ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-14942/2023
г. Кемерово 19 июля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А.,
судей Мишиной И.В. и Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО1, поданной через суд первой инстанции 30 мая 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 марта 2023 года по административному делу № 2а-2917/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области о признании недействующим с момента принятия постановления администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755 «Об определении территорий, находящихся в границах муниципального образования города Братска Иркутской области, свободных от прав третьих лиц».
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., полагавшей судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
постановлением администрации муниципального образования города Братска от 11 сентября 2020 года № 1755 определены территории, находящиеся в границах муниципального образования города Братска, свободные от прав третьих лиц, из которых будут образованы земельные участки для последующего включения их в перечень земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и состоящим на земельном учете, в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».
Постановление официально опубликовано не было.
ФИО1 обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил о признании недействующим с момента принятия постановления администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755 «Об определении территорий, находящихся в границах муниципального образования города Братска Иркутской области, свободных от прав третьих лиц», мотивируя тем, что указанное постановление препятствует ему в реализации права на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не содержит указания на сроки резервирования земель, схему их расположения, не было официально опубликовано.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 1 ноября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755 «Об определении территорий, находящихся в границах муниципального образования города Братска Иркутской области, свободных от прав третьих лиц».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 марта 2023 года решение Братского городского суда Иркутской области от 1 ноября 2022 года отменено с принятием нового решения, которым в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 марта 2023 года, оставлении в силе решения Братского городского суда Иркутской области от 1 ноября 2022 года, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, полагая, что оспариваемый правовой акт отвечает признакам нормативности, и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, к материалам по обоснованию документации по планировки территории не относится; настаивает на нарушении своих прав, поскольку единственным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является ссылка на оспариваемое постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является <данные изъяты>, постановлением муниципального образования «Кобляковское сельское поселение» от 20 августа 2020 года № 35 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в силу подпункта <данные изъяты> Земельного кодекса Российской Федерации, <данные изъяты> Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», имеет право на предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В целях реализации указанного права ФИО1 обратился в администрацию г. Братска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу г. Братск, жилой район Центральный, и утверждении схемы его расположения.
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска от 11 мая 2022 года в предоставлении участка ФИО1 отказано со ссылкой на постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755, которым определены свободные от прав третьих лиц территории для дальнейшего образования земельных участков в целях предоставления гражданам, состоящим на земельном учете в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-03.
Решением Братского городского суда Иркутской области по административному делу № 2а-2131/2022 ФИО1 в признании незаконным указанного решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска отказано, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении требований, на комитет по управлению муниципальным имуществом г. Братска возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка повторно.
Полагая, что постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 11 сентября 2020 года № 1755 «Об определении территорий, находящихся в границах муниципального образования города Братска Иркутской области, свободных от прав третьих лиц» препятствует в реализации его законного права на приобретение земельного участка на льготных условиях согласно представленной схеме, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановление администрации г. Братска от 11 сентября 2020 года № 1755 является нормативным правовым актом о резервировании земель для муниципальных нужд, который подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков, однако в нарушение требований абзаца 2 пункта 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561, официально не был опубликован, что свидетельствует о несоблюдении установленного законодательством порядка принятия нормативного правового акта и является основанием для признания данного акта недействующим.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, исходил из того, что постановление администрации г. Братска от 11 сентября 2020 года № 1755 не обладает признаками нормативного правового акта и для его применения официального опубликования не требуется, поэтому оно не могло быть признано недействующим по причине нарушения порядка его принятия.
Проведя анализ содержания спорного постановления от 11 сентября 2020 года № 1755, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно не является документом по планировке территории, проектом межевания либо решением о резервировании земель для муниципальных нужд, а лишь определяет местонахождение свободной от прав третьих лиц территории в конкретном жилом районе города с координатами характерных точек границ территориальной зоны, в которой будут образованы земельные участки для последующего включения в перечень в целях предоставления в собственность бесплатно в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», в соответствии с частью 1 статьи 41.1, частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации входит в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории и относится к документации, разрабатываемой до принятия решения о резервировании земель, соответственно, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 6, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561, а также постановлением администрации муниципального образования города Братска от 13 июля 2017 года № 1051 «Об утверждении порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4.1 и 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной, в том числе лицами, указанными в пункте 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации»; постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14 августа 2020 года № 1522, которым внесены изменения в Порядок формирования и размещения на официальном сайте администрации перечней земельных участков, утвержденный постановлением от 2 июня 2016 года № 780, согласно пункту 2.2 которого в случае необходимости выполнения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета земельных участков, подлежащих включению в перечень земельных участков, КУМИ г. Братска обеспечивает принятие решения в форме постановления администрации об определении территорий, находящихся в границах муниципального образования г. Братска, свободных от прав третьих лиц, из которых будут образованы земельные участки для последующего включения их в перечень земельных участков (далее - постановление об определении территорий), содержащее информацию о местоположения территории с указанием координат характерных точек границ территории, ее площади, территориальной зоны, в границах которой расположена территория, категории земель. Поскольку во исполнение указанного пункта Порядка формирования перечней подлежащих резервированию земельных участков администрацией и принят оспариваемый правовой акт, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, являясь документом по обоснованию проекта планировки территории, спорное постановление относится к документации, разрабатываемой до принятия решения о резервировании земель, в силу чего спорный правовой акт признаков нормативности не имеет.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным с выводами суда апелляционной инстанции согласиться.
Доводы кассационной жалобы об обратном правильных выводов суда не опровергают.
Как видно из материалов дела, документация по планировке территории восточной части 25 микрорайона ж.р. Центральный г. Братска на момент принятия спорного постановления не была утверждена, ее утверждение состоялось постановлением от 17 мая 2022 года № 903 в составе проекта планировки и проекта межевания территории; земли в границах территории восточной части 25 микрорайона ж.р. Центральный г. Братска в соответствии со схемой зарезервированы для муниципальных нужд постановлением администрации г. Братска от 29 июня 2022 года № 1144.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление от 11 сентября 2020 года № 1755 в соответствии с частью 1 статьи 41.1, частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации входит в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории и относится к документации, разрабатываемой до принятия решения о резервировании земель, что лишает его признаков нормативности, и в силу своего подготовительного характера оно не может нарушать прав и законных интересов административного истца.
Не свидетельствуют о нарушении прав административного истца и незаконности судебного акта обстоятельства того, что ссылкой на обжалуемое постановление был обоснован отказ ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу г. Братск, жилой район Центральный, и утверждении схемы его расположения, поскольку проверка законности такого отказа к предмету настоящего спора не относится, тем более, что она состоялась в рамках рассмотрения иного административного дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу и несогласие с выводами судов, что не может служить основанием для отмены судебных решений в кассационном порядке. Все приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы были предметом изучения и оценки суда и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном постановлении.
Иных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 и частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену решений в кассационном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи