ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-14540/2021 от 14.07.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-14540/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2021 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Белова В.И., Тимохина И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 3 июня 2021 года кассационную жалобу Ярабаева Н.Ю. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года по административному делу № 2а-587/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Чебоксары к Ярабаеву Н.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ИФНС России по городу Чебоксары Обожгеевой Л.Ф., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, с Ярабаева Н.Ю. взыскана задолженность в общем размере 14 113 рублей 86 копеек, в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 9 933 рубля 24 копейки;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 119 рублей 38 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за период с 14 июля 2020 года по 12 августа 2020 года в размере 43 рубля 29 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 14 июля 2020 года по 12 августа 2020 года в размере 17 рублей 95 копеек.

Также взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 564 рубля 55 копеек.

Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года уточнён абзац 10 резолютивной части решения Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года в части взыскания с Ярабаева Н.Ю. государственной пошлины в размере 564 рубля 55 копеек в доход местного бюджета.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Ярабаев Н.Ю. в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, указывая на необоснованное оставление без внимания, что 7 апреля 2020 года им выражено желание прекратить предпринимательскую деятельность, однако 9 апреля 2020 года он получил уведомление о невозможности явки в налоговый орган для регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя по причине приостановления ведения налоговым органом личного приёма граждан на период с 6 апреля по 30 апреля 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19). Полагает, что исчисление страховых взносов по 26 июня 2020 года является незаконным, такое решение возлагает на него дополнительные обязанности по независящим от него обстоятельствам.

В представленных в суд кассационной инстанции письменных объяснениях начальник ИФНС России по городу Чебоксары просит оставить без изменения обжалованные судебные акты, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российское Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов до даты снятия с учёта в налоговом органе.

В соответствии с пунктами 1, 7 - 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нём сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьёй 8 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

В силу положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или её копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днём их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьёй 2 настоящего Федерального закона.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Таким образом, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ предусмотрены способы обращения по вопросу государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Одним из способов является непосредственное предоставление перечисленных выше документов в регистрирующий орган.

Судами установлено, что Ярабаев Н.Ю. в период с 11 октября 2019 года по 26 июня 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

ИФНС России по городу Чебоксары Ярабаеву Н.Ю. начислены за 2020 год:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 9 933 рублей 24 копейки;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 119 рублей 38 копеек.

В связи с неисполнением Ярабаевым Н.Ю. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов ИФНС России по городу Чебоксары начислены пени в связи с просрочкой уплаты страховых взносов за период с 14 июля 2020 года по 12 августа 2020 года на обязательное пенсионное страхование в размере 43 рубля 29 копеек и на обязательное медицинское страхование в размере 17 рублей 95 копеек.

ИФНС России по городу Чебоксары Ярабаеву Н.Ю. направлено требование № 79728 по состоянию на 13 августа 2020 года со сроком исполнения до 15 сентября 2020 года.

Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнено.

Мировым судьёй судебного участка № 5 Ленинского района города Чебоксары вынесен судебный приказ от 30 сентября 2020 года, отменённый определением от 12 октября 2020 года на основании поступивших от налогоплательщика возражений.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 1 декабря 2020 года.

Пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу части 6 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности взыскания суммы задолженности, правильности осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, соблюдении установленного законом срока обращения в суд.

При этом судебные инстанции исходили из того, что наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя по 26 июня 2020 года влечёт за собой обязанность уплачивать страховые взносы плоть до этой даты.

Возражая против заявленных требований в части размера начисленной задолженности в связи с подачей Яробаевы Н.Ю. 7 апреля 2020 года заявки

№ F42004079794390 о прекращении статуса индивидуального предпринимателя (л.д. 51, 52) и отказом 9 апреля 2020 года в формировании заявки на основании писем Федеральной налоговой службы от 27 марта 2020 года № БС-4-19/5304@, от 3 апреля 2020 года № БС-4-19/5697@, которыми инспекцией приостановлены личный прием и обслуживание налогоплательщиков в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) на период по 30 апреля 2020 года включительно (л.д. 35), административный ответчик указывал о необоснованном исчислении обязательных платежей по 26 июня 2020 года.

Удовлетворяя требования ИФНС России по городу Чебоксары, суды исходили из того, что обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве на основании соответствующего заявления.

С таким выводом нельзя согласиться.

Суды не учли, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-О «По жалобе гражданки Кошловской Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 12 мая 2005 года № 213-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).

В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина и эта обязанность является смыслом деятельности судов.

Отклоняя возражения административного ответчика, судебные инстанции исходили из того, что он мог направить соответствующее заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя по почте.

Между тем, право выбора способа обращения в регистрирующий орган по вопросу прекращения статуса индивидуального предпринимателя принадлежит заявителю. Вопрос о возможности использования иного способа, кроме как непосредственное обращение в регистрирующий орган, фактически остался не исследованным.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с обоснованностью размера взыскиваемых с Ярабаева Н.Ю. сумм, исчисление которых связано с датой прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в определении от 17 февраля 2015 года № 274-О, статьи 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, следовательно, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведённое выше и принять решение при строгом соблюдении норм процессуального и материального закона, включая положения статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, регулирующей срок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года отменить.

Направить административное дело № 2а-587/2021 в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объёме 27 июля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление06.08.2021