ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15754/2023 от 29.08.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-15754/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 29 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Степанова П.В.,

судей Феофиловой Л.В., Тетюева С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года по административному делу №3а-2/2023 по административному иску ФИО1 о признании недействующими в части Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, Положения о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, Формы социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта», Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, утвержденного приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 года № 147.

Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В., пояснения представителя Правительства Курганской области ФИО2, на удовлетворении кассационной жалобы настаивавшей, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А., доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 утверждены Порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее – Порядок), Положение о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Положение), а также Форма социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее – Форма социального контракта), согласно приложению 6 к данному постановлению.

В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пунктах 3, 6 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, по мероприятиям, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта (подпункт 3 пункта 7 Порядка).

Решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой. В случае проведения дополнительной проверки орган социальной защиты населения в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки направляет заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки (пункт 21 Порядка).

Основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:

несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка (подпункт 1 пункта 22 Порядка);

непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12, 17 пункта 15 Порядка (подпункт 2 пункта 22 Порядка);

представление заявителем недостоверных сведений (подпункт 3 пункта 22 Порядка);

поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 15 Порядка, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта (подпункт 4 пункта 22 Порядка);

заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев до дня обращения за выплатой материальной поддержки на предпринимательство - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство (подпункт 5 пункта 22 Порядка);

отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 6 пункта 22 Порядка);

отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом заключения Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина) (подпункт 7 пункта 22 Порядка);

экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 8 пункта 22 Порядка);

расторжение трудового договора по инициативе гражданина в период действия предыдущего социального контракта на оказание помощи в поиске работы (в случае заключения такого социального контракта) (подпункт 9 пункта 22 Порядка);

обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению (подпункт 10 пункта 22 Порядка);

обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными) (подпункт 11 пункта 22 Порядка);

нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту (подпункт 12 пункта 22 Порядка).

Уведомление о принятом органом социальной защиты населения решении о выплате материальной поддержки или об отказе в выплате материальной поддержки с указанием оснований для отказа направляется заявителю по почте в течение 10 календарных дней после обращения за ее выплатой (при необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений, направления межведомственных запросов в течение 30 календарных дней после обращения за ее выплатой) (пункт 23 Порядка).

Учреждением социального обслуживания населения совместно с органами социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе: в течение 36 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка (подпункт 2 пункта 34 Порядка).

В случае непредставления гражданином документов, подтверждающих получение гражданином дохода в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия социального контракта в сумме не менее выплаченных ему материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства гражданин обязан возвратить сумму денежных средств, выплаченных ему в виде материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства в полном объеме (абзац третий пункта 35 Порядка).

Пунктом 3 Постановления № 11 утверждено положение о Комиссии согласно приложению 3 к данному постановлению (далее - Положение о Комиссии).

К полномочиям Комиссии относится:

рассмотрение документов о выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - материальная поддержка) (подпункт 1 пункта 4 Положения о Комиссии);

вынесение заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки (подпункт 2 пункта 4 Положения о Комиссии);

вынесение заключения о продлении выплаты материальной поддержки в случае невыполнения мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам (подпункт 3 пункта 4 Положения о Комиссии);

вынесение заключения о расторжении социального контракта и прекращении выплаты материальной поддержки (подпункт 4 пункта 4 Положения о Комиссии);

рассмотрение документов о внесении изменений в действующий социальный контракт и вынесение заключения о внесении изменений либо об отказе во внесении изменений в действующий социальный контракт (подпункт 5 пункта 4 Положения о Комиссии).

Пунктом 6 Постановления N 11 утверждена форма социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности согласно приложению 6 к данному постановлению (далее - Форма социального контракта).

Орган социальной защиты населения имеет право взыскать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения заявителем условий настоящего социального контракта, а также денежные средства, выплаченные заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство (абзац четвертый пункта 2.1 Формы социального контракта).

Орган социальной защиты населения обязуется проводить ежемесячный мониторинг условий жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия настоящего социального контракта (абзац десятый пункта 2.2 Формы социального контракта).

Заявитель обязан:

возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия настоящего социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта или в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство (абзац пятый пункта 3.2 Формы социального контракта);

представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия настоящего социального контракта (абзац девятый пункта 3.2 Формы социального контракта).

На момент вынесения решения постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 действовало в редакции постановлений Правительства Курганской области от 18 мая 2020 г. № 145, от 12 марта 2021 г. № 48, от 24 сентября 2021 г. № 272, от 7 апреля 2022 г. № 94, от 14 июля 2022 г. № 234, от 15 сентября 2022 г. № 287, от 3 ноября 2022 г. № 333, от 29 декабря 2022 г. № 429. Постановление опубликовано 13 февраля 2020 года на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 года № 147 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее – Административный регламент).

Приказ опубликован 8 июня 2022 года на официальном интернет- портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Оспариваемыми положениями Административного регламента предусмотрено:

Решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения Комиссии, состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой (пункт 13 Административного регламента).

Основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:

несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка (подпункт 1 пункта 22 Административного регламента);

непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 17 Административного регламента (подпункт 2 пункта 22 Административного регламента);

представление заявителем недостоверных сведений (подпункт 3 пункта 22 Административного регламента);

поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 17 Административного регламента, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта (подпункт 4 пункта 22 Административного регламента);

заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на содействие самозанятости - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство (подпункт 5 пункта 22 Административного регламента);

отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 6 пункта 22 Административного регламента);

отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина) (далее - акт материально-бытового обследования) (подпункт 7 пункта 22 Административного регламента);

экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 8 пункта 22 Административного регламента);

обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства до истечения 4 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению (подпункт 9 пункта 22 Административного регламента);

обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения календарного года, в котором ранее был заключен социальный контракт по данному направлению (подпункт 10 пункта 22 Административного регламента);

обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными; (подпункт 11 пункта 22 Административного регламента);

нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту (подпункт 12 пункта 22 Административного регламента).

Рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комиссии (пункт 78 Административного регламента).

Специалист учреждения направляет комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии.

Максимальный срок выполнения действия составляет один день (пункт 79 Административного регламента).

Комиссия рассматривает документы, необходимые для предоставления государственной услуги, и выносит заключение о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки. Заключение Комиссии оформляется протоколом.

Максимальный срок выполнения действия составляет два дня со дня поступления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии (пункт 80 Административного регламента).

Заключение Комиссии о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки в порядке делопроизводства направляется специалисту учреждения (пункт 81 Административного регламента).

Специалист учреждения при наличии положительного заключения Комиссии подготавливает проект решения о выплате материальной поддержки и проект уведомления о предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению 1 к Административному регламенту, при наличии отрицательного заключения Комиссии - проект решения об отказе в выплате материальной поддержки и проект уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению 2 к Административному регламенту.

Максимальный срок выполнения действия - 25 минут (пункт 82 Административного регламента).

Решение о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) принимается руководителем учреждения либо лицом, его замещающим, не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой (пункт 92 Административного регламента).

ФИО1, относящийся к категории граждан, указанных в статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ), и являющийся получателем государственной социальной помощи, с которым заключен социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обратился в суд с административным исковым заявлением, полагая, что отдельные пункты Порядка, Положения, Формы социального контракта и Административного регламента не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Так, по мнению административного истца, пункт 22 Порядка и пункт 22 Административного регламента, предусматривающие основания для отказа в выплате материальной поддержки, не соответствуют статье 9 Федерального закона № 178-ФЗ, которой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи, а также пункту 10 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. № 536 (далее – Методические рекомендации), которыми не предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять основания для отказа в назначении государственной социальной помощи.

Пункты 21, 23 Порядка и пункты 13, 92 Административного регламента в части слов «направления межведомственных запросов» не соответствуют части 3 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ, которая не предусматривает возможности продления срока до 30 дней для ответа на заявление гражданина о назначении государственной социальной помощи в случае направления межведомственных запросов.

Пункт 21 Порядка в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций», пункты 4, 13 Положения о межведомственной комиссии в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций», пункты 78, 79, 80, 81, 82 Административного регламента, которыми определена компетенция межведомственной комиссии давать заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки, не соответствуют частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ, пункту 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – Правила предоставления субсидий), пунктам 12-20 Методических рекомендаций, которыми предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения. Федеральное законодательство не содержит нормы о том, что орган социальной защиты населения принимает решение на основании заключения межведомственной комиссии, также не имеется и нормы, определяющей полномочия межведомственной комиссии давать заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления субсидий и пунктами 28-35 Методических рекомендаций у межведомственной комиссии имеются только полномочия по рассмотрению программы социальной адаптации.

Кроме того, решения межведомственной комиссии для органа социальной защиты населения носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Административный истец приводит доводы о том, что подпункт 3 пункта 7 в части слов «по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта», подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка, абзац 4 пункта 2.1, абзац 10 пункта 2.2, абзацы 5, 9 пункта 3.2 Формы социального контракта не соответствуют подпункту 2 пункта 2 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ, абзацу 3 пункта 16, подпункту «в» пункта 21, подпункту «в» пункта 26 Правил предоставления субсидий, пункту 54 Методических рекомендаций.

Кроме того, истец полагает, что оспариваемые нормы содержат коррупциогенные факторы.

Учитывая изложенное, административный истец просит признать недействующими подпункт 3 пункта 7 в части слов «по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта», пункт 21 в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций» а также слов «направления межведомственных запросов», пункт 22, пункт 23 в части слов «направления межведомственных запросов», подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка; пункт 4 Положения о межведомственной комиссии; абзац 4 пункта 2.1 в части слов «а также денежные средства, выплаченные Заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия данного социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство», абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 в части слов «или в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство», абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта; пункт 13 в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций», а также слов «направления межведомственных запросов», пункт 22, пункт 78 в части слов «рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией», пункт 79, пункт 80, пункт 81, пункт 82, пункт 92 в части слов «не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки)», а также слов «направления межведомственных запросов» Административного регламента.

Решением Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.

Признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда:

подпункт 3 пункта 7 в части слов «по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта», пункт 21 в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций» а также слов «направления межведомственных запросов», пункт 22, пункт 23 в части слов «направления межведомственных запросов», подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, пункт 4 Положения о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, абзац 4 пункта 2.1 в части слов «а также денежные средства, выплаченные Заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия данного социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство», абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 в части слов «или в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство», абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта».

пункт 13 в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций», а также слов «направления межведомственных запросов», пункт 22, пункт 78 в части слов «рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией», пункт 79, пункт 80, пункт 81, пункт 82, пункт 92 в части слов «не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки)», а также слов «направления межведомственных запросов» Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, утвержденного приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 г. № 147.

В кассационных жалобах, поданных в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Правительством Курганской области и Главным управлением социальной защиты населения Курганской области, со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.

Указывают, что суды не приняли во внимание обязанность субъекта исполнять требования, установленные для получателей субсидии Правилами предоставления субсидий, Методическими рекомендациями. В результате принятого решения оспариваемое Постановление перестало соответствовать положениям Правил предоставления субсидий, Методических рекомендаций. Признание пункта 22 Порядка несоответствующим действующему законодательству приведет к неполноте правового регулирования и нецелевому использованию бюджетных средств. Возможность направления межведомственных запросов предусмотрена частью 3 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ, пунктом 17 Методических рекомендаций. Заключение межведомственной комиссии не подменяет собой решение органа социальной защиты о предоставлении государственной социальной помощи. Оспариваемые положения обязывают получателей социальной помощи использовать полученные денежные средства по целевому назначению. Оспариваемый срок мониторинга условий жизни гражданина установлен в целях оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и использования субъектом Российской Федерации предоставленной субсидии на указанные цели, достижения результатов государственной программы Курганской области и государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», соответствует требованиям Правил предоставления субсидии и Методических рекомендаций. Кроме того, с ФИО1 заключен социальный контракт, соответственно его права оспариваемыми положениями не нарушены.

Административным истцом на кассационные жалобы поданы возражения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.

В силу ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судами установлено и заявителем не оспаривается, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты административными ответчиками в пределах компетенции, с соблюдением порядка принятия, в соответствующей форме, опубликованы в установленном порядке.

Статьей 2, частью 1 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона о прожиточном минимуме в Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приложением № 8 (6) к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 августа 2021 года № 536 утверждены методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Проверяя соответствие нормативных правовых актов в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о несоответствии пункта 22 Порядка и пункта 22 Административного регламента статье 9 Федерального закона № 178-ФЗ, поскольку расширяют перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи и нарушают права получателей такой помощи, указанных в статье 7 названного Федерального закона; пункта 21 Порядка и пункта 13 Административного регламента положениям Федерального закона № 178-ФЗ, Методических рекомендаций, поскольку вводят непредусмотренное федеральным законодательством основание увеличения срока принятия уполномоченным органом решения о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате; пункт 21 Порядка, пункт 4 Положения о межведомственной комиссии в части слов «на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций», пункты 78, 79, 80, 81, 82 Административного регламента противоречат положениям Методических рекомендаций, не предусматривающим полномочия межведомственной комиссии давать заключение о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении; подпункт 3 пункта 7, подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка, абзац 4 пункта 2.1, абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 и абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта противоречат положениям пункта 16 Правил предоставления субсидий в части увеличения срока ежемесячного мониторинга условий жизни гражданина с 12 до 36 месяцев.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций не усматривает, поскольку они сделаны на основе правильного применения к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, подтверждены собранными по административному делу доказательствами.

Делая оспариваемые административными ответчиками выводы, суды обоснованно исходили из того, что постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 и Административным регламентом урегулирован порядок предоставления государственной социальной помощи на территории Курганской области, виды которой предусмотрены Федеральным законом № 178-ФЗ и не являются дополнительными мерами государственной социальной помощи, устанавливаемыми к Курганской области за счет средств регионального бюджета.

Статьей 9 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено единственное основание для отказа в назначении государственной социальной помощи - в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, положения Методических рекомендаций и Правил предоставления субсидий иные основания для отказа в назначении государственной социальной помощи не предусматривают, а выводы судов не препятствуют реализации правомочий административных ответчиков, установленных данными нормативными правовыми актами, осуществлению ими нормотворческой деятельности и исполнению бюджетных обязательств.

Доводы жалобы о том, что возможность направления межведомственных запросов предусмотрена частью 3 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ и пункта 17 Методических рекомендаций, а заключение межведомственной комиссии решение органа социальной защиты не подменяет, не ставят под сомнение выводы судебных инстанций.

Как правильно установлено судами на основании анализа действующего правового регулирования, положениями части 3 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ возможность увеличения срока рассмотрения заявления до 30 дней предусмотрена только в случае проведения комиссионного обследования. Направление межведомственного запроса является правом административного органа, однако на сроки предоставления государственной услуги не влияет.

Выводы судов о необоснованном расширении полномочий межведомственной комиссии сделаны на основании положений пунктов 10, 30, 40, 44 Методических рекомендаций, которыми правом давать заключение о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи Комиссия не наделена.

В целом, доводы, приведенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что увеличение срока мониторинга условий жизни гражданина с 12 до 36 месяцев соответствует целям оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и использования субъектом предоставленной субсидии на указанные цели, введении в действие с 01 февраля 2023 года пункта 27 (1) Правил представления субсидий, устанавливающим, по мнению заявителей, новое основание для отказа в заключении социального контракта, отсутствии нарушения прав ФИО1 оспариваемыми положениями нормативных правовых актов в связи с заключением с ним социального контракта, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. При этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушениях судами нижестоящих инстанций норм материального права, неправильном применении норм процессуального права, а потому не опровергают правильность сделанных выводов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 сентября 2023 года

Председательствующий

Судьи: