№ 88а-14189/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 14 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.,
судей Ермолаевой Л.П. и Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Постаногова Михаила Вячеславовича на решение Пермского краевого суда от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года по административному делу № 3а-116/2021 по административному исковому заявлению Постаногова Михаила Вячеславовича о признании недействующим в части Закона Пермского края от 25 декабря 2015 г. № 589-ПК "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", в редакции Закона Пермского края от 01 ноября 2018 г. № 293-ПК.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н., полагавшего, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
25 декабря 2015 года принят Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" N 589-ПК, статьей 2 которого установлены налоговые ставки в отношении, в том числе и таких объектов налогообложения, как автомобили легковые, в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Законом Пермского края от 01 ноября 2018 г. N 293-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" внесены изменения в Закон Пермского края от 25 декабря 2015 г. N 589-ПК "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" и статья 2 изложена в редакции данного Закона края.
Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу., размещен на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.11.2018, опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 43, 05.11.2018.
Согласно строке 1.10 таблицы статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 N 589-ПК (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2018 N 293-ПК) для автомобилей легковых мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220,65 кВт), применительно к которым количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства составляет до 5 дет включительно, установлена налоговая ставка в размере 135 рублей, с каждой лошадиной силы.
Постаногов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей указанной нормы, в части приведенной в ней налоговой ставки для упомянутых объектов налогообложения в размере 135 рублей за 1 лошадиную силу, ввиду её противоречия положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Пермского краевого суда от 20 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 20 июля 2021 года) административный истец просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Законодательное собрание Пермского края представило письменные возражения относительно доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции, такого рода нарушений не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 5 (части 2 и 3) вытекает, что в сфере налогообложения законодатель субъекта Российской Федерации действует в пределах компетенции, которая предоставлена ему Конституцией Российской Федерации и конкретизирующим ее федеральным законодательством о налогах и сборах. При этом, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 года N 5-П, регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, предполагается, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, который при установлении регионального налога, в том числе на основе вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации требования юридического равенства в налоговых отношениях, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учетом экономического основания данного налога, определяет плательщиков данного налога и элементы налогообложения, а также, если сочтет необходимым, предусматривает налоговые льготы, правила их предоставления, способы исчисления конкретных ставок и т.д.
Данный вывод нашел отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Обязанность по уплате транспортного налога определена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из частей 1 и 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с названным кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено установления налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О).
Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ установлены базовые ставки транспортного налога.
Оспариваемая налоговая ставка превышает базовые ставки, определенные в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 361 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право увеличить (уменьшить) налоговые ставки законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Устанавливая транспортный налог, Законодательное Собрание Пермского края воспользовалось критерием, который предполагает дифференциацию налоговых ставок, основанную на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание.
Для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) такая налоговая ставка установлена в размере 15 руб. (таблица пункта 1 статьи 361 НК РФ).
В данном случае оспариваемая ставка транспортного налога не превышает допустимого максимального десятикратного размера от налоговой ставки, установленной федеральным законодателем.
Установленная оспариваемой нормой Закона Пермского края ставка налога не применяются различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, не дифференцирована в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, поэтому не может быть признана принятой без экономического обоснования и не является дискриминационной по признаку имущественного положения налогоплательщиков.
Само по себе то обстоятельство, что в таблице пункта 1 статьи 361 НК РФ приведено пять размеров базовых ставок в зависимости от мощности двигателя а в таблице статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 N 589-ПК (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2018 N 293-ПК) таких базовых ставок десять, не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы, поскольку налоговые ставки по транспортному налогу, установленные законодательством Пермского края, дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения, применительно к мощности двигателя, что не противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, а также допустимо нормами действующего федерального законодательства.
Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Таким образом, Судебная коллегия не усматривает каких-либо противоречий оспариваемого положения Закона Пермского края действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судами не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба не содержит доводов, указывающих на то, что предшествующими судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, они аналогичны доводам административного истца, приводимым им в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Пермского краевого суда от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Постаногова Михаила Вячеславовича – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи