ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15183/2021 от 15.09.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-15183/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Корнюшенкова Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шадуро В.О. на решение Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года по административному делу № 33а-6903/2021 по административному исковому заявлению Шадуро В.О. к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга об обязании произвести работы по формированию земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга – Светлова Е.Н., представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга – Курганова С.В., возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шадуро В.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга по формированию земельного участка под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес>; обязать Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга произвести необходимые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в частности, внести данный дом в план мероприятий по формированию земельного участка, произвести формирование земельного участка, согласование и межевание территории с уполномоченными ведомствами в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу. В обоснование административных исковых требований административный истец указала, что является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый номер . 19 декабря 2019 года она обратилась в Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен <адрес> по адресу: <адрес>. В ответ на указанное заявление сообщено, что формирование земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В ответ на указанное письмо Шадуро В.О. в обращении № 22 от 23 марта 2020 года просила включить указанные участки в График выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов и сообщить о включении, а также указать дальнейшие действия, которые необходимо ей принять для реализации права на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В ответ на указанное заявление административному истцу сообщено, что правовые акты, в соответствии с которыми Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга будет уполномочен на разработку проектов межевания в целях реализации прав собственником помещений в многоквартирном доме на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также график выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов, находятся в стадии разработки. Земельный участок, на котором расположен <адрес> по адресу: <адрес>, на день подачи иска в суд не сформирован. Шадуро В.О. полагает, что Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не вправе отказаться от выполнения обязанности по формированию земельного участка.

Решением Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Шадуро В.О. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Письмом № 01-22-2137/19-0-0 от 18 ноября 2019 года администрацией Петродворцового района г. Санкт-Петербурга в адрес Шадуро В.О., сообщено о необходимости в срок до 10 декабря 2019 года освободить земельный участок, прилегающий к жилому дому по адресу: <адрес>, литера А, от самовольно установленных ограждений и других элементов благоустройства (л.д. 50).

19 декабря 2019 года административный истец обратилась в Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 13).

16 января 2020 года в ответ на заявление Шадуро В.О. от 19 декабря 2019 года Комитетом имущественных отношений <адрес> разъяснено, что образование испрашиваемого земельного участка за счет средств бюджета <адрес> станет возможным после выполнения мероприятий по межеванию территории, по сведениям региональной информационной системы <адрес> «Геоинформационная система <адрес>» (сайт www.rgis.spb.ru) многоквартирный дом по адресу: <адрес>, литера А, расположен на территории, в отношении которой проект межевания не разработан (л.д. 14-15).

28 января 2020 года Шадуро В.О. обратилась в Комитет градостроительства и архитектуры г. Санкт-Петербурга с заявлением № 2, в котором просила рассмотреть вопрос по принятию решения о возможности оформления (межевание и кадастровый учет) без проекта межевания территории при подготовке (актуализации) порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга, или включить участки, на которых расположены многоквартирные дома по адресу: <адрес>,4,6, в График и оказать содействие в разработке и утверждении проекта межевания территории для указанных участков в короткие сроки (л.д.69-70).

В ответ на заявление Шадуро В.О. Комитетом по градостроительству и архитектуре г. Санкт-Петербурга дан ответ №01-21-2-8932/20 от 11 марта 2020 года, из которого следует, что мероприятия по образованию земельных участков для многоквартирных домов по адресу: <адрес>,4,6, будут включены в график выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов, планируемый срок подготовки - 1 квартал 2020 года, планируется включить в бюджет средства на его реализацию. Образование испрашиваемых земельных участков за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга станет возможным после проведения указанных мероприятий (л.д. 71-72).

В обращении № 22 от 23 марта 2020 года адресованном Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, Шадуро В.О. просила включить участки в График выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов и сообщить о включении, а также указать дальнейшие действия, которые необходимо ей принять для реализации права на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (л.д. 16).

В ответ на указанное заявление административному истцу сообщено, что правовые акты, в соответствии с которыми Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга будет уполномочен на разработку проектов межевания в целях реализации прав собственником помещений в многоквартирном доме на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также график выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов, находятся в стадии разработки (л.д. 17).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком рассмотрены заявления Шадуро В.О., по которым были даны мотивированные ответы, факт бездействия Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга по проведению работ по формированию земельного участка по адресу: <адрес>, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, в связи с чем суд не усмотрел нарушений прав административного истца.

Также суд указал, что из положений Земельного кодекса Российской Федерации не вытекает обязанности по принятию только положительного решения по результатам рассмотрения заявления, а также по формированию земельного участка под многоквартирным домом в определенный срок.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала эти выводы правильными по следующим основаниям.

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 1, 2).

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Таким образом, исходя из содержания приведённых выше норм права, формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путём утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учёт.

Порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт- Петербурге утверждён Законом Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года №4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт- Петербурга».

В соответствии со статьей 2 названного Закона Санкт-Петербурга, решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом в порядке, установленном этой же статьей и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом в срок, установленный Правительством Санкт-Петербурга, на основании Генерального плана Санкт- Петербурга, Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга и иными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий и с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории, принятого уполномоченным органом, физические или юридические лица вправе представить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории в уполномоченный орган (пункты 8, 9 статьи 2).

Таким образом, формирование границ земельного участка под многоквартирным домом в силу приведённых выше правовых норм возможно только после подготовки проекта планировки территории в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года № 4-5.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).

Из частей 2-5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).

На территории г. Санкт-Петербурга порядок формирования земельных участков под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства г. Санкт-Петербурга от 20 марта 2005 года № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».

В силу пункта 2 названного Положения Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга принимает от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица заявление о формировании земельного участка, к которому должны быть приложены документы, поименованные в пунктах 2.1 - 2.4.

Пунктами 9, 9.1 и 9.2 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 20 марта 2005 № 25-рп установлено, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка и обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.

Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25 апреля 2013 года № 1996-рк «Об утверждении Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке» установлен порядок прохождения и рассмотрения документов при формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства.

На момент возникновения спорных правоотношений, также действовал порядок формирования земельных участков, утвержденный Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга от 11 августа 2006 № 1555-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».

Из разделов 2 и 3 Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга от 11 августа 2006 № 1555-рк следует, что порядок формирования земельных участков состоит из следующих этапов:

1) прием заявления о формировании земельного участка для многоквартирного дома;

2) формирование дела по земельному участку, которое включает:

- проведение районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга по месту нахождения земельного участка полевого обследования земельного участка, по результатам которого составляется акт полевого обследования (п. 3.1.2 Распоряжения);

- по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости г. Санкт-Петербурга, и документов, представленных Уполномоченным лицом, районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга изготавливает схему границ земельного участка в масштабе 1:2000, подлежащего формированию для многоквартирного дома (п. 3.1.3 Распоряжения);

- подготавливает за подписью заместителя председателя Комитета запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре г. Санкт- Петербурга, а при необходимости в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и в иные исполнительные органы государственной власти г. Санкт-Петербурга (п. 3.1.4 Распоряжения);

- в пятидневный срок с момента получения из Комитета по градостроительству и архитектуре заключения о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка направляет Уполномоченному лицу подписанную начальником районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга копию схемы границ земельного участка для обращения в топогеодезическую организацию, включенную в реестр организаций, выполняющих работы по межеванию земельных участков на территории г. Санкт-Петербурга, для заключения договора на проведение работ по межеванию земельного участка (п. 3.6, п. 3.6.3 Распоряжения);

- производит проверку и приемку работ по межеванию земельного участка, осуществленных ТГО (п. 3.8 Распоряжения);

- Управление землеустройства в трехдневный срок с момента приемки работ по межеванию осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка (п. 3.9 Распоряжения);

3) после подписания распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Санкт-Петербурга осуществляет в установленном порядке подготовку материалов для государственного кадастрового учета земельного участка (п. п. 3.10 - 3.11.2 Распоряжения).

Исходя из содержания приведенных выше норм права, формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет.

Данное распоряжение утратило силу с 19 февраля 2021 года в связи с изданием распоряжения Комитета имущественных отношений г. Санкт- Петербурга от 19 февраля 2021 года №22-р).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года № 98 отменены постановления названного органа государственной власти Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1589 «О Комитете по управлению городским имуществом», от 5 июня 2007 года № 640 «О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга» и утверждено Положение о комитете имущественных отношений г. Санкт- Петербурга.

Согласно утвержденному Положению, Комитет проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а также земельного контроля в Санкт- Петербурге).

В соответствии с пунктами 3.36 - 3.39-1 положения Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга:

3.36. Осуществляет планирование и организацию рационального использования земель на территории Санкт-Петербурга в целях совершенствования распределения земель согласно перспективам развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в соответствии с градостроительной документацией.

3.37. Организует и осуществляет региональный мониторинг земель.

3.38. Принимает решения о проведении работ по территориальному землеустройству на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и(или) государственная собственность на которые не разграничена.

3.39. Утверждает границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

3.39-1. Осуществляет в порядке, установленном Правительством Санкт- Петербурга, подготовку заключения на проект межевания территории.

Таким образом, из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, единственным основанием для проведения кадастрового учета земельного участка является распоряжение Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга об утверждении границ земельного участка (п. 9.2 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 года № 25- рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом»).

16 января 2020 года в ответ на заявление Шадуро В.О. от 19 декабря 2019 года Комитетом имущественных отношений г. Санкт-Петербурга разъяснено, что образование испрашиваемого земельного участка за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга станет возможным после выполнения мероприятий по межеванию территории, однако, по сведениям региональной информационной системы г. Санкт-Петербурга «Геоинформационная система г. Санкт-Петербурга» (сайт www.rgis.spb.ru) многоквартирный дом по адресу: <адрес>, литера А, расположен на территории, в отношении которой проект межевания не разработан.

Как следует из пункта 13 и 14 Приказа Минстроя России от 07 марта 2019 года № 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», в целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

На совещании, состоявшемся в Комитете по градостроительству и архитектуре г. Санкт-Петербурга 27 ноября 2019 года с участием Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, принято решение целесообразности наделения Комитета полномочием по обеспечению подготовки проекта межевания в целях образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.

На основании приказа Минстроя России от 07 марта 2019 года № 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», на указанном совещании также принято решение о подготовке графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов.

Планируемый срок подготовки и утверждения Графика - I квартал 2020 года (январь-апрель 2020 года).

Также Шадуро В.О. было сообщено, что после утверждения Графика, он будет размещен на официальном сайте Комитета имущественных отношений г. CaHKT-neTep6ypra-www.commim.spb.ru (л.д. 14-15).

В ответе на заявление административного истца от № 22 от 23 марта 2020 года, сообщено, что правовые акты, в соответствии с которыми Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга будет уполномочен на разработку проектов межевания в целях реализации прав собственником помещений в многоквартирном доме на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также график выполнения мероприятий по образованию земельных участков для многоквартирных домов, находятся в стадии разработки (л.д. 17).

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, в отсутствие утвержденного графика и установленных законом сроков, выполнения мероприятий по образованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что административным ответчиком рассмотрены все заявления Шадуро В.О., по которым были даны мотивированные ответы, факт бездействия Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга по проведению работ по формированию земельного участка по адресу: <адрес>, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, учитывая, что такие действия зависят не только от волеизъявления собственников многоквартирного дома, но и от межевания земельного участка, утверждения границ земельного участка, выделения средств из бюджета Санкт-Петербурга для производства межевания земельного участка с учетом. Судебная коллегия также учитывает, что 1 квартал 2020 года пришелся на период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, что привело к нарушению нормальной работы, в том числе, и государственных органов. Отсутствие, утвержденного графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом, при установленных обстоятельствах, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, т.к. в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом административному истцу не отказано, а разъяснено на необходимость соблюдения процедуры, предусмотренной Земельным, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также порядка, установленного Правительством г. Санкт-Петербурга. Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, что сторонами не оспаривалось.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Шадуро В.О. к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга об обязании произвести работы по формированию земельного участка, оставить без изменения, кассационную жалобу Шадуро В.О. - без удовлетворения.

Решение Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: