельзя признать законным.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года № 596 «О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга» (далее по тексту - Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 596) администрации районов Санкт-Петерб\рга формируют списки детей-сирот, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 596 Жилищным комитетом Санкт-Петербурга утвержден регламент, регулирующий отношения, возникающие между заявителем и администрацией района Санкт-Петербурга в сфере предоставления государственной услуги по формированию Списка детей-сирот (распоряжение от 21 февраля 2014 г. № 123-р «Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госу дарственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга») (далее - Административный регламент).
28.11.2019 года административный истец в соответствии с п. 2.13 Административного регламента подал через подразделение Многофункционального центра заявление о включении в Список детей-сирот. per. № 34946763.
Пунктом 2.6.2.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги и подлежащих представлению заявителем или его законным представителем.
Материалами дела подтверждается, что административный истец к заявлению о включении в Список детей-сирот per. № 34946763.от 28.11.2019 года приложил необходимые документы,
Пунктом 2.8 Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении Государственной услуги:
заявителем или его уполномоченным представителем не представлены документы, указанные в пункте 2.6.2.1 настоящего Административного регламента;
заявитель или гражданин, в отношении которого подано заявление, не относится к категории лиц. указанных в пункте 1.2 настоящего Административного регламента и не имеет законных оснований для предоставления государственной услуги.
Как было указано выше, административный истец предоставил вместе с заявлением все необходимые документы, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе.
Предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении требований ФИО1 отсутствовали.
Возлагая на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления, судом первой инстанции не учтены правило пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающего, что порядок обеспечения лиц названной категории определяется законом субъекта Российской Федерации, а также положение пункта 7 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга», согласно которому, жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты их включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, возложение судом первой инстанции на администрацию Красносельского района Санкт- Петербурга обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда непосредственно после вступления решения суда в законную силу приведёт к нарушению прав других граждан, имеющих такую же как и истец льготу, но включенных в Список детей-сирот ранее ФИО1, в связи с чем было изменено судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не являются основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 08 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: