ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15723/2023 от 26.07.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-15723/2023

г. Кемерово 26 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Мишиной И.В. и Евтифеевой О.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО1, поданной через суд первой инстанции 6 июня 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 года по административному делу № 2а-5214/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО1 обратился Центральный районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска, мэру г. Новосибирска, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать недействующими с момента издания постановление мэрии г. Новосибирска от 21 февраля 2017 года № 720 «О проектах планировки и межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе, проекте межевания территории, предназначенном для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Самотечной», а также постановление мэрии г. Новосибирска от 7 сентября 2022 года № 3139 «О проекте планировки и проекте межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, береговой линией реки Оби, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги и перспективной Левобережной магистралью, в Ленинском районе», в той мере, в которой в указанных актах не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для государственных и (или) муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером территории общего пользования; установления указанными постановлениями красных линий, повлекшего нахождение земельного участка с кадастровым номером в границах красных линий; в части фактического раздела установленными красными линиями земельного участка с кадастровым номером и отнесение его частей к разным территориальным зонам (Ж-6 и ОД-1); в части отнесения земельного участка (части земельного участка) с кадастровым номером к территории общего пользования (общественно-деловой зоне ОД-1).

Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, препятствуют реализации административным истцом правомочий собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером

Решением Центрального районного суд г. Новосибирска от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявленных требований, настаивая на том, что судами не дана правовая оценка заключению кадастрового инженера от 22 сентября 2022 года, которым установлены нарушения при установлении красных линий в отношении земельного участка административного истца; необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной землеустроительной экспертизы в целях проверки законности установления красных линий; судами необоснованно не учтено, что спорный земельный участок был приобретен после проведения публичных слушаний по проектам оспариваемых постановлений мэрии г. Новосибирска, административный истец не имел правового интереса и объективно не мог возражать относительно данных проектов; выводы судов относительно раздела красными линиями спорного земельного участка противоречат друг другу.

Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении дела установлено, что постановлением мэрии г. Новосибирска от 21 февраля 2017 года № 720 «О проектах планировки и межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе, проекте межевания территории, предназначенном для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Самотечной» утверждены:

проект планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе (приложение 1);

проект межевания территории квартала 154.01.02.01 в границах проекта планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали па продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе (приложение 2);

проект межевания территории квартала 154.01.03.01 в границах проекта планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе (приложение 3);

проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Самотечной в границах проекта планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе (приложение 4).

Постановлением мэрии города Новосибирска № 3139 от 7 сентября 2022 года утверждены:

проект планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, береговой линией реки Оби, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги и перспективной Левобережной магистралью, в Ленинском районе (приложение 1);

проект межевания территории квартала 154.01.03.01 в границах проекта планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, береговой линией реки Оби, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги и перспективной Левобережной магистралью, в Ленинском районе (приложение 2);

присвоен адрес образуемому земельному участку согласно приложению 1 к проекту межевания территории квартала 154.01.03.01 в границах проекта планировки территории, ограниченной проездом Энергетиков, береговой линией реки Оби, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги и перспективной Левобережной магистралью, в Ленинском районе;

признано утратившим силу постановление мэрии города Новосибирска от 21 февраля 2017 года № 720 «О проекте планировки и межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжение улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе, проекте межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Самоточная».

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 12 декабря 2016 года № 5649 «О назначении публичных слушаний но проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проектах планировки и межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, дамбой Димитровского моста, створом перспективной магистрали на продолжении улицы Стартовой, береговой линией реки Оби и полосой отвода железной дороги, в Ленинском районе, проекте межевания территорни, предназначенном для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Самотечной» публичные слушания были назначены на 18 января 2017 года в 11.00 час. в здании администрации Ленинского района города Новосибирска.

Решение о назначении публичных слушаний опубликовано в бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года № 51.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 18 января 2017 года (опубликовано в бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска от 26 января 2017 года № 3), данные слушания признаны состоявшимися, проект постановления мэрии г. Новосибирска получил положительную оценку и рекомендован к утверждению с учетом предложений, одобренных экспертами.

Постановление № 720 опубликовано в бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска от 22 февраля 2017 года № 7.

При принятии постановления мэрии города Новосибирска от 7 сентября 2022 года № 3139 «О проекте планировки и проекте межевания территории, ограниченной проездом Энергетиков, береговой линией реки Оби, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги и перспективной Левобережной магистралью, в Ленинском районе» публичные слушания не проводились в связи с утратой силы предусматривающих обязательность проведения публичных слушаний пунктов 1, 2 статьи 28 Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ.

Постановление № 3139 опубликовано в бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска от 8 сентября 2022 года № 39.

С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно исходили из того, что органом местного самоуправления при принятии спорных нормативных правовых актов соблюдены требования к установленному законом порядку по рассмотрению и утверждению документации но планировке территории, оспариваемые постановления приняты им в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий, в порядке и в срок, регламентированные законом, с соблюдением требований по опубликованию.

Доводы кассационной жалобы о том, что на момент принятия постановления № 720 ФИО1 не являлся собственником земельного участка, не свидетельствуют о несоблюдении установленной процедуры принятия нормативного правового акта.

Также из материалов дела усматривается, что административный истец по договору купли-продажи от 1 августа 2019 года приобрел в собственность объекты недвижимости:

жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 30.3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных-1, кадастровый номер:

жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 99.7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных -2, кадастровый номер:; в настоящее время площадь указанного дома увеличена до 303.2 кв.м.;

земельный участок, расположенный по адресу:<адрес> площадью 527+/-8 кв.м., кадастровый номер

Указанный земельный участок относится к территории квартала 154.01.04.01, в отношении которого проект межевания не утвержден.

В соответствии с картой функциональных зон г. Новосибирска, земельный участок с кадастровым номером на момент принятия оспариваемого постановления № 720 относился к общественно-деловой зоне.

Согласно оспариваемым постановлениям, реализующим положения Генерального плана, земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объекта – зоне улично-дорожной сети, а также в зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе, многоэтажных жилых домов.

В соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 года № 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска", на момент принятия постановления № 720, земельный участок с кадастровым номером относился к территориальной зоне ОД-1.1 (Подзона делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности жилой застройки).

Также из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 8 июля 2022 года, принятым по делу № А45-31777/2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2022 года, удовлетворен иск мэрии города Новосибирска к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , самовольным, сносе самовольной постройки, частично расположенной в границах красных линий, где строительство запрещено, и отказано в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к мэрии города Новосибирска о сохранении в реконструированном виде постройки – жилого дома, площадью 303,2 кв.м, расположенного на указанном земельном участке.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 2, 6, 9, 18, 26, 28, 30, 35, 36, 41, 42, 45, 68, 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 года № 1288, установив, что красные линии, обозначающие границы территории общего пользования, отображены на чертежах планировки в составе утвержденного спорными постановлениями проекта планировки территории, что соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что постановление мэрии г. Новосибирска от 21 февраля 2017 года № 720 и постановление мэрии г. Новосибирска от 7 сентября 2022 года № 3139 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права и законные интересы административного истца не нарушают.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Согласно пункту 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 2 статьи 1 и частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 названного Кодекса), а документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1), которыми согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Правила землепользования и застройки согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Градостроительные регламенты согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов предназначены зоны инженерной и транспортной инфраструктур (часть 8 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ и пункт 8 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 26 декабря 2007 года N 824 "О Генеральном плане города Новосибирска" утвержден Генеральный план г. Новосибирска, в том числе, с положением о территориальном планировании г. Новосибирска, картой границ населенного пункта города Новосибирска, картой функциональных зон города Новосибирска, картами планируемого размещения объектов местного значения города Новосибирске, в том числе, в области автомобильных дорог.

Согласно части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

С учетом приведенного правового регулирования, установив, что оспариваемые нормативные правовые акты законодательству большей юридической силы, в том числе генеральному плану г. Новосибирска и правилам землепользования и застройки не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для признания их недействующими.

Вопреки доводам кассационной жалобы действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Установление планируемых к размещению дорог местного значения, иных линейных объектов, их реконструкция определяется генеральным планом городского округа и отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.

Вопреки мнению кассатора, выраженному в кассационной жалобе, для правильного разрешения настоящего административного спора о соответствии законодательству большей юридической силы нормативных правовых актов не требовалось специальных познаний в области землеустроительного законодательства, в связи с чем судами обоснованно отказано в назначении соответствующей судебной экспертизы.

Поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами не утверждался проект межевания кадастрового квартала, в котором расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, и не решался вопрос изъятия земельного участка либо его резервирования для государственных и муниципальных нужд, утверждения кассатора о незаконности обжалуемых постановлений по указанным основаниям носят надуманный характер и правильных выводов судов об отсутствии оснований для признания постановлений недействующими не опровергают.

Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июля 2023 года.

Председательствующий

Судьи