Дело № 88а-13759/2019
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС по г.Сыктывкару апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 февраля 2020 по административному исковому заявлению ИФНС по г.Сыктывкару к Носенко Е.П. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, налога на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц.
По первой инстанции решение вынесено Сыктывкарским городским судом Республики Коми 26 ноября 2019 года дело № 2а-10252/2019
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС по г.Сыктывкару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Носенко Е.П. о взыскании:
задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 750 рублей;
пени по транспортному налогу в размере 152,76 рублей;
налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. в размере 23 169 рублей;
пени по налогу на имущество физических лиц в размере 407,86 рублей.
В обоснование заявленных требований ИФНС по г.Сыктывкару указала, что по сведениям регистрирующих органов за административным ответчиком в период 2017 года числилось транспортное средство Киа Соренто, а также Носенко Е.П. владела в указанный период на праве собственности недвижимым имуществом по адресу: <адрес>. Следовательно, Носенко Е.П. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В установленный срок налоги не уплачены. На сумму просроченной задолженности, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2019 года вышеуказанное административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. С Носенко Е.П. в пользу ИФНС по г. Сыктывкару взысканы: задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 750 рублей, пеня по транспортному налогу в размере 152,76 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015- 2017 гг. в размере 23 169 рублей, пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 407,86 рублей. Всего взыскана денежная сумма в размере 32 479 рублей 62 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административный делам Верховного суда Республики Коми от 03 февраля 2020 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2019 года отменено в части удовлетворения требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 8520 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 152,11 рублей. Вынесено в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований ИФНС по г. Сыктывкару о взыскании с Носенко Е.П. налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы и пени, в сумме 8672,11 рублей отказано.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2019 года изменено. С Носенко Е.П. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 8750 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 152,76 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14649 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 255,75 рублей, а всего взыскана денежная сумма в размере 23807,51 рублей. Кроме того, с Носенко Е.П. взыскана государственная пошлина в размере 914,23 рублей.
На вступившие в законную силу судебные постановления Носенко Е.П. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неполучением ею извещения о судебном заседании, отсутствия каких-либо уведомлений от налогового органа и истечением срока исковой давности. В обоснование жалобы также приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Статьёй 400 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй названного Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьёй.
При этом объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Носенко Е.П. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за период 2015-2017 годов, поскольку имела в собственности автомобиль KIA ХМ FL (SORENTO), государственный регистрационный знак №, а также недвижимое имущество в виде квартиры по адресу: <адрес>. <адрес>, и нежилого помещения по адресу: <адрес>. 46/4.
Носенко Е.П. указывает на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд и неполучение от налогового органа каких-либо уведомлений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи I 1.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных названным Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учётом особенностей, предусмотренных названным пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Судом обосновано установлено, что Носенко Е.П. на основании заявления от 03 мая 2018 года получила доступ к личному кабинету налогоплательщика. В связи с чем уведомления и требования после 03 мая 2018 года направлялись налоговым органом в адрес Носенко Е.П. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Носенко Е.П. не представлено доказательств направления в налоговый орган уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, в связи с чем у налогового органа отсутствовала обязанность направления в её адрес документов на бумажном носителе после 03 мая 2018 года.
При указанных обстоятельствах судом обоснованно сделаны выводы о возникновении у Носенко Е.П. обязанности по оплате налога и пени, и отклонены доводы о неполучении уведомлений налогового органа.
Вместе с тем, судом правильно установлено, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 – 2016 годы и пени по нему.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора и, как следствие, не влияет на дату образования задолженности (пункт 4 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации); по смыслу налогового законодательства, следует разграничивать понятия «срок уплаты налога» и «дата образования недоимки (задолженности)», о чём отмечено в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации № 83-КА19-2.
В соответствии со статьями 405, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год: сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения; налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговый орган, инициировавший процедуру принудительного взыскания налога посредством направления уведомления и выставления требования об уплате налога, обязан соблюдать установленные сроки для обращения в суд. Ранее начисленный налог, по которому налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога, а затем получен судебный приказ о взыскании налога, который в последующем был отменён, не может быть включён в последующие уведомления фактически с переносом срока принудительного взыскания налога.
Налоговый орган, направивший налоговое уведомление и выставивший требование об уплате налога, обязан соблюсти судебный порядок взыскания налога, а в дальнейшем при наличии для этого оснований произвести перерасчёт ранее исчисленного и взысканного судом налога, с направлением налогового уведомления и выставлением требования об уплате налога по тем суммам налога, которые не были первоначально предъявлены налогоплательщику.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, судом правомерно установлено, что в данном случае налоговый орган, обращаясь в ноябре 2017 года в судебном порядке за взысканием задолженности по налогам за 2015 год, должен был предъявлять требования и о взысканий налога на имущество за 2015 год. Поскольку налоговый орган сторнировал сумму налога на имущество за 2015 год в размере 2282 рублей 24 сентября 2017 года, то фактически отказался от взыскания налога, указав его за указанный период равным нулю.
Более того, как указано ранее, на основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ о взыскании налога на имущество с Носенко Е.П. отменен 09 июня 2017 года. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 12 ноября 2019 года. То обстоятельство, что налоговый орган сначала признал задолженность по налогу отсутствующей, а в дальнейшем произвел перерасчёт не является основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.
Не заявив требований о взыскании налога на имущество за 2015 год до 09 декабря 2017 года, налоговый орган утратил право на его взыскание, пропустив установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок.
Аналогично по требованиям о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 год срок на обращение к мировому судье истёк 22 июля 2018 года, и налоговый орган утратил право на его взыскание.
Более того, как указано ранее, на основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ о взыскании налога на имущество с Носенко Е.П. за 2015 год отменен 09 июня 2017 года. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 12 ноября 2019 года. То обстоятельство, что налоговый орган сначала признал задолженность по налогу отсутствующей, а в дальнейшем произвел перерасчёт не является основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение Сыктывкарского городского суда Республики Карелия в части удовлетворения требований о взыскании с Носенко Е.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы и пени по нему.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 февраля 2020 года по административному исковому заявлению ИФНС по г.Сыктывкару к Носенко Е.П. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, налога на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС по г.Сыктывкару – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 февраля 2020 года настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи: