ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13450/2022 от 24.08.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а - 13450/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 24 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Городкова А.В.,

Судей: Корнюшенкова Г.В., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года по административному делу № 2а - 220/2022 по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора к администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог.

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения представителя прокуратуры Ленинградской области Поповой Е.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Тихвинский городской прокурор обратился в Тихвинский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Коськовское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения, обязать администрацию МО Коськовское сельское поселение в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в : , пер. : .

В обоснование заявленных требований указано, что Тихвинской городской прокуратурой в 2021 году проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения в администрации МО Коськовское сельское поселение, в ходе которой установлено, что в имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения - , , а также в - автомобильные дороги общего пользования местного значения - , которые в установленном законом порядке включены в реестр муниципальной собственности МО Коськовское сельское поселение. Согласно информации, представленной администрацией поселения, по состоянию на 11.06.2021 г., в нарушение требований законодательства земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги на кадастровом учете не стоят, межевание не проведено, право собственности на земельные участки не зарегистрировано.

Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года, удовлетворено административное исковое заявление Тихвинский городского прокурора. Признано незаконным бездействие администрации МО Коськовское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения, суд обязал администрацию МО Коськовское сельское поселение принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в : , , в : .

В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2022 года, администрация муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права. Указали, что кадастровый учет и государственная регистрация права муниципального образования на земельные участки под спорными автомобильными дорогами является правом, а не обязанностью ответчика.

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Ленинградской области просят судебные акты оставить без изменения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Коськовского сельского поселения от 30.01.2014 года № 06-07-а «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Коськовское сельское поселение» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Коськовское сельское поселение.

Согласно представленным администрацией сведениям от 11 июня 2021 г. в реестре муниципальной собственности МО Коськовское сельское поселение находятся автодороги общего пользования местного значения в : , , в : , которые поставлены на кадастровый учет, при этом земельные участки, используемые под размещение указанных дорог на кадастровый учет не поставлены, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанные земельные участки, не зарегистрировано.

В связи с изложенным, отсутствует возможность финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в полосе отвода автомобильной дороги, которая предназначена для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, так как земельные участки под дорогами не сформированы, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Отсутствие границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по формированию права собственности на земельный участок, занятый вышеуказанными автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.

Согласно ч. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ являются земельные участки.

В соответствии со ст.ст. 39.9, 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст. 5. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими, определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суды правомерно пришли к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков, занятые автомобильными дорогами, и оформление права собственности является обязательным.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года по административному делу № 2а - 220/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 02 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи