ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-14778/2022 от 11.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 38RS0032-01-2021-007100-95

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-14778/2022

город Кемерово 11 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лукьяновой Т.Г.,

судей Конаревой И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Иркутской области, поданную 23 июня 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года

по административному делу № 2а-2996/2022 по административному исковому заявлению Давыдовой Натальи Анатольевны к Контрольно-счетной палате Иркутской области о признании действий незаконными, предписаний незаконными и их отмене.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., при участии в судебном заседании представителей ответчиков Петрушиной А.В., Шебетниковой Ж.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя истца Ершовой М.В., представившей письменные возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Давыдова Н.А. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением

о признании незаконным действие председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Морохоевой И.П. по проведению контрольного мероприятия в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» (далее-фонд);

о признании незаконным действие председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Морохоевой И.П. по составлению акта № 1 по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия от 19 октября 2020 года;

о признании незаконным и отмене предписания Контрольно-счетной палаты Иркутской области № 01/53-Прп от 19 октября 2020 года;

о признании незаконным действие председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Морохоевой И.П. по составлению акта № 2 по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия от 10 ноября 2020 года;

о признании незаконным и отмене предписания Контрольно-счетной палаты Иркутской области № 01/56-Прп от 13 ноября 2020 года;

о признании незаконным действие начальника инспекции правового и кадрового обеспечения Контрольно-счетной палаты Иркутской области Калиновской Л.А. по составлению акта № 3 по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия от 14 декабря 2020 года;

о признании незаконным и отмене предписания Контрольно-счетной палаты Иркутской области № 27/59-Прп от 14 декабря 2020 года;

о признании незаконным действие начальника инспекции правового и кадрового обеспечения Контрольно-счетной палаты Иркутской области Калиновской Л.А. по составлению акта № 4 по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия от 17 декабря 2020 года;

о признании незаконным и отмене предписания Контрольно-счетной палаты Иркутской области № 27/60-Прп от 17 декабря 2020 года;

о признании незаконным действие заместителя начальника инспекции правового и кадрового обеспечения Контрольно-счетной палаты Иркутской области Родионова Д.С. по составлению протокола № 27/25-АП о совершении административного правонарушения от 21 декабря 2020 года.

В обоснование требований указано, что в соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2020 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 26 декабря 2019 года № 155-р, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 30 сентября 2020 года № 101-П на 17 декабря 2020 года проводилось контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года, на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе достижения результатов региональных проектов Иркутской области».

В ходе контрольного мероприятия в адрес Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» Контрольно-счетной палатой Иркутской области было направлено уведомление № 26/107-У от 1 октября 2020 года о проведении контрольных мероприятий, обозначенных в распоряжении № 101-П от 30 сентября 2020 года об утверждении программы проведения контрольного мероприятия в отношении Фонда. Исходящим письмом без номера и без даты в адрес Фонда направлено требование о предоставлении перечня документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а именно: 1) копии документов, представленных Фондом в министерство, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидий; 2) копии документов для предоставления субсидии: заявление, учредительные документы, документ о ведении раздельного учета, письменное обязательство не приобретать иностранную валюту, письменное обязательство о достижении результатов, письменное обязательство о включении в договоры согласия на проведение проверок; 3) документы, направленные в министерство согласно пункту 20 постановления № 603-пп; 4) расчет субсидии, предоставленной в 2019 и 2020 годах; 5) соглашения о предоставлении субсидий; 6) документы, подтверждающие перечисление субсидий; 7) отчет о достижении результатов предоставления субсидии; 8) отчет о проведении ежегодной оценки эффективности предоставления субсидий; 9) реестр субъекта предпринимательства – получателей услуги; 10) перечень услуг, оказанных ЦПП, договоры на оказание услуг сторонними организациями; 11) перечень услуг, оказанных РЦИ, договоры на оказание услуг сторонними организациями; 12) перечень услуг, оказанных ЦКР, договоры на оказание услуг сторонними организациями; 13) перечень услуг, оказанных ЦПЭ, договоры на оказание услуг сторонними организациями; 14) перечень услуг, оказанных ЦССИ, договоры на оказание услуг сторонними организациями; 15) копии штатных расписаний за 2019-2020 годы; 16) смета на содержание Фонда за 2019-2020 годы; 17) должностные инструкции руководителя Фонда и руководителей структурных подразделений, приказы о назначении на должность; 18) учетная политика Фонда; 19) документы в части управления Фондом: состав органов управления, протоколы заседаний, результаты проверок; 20) сведения об имуществе Фонда.

Запрашиваемые документы были представлены в полном объеме, однако в ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами Контрольно-счетной палаты Иркутской области составлены акты по фактам создания препятствий в проведении контрольных мероприятий с соответствующими предписаниями, в частности:

- акт № 1 от 19 октября 2020 года по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия в виде отказа от предоставления письменных пояснений по факту заключения договора возмездного оказания услуг без указания в нем конкретизированного существенного условия в виде предмета договора, письменные пояснения по факту предоставления инвестиционного проекта, сформированного по результатам исполнения договора, с указанием получателя меры поддержки отличного от указанного в договоре. В целях пресечения нарушений со стороны Фонда в виде создания препятствий КСП одновременно с актом КСП Фонду выдано предписание № 01/53-Прп от 19 октября 2020 года устранить допущенные нарушения путем предоставления обозначенных документов до 16.00 часов 20 октября 2020 года;

- акт № 2 от 10.11.2020 по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия в виде отказа от предоставления карточек счетов 86.01, 51, отражающих субсидии Фонда на 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 октября 2020 года ведущему инспектору сводной, экспертно-аналитической инспекции КСП Иркутской области Симоновой В.В. В целях пресечения нарушений со стороны Фонда в виде создания препятствий КСП одновременно с актом КСП Фонду выдано предписание № 01/56-Прп от 13 ноября 2020 года устранить допущенные нарушения путем предоставления обозначенных документов до 13.00 часов 17 ноября 2020 года;

- акт № 3 от 14 декабря 2020 года по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия в виде отказа от предоставления выписок из 1С по расходам Фонда за 2019-2020 годы, в том числе по начислению заработной платы, командировочным расходам, услугам связи, аренды, коммунальным услугам и прочим. В целях пресечения нарушений со стороны Фонда в виде создания препятствий КСП одновременно с актом КСП Фонду выдано предписание № 27/59-Прп от 14 декабря 2020 года устранить допущенные нарушения путем предоставления обозначенных документов до 18.00 часов 14 декабря 2020 года;

- акт № 4 от 17 декабря 2020 года по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты Иркутской области в проведении контрольного мероприятия в виде отказа от предоставления карточек счета 51 по соглашениям о предоставлении субсидий, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 51 по соглашениям о предоставлении субсидий, карточек счета 51 за 2019 год, авансовых отчетов по командировкам за 2019-2020 годы, сведений по счету 71 о командировочных расходах, авансовых отчетов за 2019 год, зарегистрированных в журналах регистрации служебных командировок за 2019 год. В целях пресечения нарушений со стороны Фонда в виде создания препятствий КСП одновременно с актом КСП Фонду выдано предписание № 27/60-Прп от 17 декабря 2020 года устранить допущенные нарушения путем предоставления обозначенных документов до 18.00 часов 17 декабря 2020 года.

В связи с неисполнением требований в срок, указанный в предписании № 27/60-Прп от 17 декабря 2020 года, то есть до 18.00 часов 17 декабря 2020 года, в отношении директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Давыдовой Н.А. начальником инспекции правового и кадрового обеспечения Контрольно-счетной палаты Иркутской области Родионовым Д.С. составлен протокол № 27/25-АП от 21 декабря 2020 года, в соответствии с которым в действиях Давыдовой Н.А. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 12 февраля 2021 года Давыдова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Административный истец полагает действия должностных лиц Контрольно-счетной палаты Иркутской области и решения, принятые в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»» в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» незаконными и нарушающими права и законные интересы Давыдовой Н.А., поскольку ни программа контрольных мероприятий, ни план деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя КСП Иркутской области от 26 декабря 2019 года № 155-р, не содержат сведений о проведении контрольных мероприятий в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области», соответственно, действия должностных лиц Контрольно-счетной палаты Иркутской области по проведению контрольных мероприятий в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» являются незаконными, противоречат положениям пункта 3.1 Стандарта Контрольно-счетной палаты Иркутской области СВФК-1 «Проведение контрольных мероприятий», утвержденного распоряжением председателя КСП Иркутской области от 22 июня 2018 года № 71-р, пункту 2 статьи 14 Закона Иркутской области от 7 июля 2011 года № 55-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Иркутской области», статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полагает, что незаконные действия Контрольно-счетной палаты Иркутской области по проведению вышеуказанных контрольных мероприятий свидетельствуют о незаконности принятых в рамках данных мероприятий решений. Предписания об устранении фактов создания должностным лицом Давыдовой Н.А. препятствий в проведении контрольных мероприятий приняты административным ответчиком вне законной процедуры проведения контрольных мероприятий неуполномоченными лицами. Распоряжением № 101-П от 30 сентября 2020 года об утверждении программы контрольного мероприятия состав ответственных исполнителей утвержден исключительно в отношении проверки Министерства экономического развития Иркутской области. Действия Контрольно-счетной палаты Иркутской области по проведению контрольных мероприятий в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области», осуществляемые при отсутствии правовых оснований для производства, а также ненормативные акты, принятые в ходе незаконных контрольных мероприятий, по мнению административного истца, нарушают её права и законные интересы, так как возлагают на Давыдову Н.А., как на должностное лица проверяемого объекта, обязанность исполнить незаконные требования, за отказ от исполнения которых Давыдова Н.А. привлечена к административной ответственности.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления, мотивированное тем, что Давыдова Н.А. узнала о нарушении её прав оспариваемыми действиями и решениями 9 июня 2021 года при получении копии заявления представителя Фонда о привлечении Давыдовой Н.А. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по делу А19-433/2021, рассматриваемого Арбитражным судом Иркутской области по иску Фонда к КСП Иркутской области о признании незаконным предписания № 27/60-Прп от 17 декабря 2020 года.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2021 года (далее-решение суда первой инстанции) в удовлетворении заявленных административных требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2021 года отменено (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция), дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе и в дополнении к ней Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее-кассатор) ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение суда первой инстанции. Выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не разрешен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области», в виду чего был лишен возможности участия в рассмотрении административного дела и права на справедливое судебное разбирательство. По смыслу части 2 статьи 47 КАС РФ судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора или другого лица либо на это лицо возлагаются какие - либо обязанности. Как следует из содержания решения суда первой инстанции каких-либо выводов, касающихся прав и обязанностей Фонда, судом не принималось., решение суда не затрагивает интересы Фонда, не возлагает на него какой - либо обязанности и не предписывает совершить какие - либо действия. Судебный акт не создает препятствий для реализации прав юридического лица. Поэтому интересы Фонда, как юридического лица, не могут быть нарушены результатом рассмотрения административного иска Давыдовой Н.А. Считают, что не привлечение Фонда к участию в рассматриваемом деле не образует процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 КАС РФ, влекущего безусловную отмену принятого судебного акта.

Полагают, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы процессуального права, в связи с тем, что отменить решение суда первой инстанции по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 309, пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ суд вправе только по заявлению лица, не привлеченного к участию в деле, так как данная норма права корреспондирует с частью 2 статьи 295 КАС РФ, где указано, что лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, вправе обжаловать решение суда в апелляционном порядке. Однако, Фонд не заявлял о своем интересе по отношению к заявленным требованиям по настоящему делу и не оспаривал решение суда первой инстанции. Ни Фонд, ни административный истец не заявляли о привлечении Фонда к участию в деле, в связи с чем судом первой инстанции не допущено нарушений требований статьи 47 КАС РФ. Полагают, что судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда безосновательно вышла за пределы оснований и доводов апелляционной жалобы.

Указывают, что Контрольно-счетной палатой Иркутской области в Фонде «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (далее- Фонд) в период октября-декабря 2020 года была проведена встречная проверка в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»». Административный истец Давыдова Н.А. на момент проверки являлась директором указанного Фонда с 10 марта 2016 года. Вместе с тем, трудовой договор с Давыдовой Н.А. был прекращен 5 апреля 2021 года и на момент обращения с настоящим иском в суд 8 ноября 2021г. Давыдова Н.А. не являлась должностным лицом. В административном иске истец указала только свои персональные данные, что позволило суду в совокупности с оценкой того факта, что ее трудовые отношения с Фондом прекращены на момент подачи иска, сделать обоснованный вывод о том, что Давыдова Н.А. обращается за защитой своих интересов как физическое лицо. С момента увольнения Давыдовой Н.А. 5 апреля 2021 года с должности директора Фонда все правоотношения между Давыдовой Н.А. и Фондом прекращены, поэтому действия должностных лиц КСП при проведении проверки, акты и предписания не нарушают прав административного истца как физического лица, и должностным лицом Фонда Давыдова Н.А. не является.

В отношении Давыдовой Н.А., как должностного лица — директора Фонда, был составлен протокол заместителем начальника инспекции правового и кадрового обеспечения Контрольно-счетной палаты Иркутской области Родионовым Д.С. о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля). А в отношении Фонда - юридического лица составлен протокол ведущим инспектором сводной, экспертно-аналитической инспекции Контрольно-счетной палаты Иркутской области Симоновой В.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение условий предоставления субсидий).

Кроме того, законность действий должностного лица Контрольно-счетной палаты при составлении протокола, по проведению контрольного мероприятия, по истребованию указанных в предписании документов являлась предметом судебной проверки в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении как мирового судьи, так и вышестоящих судебных инстанций. Вопросы о правильности составления протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры его оформления, полномочий должностного лица на его составление выяснялись и проверялись судебными инстанциями при разрешении дела и отражены в судебных актах. Указанные судебные постановления в силу требований статьи 64 КАС РФ являются обязательными и имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку целью обращения Давыдовой Н.А. в суд является попытка избежать административного наказания путем переоценки ранее установленных обстоятельств. Также, административным истцом нарушен пресекательный трехмесячный срок на обращение в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ. Административный иск поступил в суд 8 ноября 2021 года, в то время как Давыдова Н.А. была своевременно осведомлена о совершении оспариваемых действий должностных лиц и вынесении предписаний (период октябрь-декабрь 2020г.). У Давыдовой Н.А. имелся объективно большой период времени для обжалования указанных предписаний и действий административного ответчика. Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, административным истцом не представлено, суд первой инстанции, рассмотрев доводы Давыдовой Н.А., не установил правовых оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Также считают, что апелляционное определение подлежит безусловной отмене в связи с тем, что в нарушение положений статьи 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья Исакова Н.Н. участвовала в суде первой и апелляционной инстанциях, определением Кировского районного суда г. Иркутска от 10 ноября 2021 года административное исковое заявление Давыдовой Н.А. принято судьей Исаковой Н.Н., апелляционная жалоба Давыдовой Н.А. рассмотрена судебной коллегией Иркутского областного суда в составе которой участвовала судья Исакова Н.Н.

В дополнениях к кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 14 июля 2022 года кассатор настаивает, что ни административный истец, ни фонд не ходатайствовали о привлечении фонда к участию в деле, кассатор ссылается на то, что фонд оспаривал в арбитражном суде предписание №27/60-Прп от 17.12.2020г., заявил отказ от требований, производство по спору (дело №А19- 433/2021) было прекращено.

В судебном заседании представители ответчиков настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, указав также на незаконность состава суда апелляционной инстанции. От представителя истца в суд кассационной инстанции 29 июля 2022 года поступили возражения на кассационную жалобу.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.

Отменяя решение суда первой инстанции, и направляя административное дело на новое рассмотрение, судебная коллегия апелляционного суда указала, что Давыдова Н.А. оспаривает действия и решения, принятые Контрольно-счетной палатой Иркутской области в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» по факту проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году и истекшем периоде 2020 года на реализацию подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе достижения результатов региональных проектов Иркутской области. В рассматриваемом случае права и интересы Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» напрямую затрагиваются, указанное лицо имеет интерес в исходе дела, так как в рассматриваемом случае разрешается вопрос о законности, проведенного в отношении данного лица контрольного мероприятия, в рамках которого совершены действия и приняты решения, оспариваемые в настоящем административном деле Давыдовой Н.А., которая на момент проведения указанного мероприятия являлась должностным лицом - директором Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области». Вопреки требованиям процессуального закона, судом первой инстанции, при рассмотрении настоящего административного дела по существу, вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» не разрешался, ввиду чего был лишен возможности участия в надлежащем рассмотрении административного дела, и, соответственно, лишен права на справедливое судебное разбирательство.

Выводы судебной коллегии являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о его незаконности, выводов судебной коллегии не опровергают, поскольку статьей 47 КАС РФ установлено, что заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда, о чем судом выносится определение.

В связи с чем, следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в настоящем деле права и интересы Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области» напрямую затрагиваются, указанное лицо имеет интерес в исходе дела, так как в рассматриваемом случае разрешается вопрос о законности, проведенного в отношении данного лица контрольного мероприятия, в рамках которого совершены действия и приняты решение, оспариваемые в настоящем административном деле Давыдовой Н.А., которая на момент проведения указанного мероприятия являлась должностным лицом - директором Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области». Доводы кассатора о том, что ни истец, ни фонд не инициировал привлечение фонда к участию в деле основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку в соответствии со статьей 47 КАС РФ такое привлечение возможно и по инициативе суда и поскольку суд первой инстанции не выполнил требование процессуального закона апелляционная инстанция обоснованно отменила судебный акт первой инстанции, направив спор на новое рассмотрение, что соответствует пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Не могут служить основанием к отмене апелляционного определения доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение положений статьи 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья Исакова Н.Н. участвовала в суде первой и апелляционной инстанциях.

Из материалов дела следует, что судьей Кировского районного суда г. Иркутска Исаковой Н.Н. 10 ноября 2021 года вынесено определение о принятии к производству суда административного искового заявления Давыдовой Н.А. к Контрольно-счетной палате Иркутской области о признании незаконными действий, предписаний и проведении подготовки к судебному разбирательству (том.,1., л.д,4). В рассмотрении дела судом первой инстанции указанная судья не участвовала, дело рассмотрено в ином составе суда (том., 1., л.д., 10-26). Факт принятия судьей иска к производству без дальнейшего его рассмотрения не свидетельствует о незаконности состава суда, что подтверждается статьей 32 КАС РФ согласно которой судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Названный вывод подтверждается разными разделами КАС РФ, регулирующих подготовку дела к судебному разбирательству (глава 13) и непосредственно судебное разбирательство (глава 14), что свидетельствует об отсутствии оснований для выводов о незаконности состава суда при рассмотрении апелляционной жалобы.

Ссылка кассатора на прекращение производства по спору в арбитражном суде по заявлению фонда отклоняется, как основанная на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку факт отказа фонда от требований в арбитражном суде не опровергает необходимость привлечения фонда по настоящему административному делу, с учетом того, что как следует из картотеки арбитражных дел по указанному спору предметом оспаривания в арбитражном суде выступало предписание №27/60-Прп от 17.12.2020г., в то время как по рассматриваемому административному делу истец помимо указанного предписания оспаривает еще действия руководителя ответчика и ряд иных предписаний (том., 1., л.д., 12).

Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку нарушений норм права не подтверждают. Несогласие заявителя с апелляционным определением об отмене решения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение не может являться основанием для отмены судебного акта апелляционной инстанции, поскольку вопрос о законности оспариваемых заявителем действий и решений административного ответчика подлежит оценке судом при новом рассмотрении дела, что не является нарушением процессуальных прав административного ответчика.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, с учетом характера спорных правоотношений, выводы суда апелляционной инстанции о наличии безусловных оснований для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение, являются правильными, оснований для отмены апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи