ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 18RS0002-01-2021-001738-35
№ 88а-13603/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В., Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 мая 2022 года кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2021 года по административному делу № 2а-2019/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
14 августа 2020 года ФИО1 оплатила услугу по предоставлению сведений посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, заплатив 1 940 руб. 18, 21 и 28 сентября 2021 года ФИО1 предпринимались попытки воспользоваться услугой, которые не увенчались успехом в связи с выдачей программой ошибки при попытке формирования запроса.
11 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в Росреестр с заявлением № ОП/065 742/20 о возврате денежных средств в размере 1 940 руб.
Решением и.о. начальника Управления информационных технологий и информационной безопасности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО3 № 961 от 22 декабря 2020 года ФИО1 отказано в возврате уплаченной суммы на основании пункта 11 приказа Росреестра от 13 мая 2020 года № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации».
9 марта 2021 года ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском, просила признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 961 от 22 декабря 2020 года об отказе в возврате уплаченной суммы, обязать Росреестр устранить в полном объёме допущенное нарушение прав путём возвращения денежной суммы в размере 1 940 руб., потраченной на оплату услуги по предоставлению сведений посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.
Решением Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2021 года решение Первомайского районного суда города Ижевска от 11 мая 2021 года отменено, по делу принято новое решение. Признано незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 961 от 22 декабря 2020 года об отказе в возврате уплаченной суммы. На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложена обязанность возвратить ФИО1 денежную сумму в размере 1 940 руб., потраченную на оплату услуги по предоставлению сведений, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в кассационной жалобе просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции, указывает, что ФИО1 запрос не подавался, поскольку в силу пунктов 8, 9 Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащийся в ЕГРН, утверждённый приказом Росреестра от 13 мая 2020 года № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и иной информации», ФИО1 могла внести платёж только после подачи запроса, в котором указывается адрес электронной почты или веб-сервис, посредством которого подаётся запрос, Росреестр после подачи заявителем запроса направляет ему УИН для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: ведение Единого государственного реестра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно - правового регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Пунктом 11 приказа Росреестра от 13 мая 2020 года № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» предусмотрено, что полученная органом регистрации прав плата подлежит возврату полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН; в случае внесения её в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии нарушений норм действующего законодательства действием (бездействием) со стороны Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку осуществление возврата денежных средств, оплаченных за не направленные запросы заявителем о предоставлении информации приказом Росреестра от 13 мая 2020 года № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» не предусмотрено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оплаченная ФИО1 услуга не была ей предоставлена, при попытке формирования запроса программа выдавала ошибку. Таким образом, до внесения платежа за предоставление услуги запрос о предоставлении сведений не формировался, а после внесения платежа ФИО1 по независящим от неё причинам не имела возможности такой запрос сформировать.
Ссылаясь на пункт 11 приказа Росреестра от 13 мая 2020 года № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации», суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что уплаченная сумма подлежала возврату по требованию лица, внесшего платёж, но ненаправившего запрос по независящим от него причинам, в связи с чем оспариваемое решение № 961 от 22 декабря 2020 года не основано на законе и нарушает права и законные интересы административного истца.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями, а также положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими обязанность неосновательного обогащения.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с апелляционным определением, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 4 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Постановление05.07.2022