ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-14550/2022 от 13.07.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-14550/2022

город Москва 13 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Ковалевой Ирины Ивановны (поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Центрального районного суда города Твери от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению администрации г. Твери к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

представитель администрации г. Твери по доверенности Ковалева И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Тверской области о признании действий по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - ТУ Росимущества в Тверской области) от 19 января 2021 года № 2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» незаконными и возложении обязанности по истечении трех дней с момента вступления в силу решения суда произвести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19 января 2021 года № 2-р.

В обоснование заявленных требований административным истцом указывалось на незаконность оспариваемых действий по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с нарушением процедуры его передачи в муниципальную собственность г. Твери ТУ Росимущества в Тверской области, в виду отсутствия волеизъявления органов местного самоуправления на прием названного недвижимого имущества в муниципальную собственность г. Твери, а также отсутствуя документов, подтверждающих фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием г. Тверь.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец при обращении в суд полагал, что органу регистрации в соответствии с положениями пунктов 5, 7, 14 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), надлежало приостановить государственную регистрацию прав, что не было сделано административным ответчиком.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года, администрации г. Твери отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного истца администрации г. Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по доверенности Ковалева И.И. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Твери от 14 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование кассационной жалобы ею приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Представитель административного истца администрации г. Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по доверенностям
Ковалева И.И. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Васильева Т.В. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.

Так, порядок передачи имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность определен, в том числе, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ). Данной нормой предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при передаче государственного имущества в собственность соответствующего муниципального образования принять в трехнедельный срок передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом, а также представить подписанный передаточный акт в недельный срок с даты его поступления уполномоченному органу местного самоуправления для внесения изменений в реестр муниципального имущества.

Указанной нормой также предусмотрено, что в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается этим органом в одностороннем порядке. Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

При этом право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными в названной норме решениями.

Согласно статье 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 названного федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе, из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

Как установлено судами при рассмотрении административного дела, ТУ Росимущества в Тверской области 19 января 2021 года принято Распоряжение № 2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», которым утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования г. Тверь Тверской области (п. 1); передано в собственность муниципального образования г. Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению, к названному распоряжению (п. 2); ТУ Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания настоящего распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование г. Тверь Тверской области для подписания (п. 3), а Муниципальному образованию г. Тверь Тверской области, в свою очередь, - представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента получения настоящего распоряжения (п. 4).

Пунктом 5 этого распоряжения предусматривалось, что в случае если в установленный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона
№ 122-ФЗ и названным распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием г. Тверь Тверской области в ТУ Росимущества в Тверской области, акт приема-передачи утверждается ТУ Росимущества в Тверской области в одностороннем порядке.

В силу пункта 6 названного распоряжения оно является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области на это имущество возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Согласно пункту 7 упомянутого распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Территориальному управлению согласно п. 8 распоряжения поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приема-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию г. Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Также Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (пункт 9).

Приложением к указанному распоряжению является перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования г. Тверь Тверской области. В указанный перечень включены комнаты в доме по ул. <адрес> в г. <адрес>.

Вышеуказанное распоряжение для исполнения и акты приема-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе г. Твери письмом от 21 января 2021 года за .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Глава г. Твери вернул руководителю ТУ Росимущества в Тверской области без подписания акт приема-передачи в отношении жилых помещений по адресу: <адрес>. В обоснование возврата актов указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность г. Твери уполномоченным органом - Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение ТУ Росимущества в Тверской области от
19 января 2021 года № 2-р издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона
№ 122-ФЗ.

В этой связи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представителем ТУ Росимущества в Тверской области в отношении каждого из объектов недвижимости, указанных в приложении к Распоряжению от 19 января 2021 года № 2-р, в Управление Росреестра по Тверской области в электронном виде путем заполнения специальной формы поданы заявления о государственной регистрации права собственности на основании приложенных к заявлению документов, а именно указанного распоряжения и акта приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявления ТУ Росимущества в Тверской области, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, право Российской Федерации на которое подлежало прекращению в связи с вынесением Распоряжения от 19 января 2021 года № 2-р, в силу пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости являлись основаниями для осуществления кадастрового учета соответствующих объектов недвижимости и государственной регистрации прав - комнаты в доме по ул. <адрес> в г. <адрес> поставлены на кадастровый учет как жилые помещения и зарегистрированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности за муниципальным образованием г. Тверь.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 1, 3, 14, 15, 16, 18, 26, 27, 29, 65 Закона о государственной регистрации недвижимости, Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457; и пункт 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 278; пришел к выводу, что оспариваемые действия по государственной регистрации права на недвижимое имущество совершены уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленные сроки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что распоряжение ТУ Росимущества в Тверской области от 19 января 2021 года № 2-р являлось предметом оспаривания со стороны администрации г. Твери в судебном порядке. В соответствующем административном иске административный истец ссылался на аналогичные изложенным в рассматриваемом иске основания, по которым он полагал указанное распоряжение незаконным и необоснованным. Решением Центрального районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ по делу в удовлетворении требования администрации г. Твери отказано. Решение обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, оставлено без изменения.

С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представителем заинтересованного лица ТУ Росимущества в Тверской области в отношении каждого из объектов недвижимости, указанных в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19 января 2021 года № 2-р, в Управление Росреестра по Тверской области в электронном виде путем заполнения специальной формы поданы заявления о государственной регистрации права собственности на основании приложенных к заявлению документов, а именно указанного распоряжения и акта приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного руководителем ТУ Росимущества в Тверской области в одностороннем порядке.

Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие такого имущества, выраженного в отсутствие подписи уполномоченного лица в соответствующем акте приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования г. Тверь Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия административным ответчиком решения об отказе в осуществлении государственной регистрации перехода права, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 4 декабря 2007 года № 828-О-П, от 7 февраля 2012 года № 234-О-Р, не является.

В целом при разрешении административного спора суды, основываясь на приведенных выше нормах законодательства о государственной регистрации недвижимости, правомерно исходили из того, что государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, однако к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа территориального органа Росимущества, наделенного в соответствии с указанными выше положениями Федерального закона №122-ФЗ правом издавать распорядительные акты по передаче находящегося в собственности Российской Федерации имущества в собственность муниципальных образований, в том числе без согласия последних на принятие такого имущества при соблюдении условий, изложенных в данном федеральном законе.

Выводы судов об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований являются верными, так как основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы содержащиеся в них выводы.

Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.

Приведенные в обоснование кассационной жалобы доводы в целом аналогичны правовой позиции стороны административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Ковалевой Ирины Ивановны – без удовлетворения.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 июля 2022 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи