ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15262/2023 от 28.06.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-15262/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2023 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Иванова Д.А., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 12 мая 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери Репиной О.Ю. на решение Центрального районного суда г. Твери от 12 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 марта 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации г. Твери об оспаривании бездействия, выразившегося в необеспечении земельного участка инженерными коммуникациями (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-485/2023).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного истца Федичкина Д.Д., судебная коллегия

установила:

Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с административным иском к администрации г. Твери в интересах ФИО12 о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выделенного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> инженерно-техническими коммуникациями (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой);

возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно организовать водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения, электроснабжение к границам указанного земельного участка для использования в целях индивидуального жилищного строительства.

Требования мотивировал тем, что на основании приказа департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от 23 декабря 2015 года № 2599/р в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» ФИО13 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Вопреки требованиям закона администрацией г. Твери не приняты меры по обеспечению указанного земельного участка инженерно-техническими коммуникациями, что создает препятствия к осуществлению многодетной семьей права на использование земельного участка в соответствии с его назначением.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 12 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 марта 2023 года, требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе представителя администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери Репиной О.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» предусмотрено однократное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от 23 декабря 2015 года № 2599/р в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» ФИО14 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

По результатам проведенной 21 октября 2022 года прокуратурой Московского района г. Твери совместно с представителями администрации Калининского района Тверской области, администрации г. Твери, ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району Тверской области проверки обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой данного земельного участка с выездом установлено, что администрацией г. Твери не принимаются меры, направленные на своевременное обеспечение выделенного земельного участка возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и создаются препятствия к осуществлению прав по использованию земельного участка по назначению.

В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных распоряжением Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 года № 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», утвержденному распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года № 167-рп, организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, и оценив установленное обстоятельство отсутствия такого обеспечения земельного участка, предоставленного многодетной семье Зверьковых, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о бездействии администрации г. Твери и возложении обязанности по обеспечению указанной инфраструктуры.

Приводимые в кассационной жалобе доводы представителя административного ответчика сводятся к тому, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка не является обязанностью администрации г. Твери ввиду того, что предоставленный семье Зверьковых земельный участок находится за пределами муниципального образования г. Тверь.

Эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление земельных участков гражданам производится после проведения кадастровых работ и строительства объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для использования земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства.

При этом согласно Дорожной карте технологическому присоединению инженерной инфраструктуры должна предшествовать заявка администрации г. Тверь на организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности.

Таким образом, предоставляя земельный участок за пределами городского округа, администрация г. Твери была обязана разрешить вопрос об обеспечении земельного участка необходимой коммунальной и иной инфраструктурой.

С учетом изложенного являются несостоятельными и не влекут отмену судебных актов доводы жалобы о том, что подготовка проектно-сметной документации для строительства сетей объектов инженерно-технического обеспечения и использование мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года, противоречит требованиям действующего законодательства.

Эти доводы жалобы ранее заявлялись, они правомерно опровергнуты нижестоящими судебными инстанциями.

В кассационной жалобе не содержится доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных постановлений.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного ответчика и заинтересованного лица оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 12 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери Репиной О.Ю. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий Е.Д. Смирнова

Судьи: Д.А. Иванов

Д.В. Ульянкин

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2023 года