ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1467/20 от 13.02.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-1467/2020 ( № 88А-3797/2019)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Матыциной Е.И.,

судей Ляпина Н.А. и Фахрутдинова И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Халк» на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 июня 2019 года по административному делу № 2а-374/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Халк» к администрации городского округа Тольятти о признании недействующим в части нормативно-правового акта.

Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., объяснения представителя администрации городского округа Тольятти Володиной И.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Шестого отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В., полагавшей, что судебные акты являются законными, обоснованными и не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ООО «Халк» (далее – административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что 10 августа 2015 года между ООО «Логистика» и мэрией городского округа Тольятти (далее – г.о. Тольятти) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 100 кв.м для оказания услуг розничной торговли.

25 ноября 2016 года между ООО «Логистика» и ООО «Халк» заключен договор перенайма земельного участка, по которому ООО «Логистика» передало ООО «Халк» свои права и обязанности по договору аренды земельного участка.

На основании постановления администрации г.о. Тольятти от 22 марта 2017 года №1013-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 6 апреля 2012 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти» земельный участок с кадастровым номером был исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов. (п. 1970).

7 ноября 2017 года ООО «Халк» обратилось в администрацию г.о. Тольятти с заявлением, в котором просило заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта на другом земельном участке с кадастровым номером с местоположением: г. Тольятти, Автозаводской район, квартал № 4 по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ «Волжские зори», без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером , исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Письмом от 4 декабря 2017 года администрация г.о. Тольятти отказала в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2018 года указанный отказ был признан незаконным. На администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность направить в адрес ООО «Халк» проект договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее по тексту - НТО) на земельном участке с кадастровым номером , площадью 285 кв.м, с местоположением: г. Тольятти, Автозаводской район, квартал № 4 по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ «Волжские зори».

По состоянию на 19 декабря 2017 правовые характеристики НТО на земельном участке с кадастровым номером № 63:09:0000000:2446 были установлены пунктом 2190 приложения к постановлению мэрии г.о. Тольятти от 6 апреля 2012 №1109-п/1, согласно которому: вид НТО - несезонный; специализация НТО - универсальная.

Однако, постановлением от 11 апреля 2018 № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти» администрация г.о. Тольятти утвердила схему НТО в новой редакции, согласно пункту 2068 которой установлены новые характеристики НТО на земельном участке с кадастровым номером , а именно: вид НТО «несезонный – площадки»; специализация НТО: универсальная – реализация продовольственных и непродовольственных товаров.

Таким образом, администрацией г.о. Тольятти произведены существенные изменения, которые принципиально изменили правовую и экономическую характеристику НТО. В результате таких действий администрации решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может быть исполнено, а нарушенные права ООО «Халк» восстановлены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «Халк» просило суд признать пункт 2068 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденной постановлением администрации г.о. Тольятти от 11.04.2018 № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти» недействующим в части установления характеристик нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , вид НТО «несезонный – площадка», специализация НТО: универсальная – реализация продовольственных и непродовольственных товаров;

обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативно-правовой акт, признанный недействующим в части правовых характеристик НТО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 22 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 11 июня 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Халк» отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, поданной через Центральный районный суд г. Тольятти 12 декабря 2019 года, ООО «Халк» ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что, изменив характеристики спорного объекта, администрация фактически сделала неисполнимым решение Арбитражного суда Самарской области, вступившее в законную силу. В результате этих действий нарушенные права ООО «Халк» не могут быть восстановлены. Фактически, администрация обошла общеобязательную силу судебного акта путем принятия оспариваемого нормативного акта, что недопустимо в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 5-П. В материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие причины, по которым изменены характеристики нестационарного торгового объекта. Вывод суда о нарушении правил благоустройства и противопожарных норм не соответствует обстоятельствам дела, суд пришел к этому выводу исключительно на основании показаний Титова Д.Н., вместе с тем показания заведующего архитектурно-планировочным сектором по территории Автозаводского района г. Тольятти Департамента градостроительной деятельности г.о. Тольятти – Титова Д.Н. не могли быть положены в основу решения суда, так как доказательствами по делу не являются. Судом не приняты во внимание документы, представленные ООО «Халк» - это письмо заместителя главы г.о. Тольятти от 20 марта 2019 года, экспертное заключение о возможности размещения нестационарного торгового объекта у ТЦ «Волжские зори», в котором указано на возможность размещения павильона. Судами не учтено, что оспариваемый нормативный акт принят 11 апреля 2018 года, в то время как Правила благоустройства, на которые сослался суд, приняты 4 июля 2017 года. Доказательств противоречия размещения нестационарного торгового объекта правилам благоустройства, действовавшим по состоянию на 17 декабря 2017 года, в материалах дела не имеется.

Прокурор г. Тольятти в письменных возражениях просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений по настоящему административному делу не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 7 статьи 213 вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как предусмотрено пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28 октября 2016 № 240 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (далее - Порядок).

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 10 августа 2015 года между ООО «Логистика» и мэрией г.о. Тольятти заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, предназначенного для оказания услуг розничной торговли (л.д. 27-34).

25 ноября 2016 года между ООО «Логистика» и ООО «Халк» заключен договор, по которому ООО «Халк» переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 10 августа 2015 года № 3306 (л.д.35-39).

Постановлением администрации г.о. Тольятти от 22 марта 2017 года № 1013-п/1 земельный участок с кадастровым номером исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Постановлением администрации городского округа Тольятти от 19 июня 2017 года № 2050-п/1 в схему размещения НТО на территории г.о. Тольятти, утвержденную постановлением мэрии г.о. Тольятти от 6 апреля 2012 № 1109-п/1, в целях ее приведения в соответствие с вышеуказанным Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, внесены изменения, а также внесены новые места размещения нестационарного торгового объекта.

Одним из включенных объектов мест размещения НТО явился земельный участок, с кадастровым номером , площадью 285 кв.м, с местоположением: <адрес>

7 ноября 2017 года ООО «Халк» обратилось в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером , исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Письмом администрации г.о. Тольятти от 4 декабря 2017 года ООО «Халк» отказано в заключении договора на размещение НТО на земельном участке с кадастровым номером без проведения аукциона, ввиду того, что ранее включенный в схему нестационарный торговый объект имел характеристики (модульный павильон для оказания услуг розничной торговли, 100 кв.м.), а испрашивается разрешение на размещение нестационарного торгового объекта (несезонный, специализация универсальная, 285 кв.м.) (л.д.83-84).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2018 года отказ администрации г.о. Тольятти в заключении с ООО «Халк» договора на размещение НТО на земельном участке с кадастровым номером без проведения аукциона, выраженный в письме от 4 декабря 2017 года, признан незаконным.

На администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность заключить с ООО «Халк» соответствующий договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером (л.д.14-26).

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденная постановлением администрации г.о. Тольятти от 11 апреля 2018 года № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти» (пункт 2068 приложения к указанному постановлению) принята в соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденным Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28 октября 2016 года № 240, поскольку в схеме не был указан вид объекта (палатка, автолавка, площадка, и т.п.), специализация НТО. Расположение торгового модульного павильона на данном земельном участке противоречит нормам противопожарного законодательства РФ, а также Правилам благоустройства территории г.о. Тольятти.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении кассационной жалобы не имеется, поскольку выводы судов являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с частями первой и третьей статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли отнесено к вопросам местного значения пунктом 15 части 1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти, принятого Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30 мая 2005 года № 155.

В соответствии с «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст) к торговым предприятиям с универсальным ассортиментом отнесены предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

Эксплуатационные требования к нестационарному торговому объекту - площадке для реализации продовольственных и непродовольственных товаров содержатся в п. 2.18. приложения № 2 к постановлению мэрии городского округа Тольятти от 8 ноября 2012 № 3120-п/1 «О Порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти».

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что указание специализации НТО как реализация продовольственных и непродовольственных товаров в полном объеме соответствует универсальной торговле, вопреки доводам кассационной жалобы.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 285 кв.м, с местоположением: <адрес> был включен администрацией г.о. Тольятти в схему размещения НТО с целью размещения в последующем площадки в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (для размещения нестационарных торговых объектов для оказания услуг розничной торговли, в том числе имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, для оказания бытовых услуг) и с учетом норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства.

Судами установлено, что в схеме размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти, в нарушение приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28 октября 2016 года № 240 не был указан вид объекта (палатка, автолавка, площадка, кеговая установка, бойлер, тонар, и. т.п.).

В дальнейшем при проведении работ по приведению схемы размещения НТО в соответствие с Порядком, каждая строка у каждого объекта в графе «вид объекта» была дополнена конкретными наименованиями объектов.

В рассматриваемом случае вид объекта в пункте 2068 Схемы установлен как «площадка» со специализацией НТО универсальная - реализация продовольственных и непродовольственных товаров.

Вопреки доводам кассационной жалобы о неопределенности понятия вида объекта «несезонный площадка», указанного в соответствии с постановлением мэрии г.о. Тольятти от 7 ноября 2012 года № 3106-п/1 «О порядке взаимодействия Администрации г.о. Тольятти с заинтересованными лицами в случае размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, Самарской области и муниципальных правовых актов городского округа Тольятти», определено, что к нестационарным торговым объектам относятся в том числе площадки для реализации товаров школьного ассортимента, овощной продукции, бахчевых культур, хвойных деревьев, стройматериалов, приемки стеклопосуды, катания на лошадях, размещения батут-горок, водных горок, пневматического тира, надувных аттракционов, зоопарков, цирков, аттракционов, проката роликовых коньков, электромобилей, велосипедов, водной техники, серфингов, шезлонгов и зонтов, коньков, лыж, санок; летние кафе; киоски; павильоны; автостоянки; остановочные комплексы.

Из этого следует, что вид объекта «площадка» фактически используется для осуществления розничной торговли товарами и оказания услуг покупателям.

Эксплуатационные требования к нестационарному торговому объекту - площадке для реализации продовольственных и непродовольственных товаров содержатся в п. 2.18. приложения № 2 к вышеуказанному постановлению мэрии г.о. Тольятти от 8 ноября 2012 года № 3120-п/1 «О порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти».

Судами первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам автора кассационной жалобы, установлено, что расположение торгового модульного павильона на земельном участке с кадастровым номером на вышеуказанном земельном участке противоречит нормам противопожарного законодательства Российской Федерации, а также Правилам благоустройства территории г.о. Тольятти.

Размещение на испрашиваемом административным истцом земельном участке такого вида НТО, как площадка, соответствует приведенным выше требованиям, отвечает интересам неопределенного круга лиц, и не нарушает права самого административного истца, поскольку размещение на испрашиваемом земельном участке торгового модульного павильона, исходя из исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств, является невозможным.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что пункт 2068 размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти в части установления характеристик нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером вид НТО: несезонный – площадка, специализация универсальная - реализация продовольственных и непродовольственных товаров не противоречит требованиям нормативных актов и не нарушает предусмотренные законом права ООО «Халк».

Вопреки доводам кассационной жалобы приложенные к апелляционной жалобе письмо заместителя главы г.о. Тольятти по имуществу и градостроительству Захарова О.В. от 24 апреля 2019 № 3693-5, эскизный проект павильона, экспертное заключение о возможности размещения НТО - павильон, обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку они получены после вынесения судом решения и не были предметом исследования суда первой инстанции.

Доводы кассационной жалобы ООО «Халк», о том, что оспариваемый пункт схемы препятствует исполнению решения Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2018 года, о принятии судом первой инстанции ненадлежащих доказательств в части нарушения норм противопожарной безопасности и правил благоустройства при размещении павильона содержались в апелляционной жалобе ООО «Халк» и получили надлежащую правовую оценку в судебных актах.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций.

Приведенные заявителем иные доводы кассационной жалобы основаны на несогласии административного истца с результатами оценки судами имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, предполагают их переоценку, которая в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недопустима в кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные законом основания для их отмены отсутствуют.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Халк» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: