ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88а-14885/2020
г. Кемерово 15 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А.,
судей Зиновьевой К.В. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Службы по тарифам Иркутской области, поданной через суд первой инстанции 6 августа 2020 года, кассационной жалобе открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания», поданной через суд первой инстанции 28 сентября 2020 года, на решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2020 года по административному делу № 3а-84/2019 по административному исковому заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» о признании недействующими в части нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., пояснения представителей Службы по тарифам Иркутской области ФИО1, ФИО2, представителя открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» ФИО3, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» ФИО4, возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В., полагавшей, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат и судебные акты являются законными и обоснованными, коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр на долгосрочный период с 2015 года по 2019 год установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области (приложение 1) и необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области (приложение 2), в том числе для ОГУЭП «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее «Облкоммунэнерго»).
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр на 2019 год установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для «Облкоммунэнерго» в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр внесены соответствующие изменения.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 545-спр установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год, в том числе в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго».
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 29 мая 2019 года № 684/19 с 1 июля 2019 года отменен приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 545-спр, тарифному органу предписано установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категориям потребителей Иркутской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 116-спр внесены изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр, для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в двухставочном тарифе снижена ставка за содержание электрических сетей с 1 июля по 31 декабря 2019 года с 639 283,61 рублей/МВт.мес. до 473 052,08 рублей/МВт.мес., а также снижен одноставочный тариф с 1,51094 рублей/кВт.ч. до 1,18434 рублей/кВт.ч.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 117-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год» необходимая валовая выручка сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации снижена с 3 105 069,4 тысяч рублей до 2 648 106,3 тысяч рублей.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13 августа 2019 года № 1087/19 приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 117-спр отменен, тарифному органу предписано установить и ввести в действие не позднее 1 сентября 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категориям потребителей Иркутской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр» необходимая валовая выручка сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, снижена с 2 648 106,3 тысяч рублей до 2 644 822,2 тысяч рублей. На второе полугодие 2019 года для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в двухставочном тарифе снижена ставка за содержание электрических сетей с 639 283,61 рублей/МВт.мес. до 471 857,41 рублей/МВт.мес, а также снижен одноставочный тариф с 1,51094 рублей/кВт.ч. до 1,18199 рублей/кВт.ч.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 192-спр с 1 сентября 2019 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год. Необходимая валовая выручка сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, установлена в размере 2 644 822,2 тысяч рублей.
С учетом уточнения требований просил административный истец признать не действующими:
- с 1 января по 30 июня 2019 года пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 545-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
- с 1 июля по 31 августа 2019 года пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 117-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
- с 1 сентября 2019 года пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 192-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
- с 1 июля 2019 года абзац третий подпункта 2 пункта 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 116-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр» и от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр», а также пункта 1 приложения «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС)» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 116-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр» и от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр»;
- с 1 января 2015 года пункт 2 «Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП «Облкоммунэнерго» приложения 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области» в части установления для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» необоснованно низкого базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год по следующим статьям затрат необходимой валовой выручки: сырье, основные материалы для капитального и текущего ремонта - 39 087,0 тысяч рублей; материалы на содержание и эксплуатацию - 15 973,8 тысяч рублей; инструмент и материалы для эксплуатации автотранспорта - 505,3 тысяч рублей; материалы для ремонта производственных зданий – 0; инструмент для производственной службы - 1 708,6 тысяч рублей; пополнение аварийного запаса - 2 758,3 тысяч рублей; спецодежда - 11 078,2 тысяч рублей; ремонт основного оборудования - 28 573,0 тысяч рублей; ремонт производственных зданий - 1 922,9 тысяч рублей; поверка приборов учета и средств измерений - 599,5 тысяч рублей; расчистка трасс ВЛ - 6 290,0 тысяч рублей; топливо, ГСМ для автотранспорта - 32 914, 9 тысяч рублей; затраты на оплату труда - 851 289,9 тысяч рублей; оценка, регистрация имущества - 432,2 тысяч рублей; охрана труда - 7 852,9 тысяч рублей; прибыль на поощрения - 10 251,6 тысяч рублей;
на Службу по тарифам Иркутской области возложить обязанности:
- по устранению нарушений законодательства о ценообразовании в области электроэнергетики путем установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2019 год, по следующим статьям затрат: аренда земли - 13 371,85 тысяч рублей, лизинг - 75 319,4 тысяч рублей, плата за технологическое присоединение к сетям - 15 763,32 тысяч рублей, создание пунктов обслуживания - 31 275,2 тысяч рублей, отчисления на социальные нужды - 412 735,6 тысяч рублей, материалы на энергосберегающие мероприятия - 16 826,5 тысяч рублей;
- по внесению изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 192-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год» в части установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» экономически обоснованной необходимой валовой выручки по следующим статьям затрат: аренда земли - 13 371,85 тысяч рублей, лизинг - 75 319,4 тысяч рублей, плата за технологическое присоединение к сетям - 15 763,32 тысяч рублей, создание пунктов обслуживания - 31 275,2 тысяч рублей, отчисления на социальные нужды - 412 735,6 тысяч рублей, материалы на энергосберегающие мероприятия - 16 826,5 тысяч рублей;
- по внесению изменений с 1 июля 2019 года в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», в редакции приказа Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр» в части установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» экономически обоснованного размера индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2019 год»;
- по внесению изменений с 1 января 2015 года в пункт 2 «Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП «Облкоммунэнерго» приложения 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр «Об установлений долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области», и устранению нарушений законодательства Российской Федерации о ценообразовании в области электроэнергетики путем установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» экономически обоснованного размера базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год по следующим статьям затрат: сырье, основные материалы для капитального и текущего ремонта - 280 214,5 тысяч рублей; материалы на содержание и эксплуатацию - 88 614,5 тысяч рублей; инструмент и материалы для эксплуатации автотранспорта - 7 376,6 тысяч рублей; материалы для ремонта производственных зданий - 5 257,8; инструмент для производственной службы - 58 976,3 тысяч рублей; пополнение аварийного запаса - 133 200,7 тысяч рублей; спецодежда - 62 087,8 тысяч рублей; ремонт основного оборудования - 284 102,3 тысяч рублей; ремонт производственных зданий - 42 322,1 тысяч рублей; поверка приборов учета и средств измерений - 1 197,7 тысяч рублей; расчистка трасс ВЛ - 30 030,0 тысяч рублей; топливо, ГСМ для автотранспорта - 62 370,7 тысяч рублей; затраты на оплату труда - 1 329 249,0 тысяч рублей; оценка, регистрация имущества - 162 394,6 тысяч рублей; охрана труда - 36 916,7 тысяч рублей; прибыль на поощрения -13 852,2 тысяч рублей.
Решением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года требования административного истца удовлетворены частично, со дня принятия признаны не действующими:
пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 545-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 117-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
пункт 2 таблицы 1 приложения 1 «Необходимая валовая выручка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года № 192-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год»;
абзац третий подпункта 2 пункта 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 116-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр» и от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр», а также пункт 1 приложения «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС)» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года № 116-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр» и от 30 августа 2019 года № 191-спр «О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр и от 28 декабря 2018 года № 544-спр» в части установления для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. На Службу по тарифам Иркутской области возложена обязанность по принятию заменяющих нормативных правовых актов.
В удовлетворении административных исковых требований ОГУЭП «Облкоммунэнерго» к Службе по тарифам Иркутской области о возложении обязанности при принятии заменяющих нормативных правовых актов включить в необходимую валовую выручку и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» расходы в первоначально заявленном размере по статьям затрат: аренда земли - 13 371,85 тысяч рублей, лизинг- 75 319,4 тысяч рублей, плата за технологическое присоединение к сетям - 15 763,32 тысяч рублей, создание пунктов обслуживания - 31 275,2 тысяч рублей, отчисления на социальные нужды - 412 735,6 тысяч рублей, материалы на энергосберегающие мероприятия - 16 826,5 тысяч рублей отказано.
Решением суда также признаны не действующими со дня принятия:
пункт 2 «Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП «Облкоммунэнерго» приложения 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области» в части установления для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год. На Службу по тарифам Иркутской области возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
В удовлетворении административных исковых требований ОГУЭП «Облкоммунэнерго» к Службе по тарифам Иркутской области о возложении обязанности в заменяющем нормативном правовом акте включить в базовый уровень подконтрольных расходов для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» расходы в первоначально заявленном размере по статьям затрат: сырье, основные материалы для капитального и текущего ремонта - 280 214,5 тысяч рублей; материалы на содержание и эксплуатацию - 88 614,5 тысяч рублей; инструмент и материалы для эксплуатации автотранспорта - 7 376,6 тысяч рублей; материалы для ремонта производственных зданий - 5 257,8; инструмент для производственной службы - 58 976,3 тысяч рублей; пополнение аварийного запаса - 133 200,7 тысяч рублей; спецодежда - 62 087,8 тысяч рублей; ремонт основного оборудования - 284 102,3 тысяч рублей; ремонт производственных зданий - 42 322,1 тысяч рублей; поверка приборов учета и средств измерений - 1 197,7 тысяч рублей; расчистка трасс BJI - 30 030,0 тысяч рублей; топливо, ГСМ для автотранспорта - 62 370,7 тысяч рублей; затраты на оплату труда - 1 329 249,0 тысяч рублей; оценка, регистрация имущества - 162 394,6 тысяч рублей; охрана труда - 36916,7 тысяч рублей; прибыль на поощрения - 13 852,2 тысяч рублей Иркутским областным судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2020 года решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба по тарифам Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в нарушение требований части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дал правовой оценки всем доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в том числе по статьям расходов «Пополнение аварийного запаса», «Расчистка трасс ВЛ», «Охрана труда», «Материалы на энергосберегающие мероприятия».
Полагает, что размеры расходов по статьям затрат «Материалы для капитального и текущего ремонта», «Материалы на содержание и эксплуатацию», «Ремонт основного оборудования», «Ремонт производственных зданий» не были подтверждены административным истцом в связи с отсутствием в тарифном деле отдельных расчетных и обосновывающих материалов, что подтверждается экспертным заключением Службы по тарифам <адрес>. Судом не дана оценка доводу административного ответчика о противоречии отдельных заявленных к учету в тарифах расходов.
Указывает, что судом апелляционной инстанции необоснованно продублирован вывод Иркутского областного суда о неправильном расчете платы за землю без учета коэффициентов использования земельных участков и коэффициента инфляции. Апелляционный суд не дал оценки доводам службы об отсутствии документального подтверждения необходимости обращения в вышестоящую территориальную сетевую организацию для увеличения максимальной мощности в объектах электросетевого хозяйства; отсутствии документов, подтверждающих полную фактическую оплату по договорам с вышестоящей территориальной сетевой организацией; об аннулировании административным истцом отдельных ранее заключенных договоров на технологическое присоединение к вышестоящей территориальной сетевой организации с переносом оплаты в пользу других договоров.
Обращает внимание, что отдельные оспариваемые административным истцом статьи расходов относятся к категории подконтрольных, для которых 2015 год является первым годом долгосрочного периода регулирования (2015-2019 года) и которые не подлежат корректировке в течение всего долгосрочного периода, а только увеличиваются с учетом установленных индексов.
Полагает, что судами не дана правовая оценка тому обстоятельству, что фактические расходы административного истца по подконтрольным статьям затрат за период с 2015 по 2018 годы не состоялись даже на уровне, учтенном Службой в регулируемых тарифах, но при этом были оплачены потребителями услуг по передаче электрической энергии в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО «Иркутская электросетевая компания» просит об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Заявитель, приводя в полном объеме доводы апелляционной жалобы, считает, что суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, в нарушение требований части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дал правовой оценки всем доводам, изложенным в апелляционной жалобе ОАО «Иркутская электросетевая компания» и фактически их не рассматривал.
Полагает, что расчет затрат по статьям расходов «Материалы для капитального и текущего ремонта», «Материалы на содержание и эксплуатацию» и «Ремонт основного оборудования», учитывая невозможность оценки отсутствующих в тарифном деле документов, правомерно было принять в редакции регулирующего органа. По статьям затрат «Спецодежда» и «Охрана труда» судом первой инстанции не проанализирована динамика расходов административного истца на 2015-2019 года; по статье затрат «Плата за технологическое присоединение к сетям» суд не принял во внимание таблицу расчета затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации, представленной в материалы дела ОАО «Иркутская электросетевая компания».
Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", выражает несогласие с выводами судов об определении момента, с которого признаны недействующими в части оспариваемые нормативные правовые акты, и считает необоснованным признание их не действующими с момента принятия, поскольку по делу было установлено, что обжалуемые положения данных нормативных правовых актов применялись и на их основании реализованы права граждан и организаций, а в случае признания не действующим со дня принятия пункта 2 приложения 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 764-спр цены на услуги по передаче электрической энергии будут нелегитимными с 2015 года, что влечет безвозмездность оказанных услуг.
Относительно доводов кассационной жалобы Службы по тарифам Иркутской области, прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике) в сфере электроэнергетики государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике установлено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
При рассмотрении дела установлено, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказами Службы по тарифам Иркутской области: от 26 декабря 2014 года № 764-спр, от 28 декабря 2018 года № 544-спр и № 545-спр, от 28 июня 2019 года № 116-спр и 117-спр, от 30 августа 2019 года № 191-спр и № 192-спр, поскольку является регулируемой организацией в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики. ОГУЭП ««Облкоммунэнерго» имеет статус территориальной сетевой организации на территории Иркутской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 1 марта 2013 года № ТСО-34/13, заключенного с ОАО «Иркутская электросетевая компания», которое является держателем котла.
Полагая, что оспариваемыми приказами Службы по тарифам Иркутской области нарушены его права, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя требования административного истца частично, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая положения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере электроэнергетики, исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований к их форме и содержанию, опубликованы и введены в действие в установленном законном порядке.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, проанализировав заключение, составленное по результатам экспертизы тарифного предложения регулируемой организации, суд пришел к выводу о нарушении административным ответчиком положений пункта 23 Правил регулирования, поскольку экспертное заключение не содержит оценки достоверности данных, приведенных в предложении об установлении цен (тарифов), а экспертиза предложения об установлении тарифов проведена не в полном объеме, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия приказа от 26 декабря 2014 года № 764-спр «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области» в отношении регулируемой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго». Поскольку одним из мотивов отмены тарифных решений Федеральной антимонопольной службой России являлось превышение Службой по тарифам Иркутской области полномочий при принятии приказов № 545-спр и № 117-спр ввиду превышения предельных уровней тарифов на территории Иркутской области без согласования с федеральным органом, суд пришел к выводу о том, что данные приказы приняты Службой по тарифам Иркутской области с превышением полномочий в нарушение требований статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пункта 81 Основ ценообразования.
В отношении оспариваемых приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года № 544-спр «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год» и № 545-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год» суд установил, что они приняты с соблюдением процедуры их принятия.
Проверяя соответствие оспариваемых приказов Службы по тарифам Иркутской области нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, с учетом положений Правил регулирования цен в электроэнергетике и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, а также Методических указаний № 98-э, № 228-э и № 421-э, суд пришел к выводу о не соответствии обжалованных нормативных правовых актов действующему правовому регулированию в сфере электроэнергетики. Суд указал, что тарифный орган, формально применяя законодательство о тарифном регулировании в сфере электроэнергетики, без проведения указанного анализа вышеперечисленных обстоятельств, учел большинство статей затрат, оспариваемых в данном административном деле, на уровне предыдущего периода регулирования с применением соответствующих индексов на последующие годы, что противоречит смыслу и принципам тарифного регулирования, так как надлежащий анализ деятельности регулируемой организации в материалах тарифных дел отсутствует, равно как отсутствуют доказательства, подтверждающие, что финансовое положение предприятия явилось следствием субъективных причин.
Установив, что тарифное дело содержит лишь часть материалов, представленных административным истцом, проанализировав затраты регулируемой организации для включения в необходимую валовую выручку, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном расчете необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов, установленных в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Службой по тарифам Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя в апелляционном порядке законность принятого решения, в целом согласился с позицией суда первой инстанции. В то же время, руководствуясь пунктом 6.1.7 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, и установив, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго», заявляя о включении в тариф расходов на выплату единовременных пособий работникам при выходе на пенсию, не указало в качестве условия для выплаты данных пособий увольнение работника по собственному желанию, суд второй инстанции пришел к выводу об обоснованном исключении тарифным органом соответствующих затрат из состава необходимой валовой выручки, указав при этом, что данный ошибочный вывод суда не повлек принятия неправильного по существу судебного решения с учетом наличия иных допущенных административным ответчиком нарушений при расчете оспариваемого тарифа.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и принятыми судебными актами, поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы, изложенные в обжалованных судебных актах соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оценивая доводы кассационной жалобы кассаторов о невыполнении судом апелляционной инстанции требований части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Из доводов апелляционных жалоб Службы по тарифам Иркутской области и ОАО «Иркутская электросетевая компания» следует, что они просили отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Исходя из доводов апелляционных жалоб, апелляционным судом был проверен в полном объеме оспариваемый судебный акт суда первой инстанции. Руководствуясь положениями статей 215, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими и частичном удовлетворении требований административного истца, оставив решение суда без изменения. При этом, исходя из требований статьи 308 Кодекса административного судопроизводства, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме, но не повторно. Поэтому отсутствие в мотивировочной части судебного акта апелляционной инстанции оценки доводов апелляционных жалоб по конкретным статьям затрат («Пополнение аварийного запаса», «Расчистка трасс ВЛ», «Охрана труда», «Материалы на энергосберегающие мероприятия») не свидетельствует о том, что указанные доводы не были предметом изучения суда и им не дана соответствующая оценка.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что по статьям затрат «Материалы для капитального и текущего ремонта», «Материалы на содержание и эксплуатацию», «Ремонт основного оборудования» и «Ремонт производственных зданий» суд апелляционной инстанции необоснованно произвел обобщенную оценку исходя из отсутствия в тарифном деле ОГУЭП «Облкоммунэнерго» отдельных расчетных и обосновывающих документов, не свидетельствуют о неправильном применении норм права и правильных выводов суда не опровергают. В приведенной связи следует учесть подтвержденные имеющимися в деле доказательствами обстоятельства того, что тарифное дело ОГУЭП «Облкоммунэнерго» содержит лишь часть документов, предоставленных регулируемой организацией.
Оценивая довод кассатора по статье расходов «Спецодежда», судебные инстанции со ссылкой на статьи 219, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 340н, пришли к обоснованным выводам о неправомерном не включении тарифным органом в состав необходимой валовой выручки расходов на приобретение спецодежды и обуви для ряда профессий.
Сам по себе факт предоставления противоречивых расчетов административного истца по названной статье расходов, а также превышение их размера над фактическими понесенными расходами не может свидетельствовать о правомерности исключения данной статьи затрат в расчете тарифа.
Оценивая расчет Службы по тарифам Иркутской области по статье затрат «Аренда земли», суды исходили из положений подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования, в силу которого расходы на аренду, которые относятся к неподконтрольным расходам, подлежащим включению в необходимую валовую выручку, определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу, а также иных налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Суды пришли к правильному выводу о том, что исключение из расчета коэффициента инфляции и доходности земельных участков является ошибочным, поскольку с учетом принципа платности использования земли (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации) данные коэффициенты включаются в расчет арендной платы наряду со ставкой земельного налога в соответствии с нормативными актами Иркутской области и нормативными правовыми актами муниципальных образований, которые являются составляющими данного расчета, связаны с владением и использованием земельных участков ОГУЭП «Облкоммунэнерго», нормативно установленных законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки используются в целях размещения объектов электроэнергетики, посредством которых административным истцом обеспечивается выполнение социально-значимой функции по снабжению потребителей Иркутской области электрической энергией, ввиду чего условия договоров аренды земельных участков должны быть в обязательном порядке урегулированы ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с собственниками земельных участков, на правильность выводов суда не повлияли.
Довод жалобы о том, что включение в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации в заявленном размере отдельных расходов, относящихся к подконтрольным, повлекло бы нарушение баланса экономических интересов потребителей услуг по передаче электрической энергии во всех ТСО Иркутской области в связи с наличием ограничения соответствующих тарифов предельными уровнями, ежегодно устанавливаемыми ФАС России, с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств формального применения тарифным органом законодательства о тарифном регулировании в сфере электроэнергетики, не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов и правильных выводов судов не опровергает.
Доводы кассационной жалобы ОАО «Иркутская электросетевая компания» судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что по статье затрат «Материалы для капитального и текущего ремонта» регулируемой организацией заявлено к учету в необходимой валовой выручке на 2015 год 280 214,45 тыс. руб.
Тарифный орган скорректировал цены на материалы в соответствии с информационным бюллетенем Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области «Индексы цен в строительстве» по состоянию на 1 октября 2013 года, применив индексы цен производителей промышленной продукции, утвержденные Министерством экономического развития России на 2014 год в размере 107,7%, на 2015 год - в размере 104,9%. Учтенные расходы по данной статье затрат составили 39 087 тыс. руб.
По статье затрат «Материалы на содержание и эксплуатацию» регулируемой организацией заявлено для включения в необходимую валовую выручку на 2015 год 88 614,5 тысяч рублей.
Тарифный орган скорректировал цены на необходимые материалы на содержание и эксплуатацию в соответствии с представленными листами обхода (осмотра) и Информационным бюллетенем Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области «Индексы цен в строительстве» по состоянию на 1 октября 2013 года. Учтенные расходы по данной статье затрат составили 15 973,8 тыс. руб.
По статье затрат «Ремонт основного оборудования» регулируемой организацией заявлено для включения в необходимую валовую выручку на 2015 год 284 102,3 тыс. руб.
Тарифный орган, проанализировав представленные материалы, а также фактические расходы предприятия за 2013 год, 1 полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года в размере 5 566,5 тыс. руб., включил в необходимую валовую выручку расходы по данной статье затрат на уровне базового периода регулирования в размере 28 573,0 тыс. руб.
По запросу тарифной службы от 29 августа 2014 года № 79-37-2768/14 регулируемой организацией для приобщения к тарифному делу представлены дополнительные материалы (письмо от 15 сентября 2014 года № ИК/18-3991), в том числе план-график капитального и текущего ремонта на 2015 год и перечень материалов на сумму 40 760,8 тыс. руб.
В соответствии с позицией административного ответчика предприятие самостоятельно произвело корректировку сумм по статьям затрат «Материалы для капитального и текущего ремонта» до 40 760,8 тыс. руб. По статье «Материалы на содержание и эксплуатацию» корректировка произошла до 18 174,3 тыс. руб. По статье «Ремонт основного оборудования» до 60 669, 7 тыс.руб.
Вместе с тем судами установлено, что в материалах тарифного дела имеются доказательства, подтверждающие предоставление регулируемой организацией документального обоснования расходов по статье «Материалы для капитального и текущего ремонта» на сумму 280 214,45 тысяч рублей; по статье затрат «Материалы на содержание и эксплуатацию» регулируемой организацией заявлено для включения в необходимую валовую выручку на 2015 год 88 614,5 тыс. руб., по статье «Ремонт основного оборудования» на 284 102,3 руб.
В то же время суды установили, что документы, представленные предприятием в обоснование расходов по указанным статьям затрат, подлежащих включению в необходимую валовую выручку, в тарифном частично отсутствуют.
Суд первой инстанции, проанализировав заключение, составленное по результатам экспертизы предложения регулируемой организации об установлении тарифов, пришел к правомерному выводу о нарушении административным ответчиком положений пункта 23 Правил регулирования, так как заключение не содержит оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов), а экспертиза предложения об установлении тарифов, проведена не в полном объеме, учитывая, что регулируемой организацией по статье «Сырье и основные материалы» заявлено расходов на 368 829,0 тыс. руб. (из них 280 214,45 тыс. руб. - на материалы для капитального и текущего ремонта и 88 614,5 тыс. руб. - на материалы на содержание и эксплуатацию) с предоставлением обосновывающих материалов, а тарифным органом рассмотрены фактически расходы на сумму 40 760,8 по материалам для проведения текущих и капитальных ремонтов и 18 174,3 тыс. руб. - по материалам на содержание и эксплуатацию, всего на сумму 58 935,1 тыс. руб., кроме того, предприятием заявлены по статье затрат «Ремонт основного оборудования» расходы на сумму 284 102,3 тыс. руб., а тарифным органом анализировались материалы на сумму 60 669,7 тыс. руб.
При таком положении судами сделан обоснованный вывод о том, что органом регулирования надлежащий анализ расходов, заявленных к включению в необходимую валовую выручку, не проведен, что привело к снижению необходимой валовой выручки неоднократно в течение двух долгосрочных периодов регулирования.
Довод кассационной жалобы о невозможности исполнения решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года правового значения для разрешения спора не имеет и не может повлиять на правильность выводов суда.
Сам по себе факт отсутствия возражений со стороны административного истца по вышеперечисленным статьям затрат на протяжении пяти лет не может является основанием для признания расчетов регулирующего органа обоснованными.
Вопреки доводам поданных кассационных жалоб судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка вопросу включения в необходимую валовую выручку расходов по статье затрат «Плата за технологическое присоединение к сетям вышестоящей территориальной сетевой организации (ТСО)», при этом совпадение правовых позиций судов по указанному вопросу не подтверждает утверждения регулирующего органа о «цитировании» выводов суда первой инстанции апелляционным судом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по статье расходов «Плата за технологическое присоединение» регулируемой организацией заявлено к включению в необходимую валовую выручку на 2019 год 14 301,7 тыс. руб. в связи с необходимостью присоединения новых потребителей к электрическим сетям и дополнительного отбора мощности у вышестоящей сетевой организации.
Согласно экспертному заключению тарифного органа данные затраты не приняты в полном объеме со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих ограничение максимальной мощности в объектах электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены потребители, то есть необходимость обращения в вышестоящую сетевую организацию для увеличения максимальной мощности в объектах электросетевого хозяйства в целях электроснабжения потребителей не доказана.
В то же время в материалах тарифного дела имеются акты осуществления технологического присоединения, акты о выполнении работ и технических условий, об оказанных услугах.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
С учетом требований статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, при наличии документов, подтверждающих фактический отбор мощности у вышестоящей организации, оплату расходов по договорам, а также наличие льготных категорий потребителей, пришел к обоснованному выводу о том, что у тарифного органа не имелось оснований для отказа во включении в необходимую валовую выручку расходов на технологическое присоединение к сетям.
Несогласие ОАО «Иркутская электросетевая компания» с датой признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений. Судом первой инстанции приведены мотивы, обосновывающие указанный вывод, который не противоречит общему правилу, закрепленному в пункте 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
При изучении доводов, изложенных в кассационных жалобах, усматривается их тождественность доводам, заявляемым в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Указанные доводы не подтверждают существенного нарушения судами норм права при рассмотрении настоящего спора, а сводятся, по сути, к переоценке установленных судами фактических обстоятельств, что не может служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованных судебных актов также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи