№ 88а-13736/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 30 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Тетюева С.В., Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2022 года по административному делу № 2а-2315/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Ноябрьска к администрации города Ноябрьска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В., возражения прокурора Трошкиной А.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Ноябрьска обратился в суд с административным иском к администрации города Ноябрьска о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации и необеспечении функционирования системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7а) в городе Ноябрьске, возложении на административного ответчика обязанности устранить указанные нарушения в срок до 01 ноября 2022 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Ноябрьска проведена проверка соблюдения администрацией города Ноябрьска требований закона при обеспечении функционирования системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока дорожного полотна по улицам Муравленко и Сибирской в городе Ноябрьске. В ходе проверки установлено, что смотровые колодца внутриквартальной канализационной сети, расположенные рядом с домами № 24, 26 по улице Муравленко, домами № 194, 195 по улице Сибирской, заполнены канализационными стоками. За пределами придомовой территории многоквартирных домов № 24, 26 по улице Муравленко, расположенных вблизи канализационной насосной станции (подтопление территории которой произошло 24 июля 2021 года), имеет место быть затопление земельных участков дождевыми водами, присутствует запах канализации. С целью устранения выявленных нарушений 28 июля 2021 года в адрес главы города Ноябрьска внесено представление об устранении нарушений закона. Однако администрацией мер к устранению нарушений закона не принято, мероприятия, направленные на устройство ливневой канализации или иной системы водоотведения дождевых и талых вод, не планируются. Прокурор, считая, что указанное бездействие ответчика приводит к затоплению территории микрорайона, грубо нарушает права проживающих в микрорайоне лиц и является недопустимым, обратился в суд с иском.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2022 года, административный иск удовлетворен. Оспариваемое бездействие признано незаконным. На администрацию города Ноябрьска возложена обязанность в срок до 01 ноября 2022 года организовать и обеспечить функционирование системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7а) в городе Ноябрьске.
В кассационной жалобе, поданной 11 июля 2022 года, административный ответчик просил указанные судебные акты отменить и прекратить производство по данному делу. В обоснование жалобы указано, что судами не приняты меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу. Постановлением администрации города Ноябрьска от 16 октября 2020 года № П-1591 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Ноябрьск на 2014 – 2027 годы, согласно которой система водоотведения муниципального образования города Ноябрьск является бытовой централизованной системой водоотведения и не предназначена для приема дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, в связи с чем требования Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не применимы к рассматриваемому спору, поскольку они регулируют правоотношения по организации приема, транспортировки и очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Решением Городской Думы муниципального образования города Ноябрьска от 23 мая 2013 года № 578-Д утвержден Генеральный план муниципального образования город Ноябрьск, которым не предусмотрено выполнение мероприятий по реконструкции канализации и строительству в местах ее отсутствия в районе жилой застройки микрорайона Светлый. Не содержат таких требований и Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Ноябрьск на 2012 – 2027 годы, утвержденная решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 28 февраля 2013 года № 528-Д, и Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Ноябрьск на 2015 – 2032 года, утвержденная решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 24 декабря 2015 года № 201-Д. Обустройство ливневой канализации вокруг микрорайона Светлый данными программами не предусмотрено. Ливневая канализация полностью обустроена при строительстве улицы Муравленко, сбоев при работе указанной ливневой канализации не зафиксировано. При реконструкции улицы Муравленко достаточное количество дождеприемников обустроено по всему дорожному полотну. Даже при аномально большом выпадении осадков в июле 2021 года дождеприемники улицы Муравленко смогли принять весь поток воды. Судом первой инстанции при вынесении решения указано на отсутствие ливневой канализации, предусмотренной схемой планируемых к размещению в городе Ноябрьске сетей дождевой канализации. Однако обустройство дождевой канализации в данном случае возможно только при строительстве объекта улично-дорожной сети – автодороги. Обустройство дождевой канализации в отсутствие автодороги, то есть фактически на пустыре, видится необоснованным и не предусмотрено документацией территориального планирования. Подтопление территории микрорайона Светлый носит единичный характер. Оснований для критической оценки показаний свидетеля Пархомчука С.В. у суда не имелось. Достоверные доказательства причин затопления в деле отсутствуют, соответствующая экспертиза не проводилась. Нормы действующего законодательства не содержат требований, в силу которых у администрации города Ноябрьска при существующих обстоятельствах имеется обязанность по обустройству системы отвода дождевых и талых вод от микрорайона Светлый.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года отказано в удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика Бабудоржиева Ч.Б. о проведении судебного заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, 27 июля 2021 года в связи с обширным затоплением дождевыми водами территории муниципального образования город Ноябрьск (в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7а)) должностными лицами прокуратуры города Ноябрьска совместно с представителем государственного жилищного надзора произведен осмотр данной территории.
В ходе проверки было выявлено, что причиной затопления общедоступной территории жилой застройки муниципального образования города Ноябрьска является отсутствие системы отвода дождевых и талых вод.
Значительная часть территории микрорайона Светлый была затоплена дождевыми водами в силу комплекса причин: высокий уровень грунтовых вод в данном районе, низкий уровень поверхности (низина), что приводит к стеканию дождевых вод с других районов, и отсутствие в микрорайоне системы отвода ливневых (дождевых) вод.
28 июля 2021 года прокурором города Ноябрьска внесено представление главе города Ноябрьска об устранении нарушений закона и необходимости принятия мер по улучшению системы водоотведения вышеуказанного района города. Неисполнение предписания послужило поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие по принятию действенных и результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В ходе рассмотрения дела суды нижестоящих инстанций правильно руководствовались положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пришли к обоснованным выводам о том, что администрация города Ноябрьска обязана организовать и обеспечить функционирование ливневой канализации на территории микрорайона Светлый в целях надлежащей реализации полномочий, возложенных законом на орган местного самоуправления городского округа, и дальнейшего исключения возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Доводы жалобы о том, что действующая централизованная система водоотведения города Ноябрьска не предназначена для приема дождевых, талых, дренажных вод, о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, так как по смыслу положений п. 9, 23, 28 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указанные воды являются сточными, и они должны приниматься системами водоотведения через канализационную сеть. Если централизованная система водоотведения города Ноябрьска не предназначена для приема сточных вод, то это обстоятельство, как и отсутствие дождевой канализации в документах территориального планирования города Ноябрьска, не исключает предусмотренной ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности органа местного самоуправления городского округа организовать водоотведение в пределах города иным способом.
Согласно п. 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, к централизованным системам водоотведения относятся не только бытовые системы водоотведения, но и ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод. Определение видов систем, создаваемых в пределах города (городского округа), относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления и зависит от потребностей населения города и особенностей его территории.
Доводы жалобы о недостаточности совокупности собранных по делу доказательств для удовлетворения административного иска основаны на субъективной оценке административного ответчика. Администрацией города Ноябрьска, на которую возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону (ч. 11 ст. 226 КАС РФ), ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялось, при этом имеющаяся совокупность доказательств позволила суду первой инстанции принять правильное решение по делу.
Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств, произведенной судами нижестоящих инстанций, основанием для отмены обжалуемых судебных актов быть не может. При оценке доказательств судами правила ст. 84 КАС РФ не нарушены, переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Предусмотренные законом основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ноябрьска – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи