Дело № 88а-1395/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А. М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета градостроительной политики Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании не действующим распоряжения комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»
По первой инстанции решение принято Ленинградским областным судом 26 июня 2020 года номер дела №3а-75/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО4, представителей общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» ФИО5 и ФИО6, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения ФИО2, его представителя – ФИО7, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Яковлевой об оставлении апелляционного определения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 утверждены проект планировки территории и проект межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанные на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - распоряжение № 214), с составе:
Том 1 - Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории;
Том 3 - Проект межевания территории;
Том 4 - Проект межевания территории площадью 0,1443 по адресу <адрес>;
Том 5 - Проект межевания территории площадью 0,3848 по адресу <адрес>;
Том 6 - Проект межевания территории площадью 0,2365 по адресу <адрес> уч.№.
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в сети «Интернет» (www.arch.lenobl.ru).
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и недействующим Распоряжение.
В обоснование требований административного иска административные истцы указали, что вопреки требованиям статей 41.1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденный проект планировки разработан не в отношении элементов планировочной структуры, а отдельных земельных участков, не смежных друг с другом. В границах планировочных структур (кварталов) расчеты необходимых объемов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур не приведены и существующая застройка в расчетах не учтена, что нарушает положения статей 1, 2, 41 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, оспариваемым проектом планировки предусмотрена засыпка части существующего на одном из земельных участков пруда площадью 0,2 га для целей строительства, что противоречит статье 6 Водного кодекса Российской Федерации.
В дополнении к административному исковому заявлению административные истцы указали на нарушения при формировании земельного участка 1.1 площадью 0,9877 га, на котором расположен вышеуказанный водный объект.
Решением Ленинградского областного суда от 26 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2020 года решение Ленинградского областного суда от 26 июня 2020 года отменено.
Признано недействующим с даты вынесения апелляционного определения распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в той мере, в которой в утвержденных проекте планировки и проекте межевания территории правовое регулирование осуществлено без учета водного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 9877 кв.м.
В остальной части в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
На вступившее в законную силу определение суда апелляционной инстанции Комитет градостроительной политики Ленинградской области подал кассационную жалобу. Ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено.
В силу части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1).
Пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено отображение на чертежах межевания территории красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории, или красных линий, утверждаемых, изменяемых проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, а также линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов уличнодорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Приведенные нормы федерального законодательства позволяют сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в собственность, в том числе общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем границы данных территорий подлежат отображению красными линиями в проекте планировки и межевания территории.
В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений части 3 и пунктов 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В Государственном стандарте Союза ССР 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» даны определения основных понятий в области гидрологии суши.
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 176). Пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2 (пункт 178). Пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (пункт 179).
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу.
Из приведенных норм следует, что в собственности физического или юридического лица может находиться пруд площадью не более 1 км2, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела на земельном участке в квартале 1 площадью 0,9877 га, обозначенном в проекте планировки и проекте межевания условным номером 1.1 (после постановки на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 9877 кв.м), расположен водный объект площадью ориентировочно 0,2 га, обозначенный на карте территориального зонирования Правил землепользования и застройки и застройки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района от 27 декабря 2012 года № 44, проекте планировки и проекте межевания, утвержденных оспариваемым решением, как пруд без названия.
Согласно ответам Невско-Ладожского бассейнового управления на запрос суда первой инстанции от 27 февраля 2020 года № А1-19-1213 и от 11 марта 2020 года № Р6-28-2066 сведения о вышеназванном водном объекте в государственном водном реестре отсутствуют.
Ссылаясь на отсутствие регистрации водного объекта, административный ответчик указывал на не распространение в отношении него положений частей 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствии оснований для выделении береговой полосы данного объекта и установления красных линий.
Между тем, отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта в границах участка.
Кроме того, в соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой лишь систематизированный свод документированных сведений о водных объектах и создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не являясь единственным источником сведений о существовании водных объектов.
Так, подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 41.2 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории; материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков; материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.
Подпункт «а» пункта 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402, (далее - Правила выполнения инженерных изысканий) устанавливает, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в случае недостаточности материалов инженерных изысканий, размещенных в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре.
Результаты инженерных изысканий оформляются в виде технического отчета о выполнении инженерных изысканий, состоящего из текстовой и графической частей, а также приложений к нему в текстовой, графической, цифровой и иных формах (пункт 14 Правил выполнения инженерных изысканий).
Как установлено судом апелляционной инстанции, инженерные изыскания в целях установления вида и существенных характеристик водного объекта, расположенного в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу, влияющих на его статус, либо иных исследований в названных целях при разработке проекта планировки и проекта межевания проведено не было, что свидетельствует о несостоятельности доводов представителя общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» о квалификации данного водного объекта, как пруда-копань, не подлежащего отнесению к объектам общего пользования, в отношении которых береговая полоса подлежит выделению красными линиями, как не основанные на какой-либо доказательственной базе.
Ссылки лиц, участвующих в дела на Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377, в которых определены органы, в компетенцию которых отнесено установление местоположения береговой линии и процедура такого установления, не свидетельствует, что при утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, расположенный на ней водный объект не подлежит исследованию на предмет наличия ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ.
Иные выводы свидетельствовали бы об исключении поверхностных водных объектов, в отношении которых такие данные отсутствуют, из установленной государством системы мероприятий по их охране, нарушении установленных в пунктах 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципов обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При этом отсутствие установленных в предусмотренном законом порядке границ не является основанием не учитывать размеры соответствующих зон и ограничения по их использованию, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, при подготовке документации по планировки территории, на что применительно к зонам с особыми условиями использования непосредственно указано в части 2 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В настоящем случае, как установлено судом апелляционной инстанции из чертежей проекта планировки и проекта межевания, объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № проектируются к размещению без учета соответствующих ограничений с частичным расположением одного из объектов в границах акватории водного объекта. Береговая полоса пруда шириной 20 метров, относящаяся к территории общего пользования, в этих документах не отражена.
Учитывая, что в силу положений части 1 статьи 41, части 3 и 4 статьи 42, части 6 статьи 43, части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации именно в рамках проекта планировки территории подлежит определению красные линии и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, обосновывается определение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а на чертеже межевания отображаются красные линии, утверждаемые в составе проекта планировки территории, линии отступа от красных линий в целях определения мест доступного размещения зданий, строений, сооружений, границы образуемых земельных участков, а разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, доводы лиц, участвующих в деле, о приблизительном отображении на названных чертежах границ проектируемых объектов капитального строительства, не влияющих на фактическое размещение объектов капитального строительства, правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции.
Утвердив проект планировки территории и проект межевания территории, не учитывающие наличие водного объекта на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу:
<адрес>, <адрес><адрес>, площадью 9877 кв.м, административный ответчик оспариваемым распоряжением осуществил правовое регулирование в отношении названной территории с нарушением вышеприведенных норм законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации, одним из принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.
Приоритет при использовании водных объектов отдается человеку, а регулирование отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Установление на этапе разработки документации по планировке территории вида и существенных характеристик водного объекта, влияющих на его статус, непосредственно связано с реализацией законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе, водным объектам и земельным участкам общего пользования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно отменил решение Ленинградского областного суда и принял новое решение по делу.
Апелляционное представление на решение суда первой инстанции принесено уполномоченным в соответствии с частью 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должностным лицом, а именно, прокурором, участвующим в деле.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Предметом рассмотрения по настоящему делу был весь обжалованный административными истцами нормативный правовой акт.
Таким образом, доводы заинтересованного лица о нарушении норм процессуального права судом апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании не действующим распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2020 года, настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 01 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: