ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88а-15818 /2020 г. Москва 15 июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Анатийчук О.М., судей Агафоновой Е.В., Войты И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Тверской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 февраля 2020 года (дело № 33а-594/2020), по административному делу по административному исковому заявлению Березенко Сергея Александровича к Государственному инспектору в Калязинском, Кашинском и Кесовогорском районах Тверской области по использованию и охране земель Кашинского Межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Кундряковой А.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Тверской области) об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила: 9 августа 2019 года Государственным инспектором в Калязинском, Кашинском, Кесовогорском районах по использованию, охране земель Кашинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области Кундряковой А.В. выдано предписание № собственнику земельного участка с кадастровым номером №, площадью 101 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, Березенко С.А., устранить в срок до 9 февраля 2020 года нарушения земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению. Считая данное предписание незаконным, посягающим на права собственника, Березенко С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прежний правообладатель земельного участка ООО «Судниково» в 2011 году возвело на нём два склада сельскохозяйственной продукции, площадью 258,9 кв.м. и 234,5 кв.м. 5 мая 2015 года главой администрации Кашинского района ООО «Судниково» выданы разрешения на ввод складов в эксплуатацию. Решением внеочередного собрания учредителей ликвидируемого ООО «Судниково» от 1 октября 2015 года эти склады переданы ему и 20 ноября 2016 года поставлены на кадастровый учёт с присвоением кадастровых номеров № и №. В связи с этим, земельный участок используется по целевому назначению. Решением Кашинского районного суда Тверской области от 13 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Березенко С.А. отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым предписание Кашинского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области об устранении нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и отменено. В кассационной жалобе Управление Росреестра по Тверской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта. Суд второй инстанции не учёл, что законность оспариваемого предписания подтверждается: апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 февраля 2017 года (дело № 33а-423/2017); решением Кашинского городского суда Тверской области от 6 декабря 2018 года по делу № 2а-422/2018 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 февраля 2019 года (дело № 33а-689/2019) по ранее рассмотренным административным делам по административным искам Березенко С.А. об оспаривании предписания об устранении нарушений закона, по которым Березенко С.А. отказано в удовлетворении административных исков. Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2019 года № 35-КА19-88, на которое суд апелляционной инстанции сослался в апелляционном определении, административное дело по существу не разрешено, а изложенные в нем выводы критикуют действия Управления Росреестра по Тверской области как регистрирующего органа, а не как органа государственного земельного надзора. Суд апелляционной инстанции не учёл вывод, сделанный в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.09.2019 № 35-КА19-3 по аналогичному административному спору, согласно которому предметом рассмотрения данного дела являлось установление фактического нахождения сельскохозяйственных угодий в составе спорного земельного участка, а не оспаривание законности предписания административного органа. Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, о фактическом нахождении сельскохозяйственных угодий в составе указанного земельного участка и запрещении в силу закона осуществления на этом участке строительства каких-либо объектов, судом апелляционной инстанции не опровергнуты. Правовой режим земельного участка определяется не только видом его разрешённого использования, но и принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственным угодьям. Данные характеристики необходимо оценивать в совокупности: вид разрешённого использования «Для передачи в аренду и распоряжения иным способом» не должен трактоваться как разрешающий любую деятельность на земельном участке. Такое понимание прямо противоречило бы пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. В совокупности с категорией земель и принадлежностью к сельскохозяйственным угодьям данный вид следует понимать, как разрешающий передавать пашню в аренду или распоряжаться ею иным способом, а использование пашни допускается только в пределах, установленных законом. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 13 июля 2020 года в суд кассационной инстанции поступило ходатайство от представителя Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Сторижко С.Н. о рассмотрении дела с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Кашинского межрайонного суда Тверской области. В случае отклонения ходатайства – отложить судебное заседание на иную дату с учётом предписаний и рекомендаций санитарно-эпидемиологических органов. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2020 года указанное ходатайство удовлетворено. Согласно ответу председателя Кашинского межрайонного суда Тверской области от 15 июля 2020 года обеспечить проведение судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не представилось возможным по причине проведения назначенного ранее другого судебного заседания. Оснований для отложения дела, судебная коллегия не усмотрела, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294 “О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” нерабочие дни устанавливались по 8 мая включительно. С 12 мая 2020 года рассмотрение дел Вторым кассационным судом общей юрисдикции осуществляется в обычном порядке. Поскольку лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ). Таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено. Как следует из материалов дела, Березенко С.А., на основании договора купли-продажи от 20 марта 2015 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 101 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для передачи в аренду и распоряжения иным способом. В 2011 году прежним собственником земельного участка ООО «Судниково» на данном земельном участке построены два склада сельскохозяйственной продукции площадью 258,9 кв.м. и 234,5 кв.м. Решением внеочередного общего собрания учредителей ликвидируемого ООО «Судниково» от 1 октября 2015 года эти склады переданы безвозмездно Березенко С.А., который являлся учредителем ООО «Судниково». 20 ноября 2016 года склады поставлены на кадастровый учёт с присвоением кадастровых номеров №. Право собственности на склады не зарегистрировано. На сайте "Публичная кадастровая карта" (электронном справочном ресурсе, созданном на основе картографических карт России и сведений государственного кадастра), кадастровые сведения о земельном участке воспроизведены с указанием на разрешенный вид его использования - "для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий". Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в Калязинском, Кашинском и Кесовогорском района Тверской области по использованию и охране земель Кунряковой А.В., собственником земельного участка Березенко С.А. не исполнено ранее выданное ему предписание от 24 июля 2018 года устранить в срок до 20 июля 2019 года нарушения земельного законодательства: на земельном участке расположены два строения. На основании проекта перераспределения земель 1992 года бывшего колхоза «Победа», в дальнейшем АО «Большая Медведица», в состав земельного участка с кадастровым номером № входя сельскохозяйственные угодья – пашни. Размещение строений на данном земельном участке не соответствует целям его использования. В связи с этим, 9 августа 2019 года государственным инспектором Кундряковой А.В. выдано предписание № об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до 9 февраля 2020 года. Отказывая Березенко С.А. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом, в пределах его полномочий, при соблюдении процессуальных норм. Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что разрешение уполномоченного органа на ввод складов в эксплуатацию не признано незаконным, правоустанавливающие документы на расположенный под складами земельный участок, в том числе свидетельство о государственной регистрации права и кадастровый паспорт, не содержат указаний на особый режим использования земли, склады самовольной постройкой не являются. Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции исходя из следующего. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранении сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственным угодьем. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее – классификатор). Из материалов административного дела видно, что определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 06.12.2019 № 35-КА19-8 отменены решение Кашинского городского суда Тверской области от 6 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 27 марта 2019 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которыми Березенко С.А. отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - склад сельскохозяйственной продукции на основании запрета на строительство объектов недвижимого имущества на землях сельскохозяйственного назначения (пашня). Данным судебным актом установлено, что вид разрешенного использования расположенного под складом земельного участка, принадлежащего Березенко С.А., - «передача в аренду и распоряжение иным способом» был установлен Росземкадастром при его образовании в 2007 году (путём выделения из земельного участка с кадастровым номером №). Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для передачи в аренду и распоряжения иным способом» Классификатор не предусматривает. Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2018 года по жалобе Березенко С.А. отменены вынесенные в отношении него постановление главного государственного инспектора в Калязинском, Кашинском, Кесовогорском районах по использованию и охране земель, начальника Кашинского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 12 июля 2017 года N 11-31/58, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 8 августа 2017 года, решение судьи Тверского областного суда от 27 сентября 2017 года, постановление заместителя председателя Тверского областного суда от 21 декабря 2017 года о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием). В данном постановлении указано, что согласно землеустроительному делу KN 69:12:000024 2006 года по установлению в натуре границ земельного участка, выделяемого в счет 52 земельных долей в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения акционерного общества "Большая медведица" (ранее - колхоз "Победа") вблизи <адрес> области, общая площадь земельного участка составила 567,55 га, из них пашни 390,36 га, сенокос 35,2 га, цель предоставления земельного участка - "для передачи в аренду и распоряжения иным способом". Указанный вид разрешенного использования, установленный до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия данному классификатору. Установленный до дня утверждения классификатора и существующий в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка Березкина С.А. «для передачи в аренду и распоряжения иным способом» позволял ранее строительство и эксплуатацию на данном земельном участке объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, в частности, складов. Фактическое использование административным истцом склада для хранения сельскохозяйственной продукции подтверждено осмотром в рамках проведенной 30 августа 2016 года проверки на основании распоряжения и.о. зам. Руководителя Управления Росреестра по Тверской области от 25 июля 2016 года. Правилами землепользования и застройки Булатовского сельского поселения, принятыми 20 декабря 2014 года, земельный участок отнесен к территориальной зоне № являющейся зоной сельскохозяйственных угодий. Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Статьёй 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Как видно из материалов дела, правоустанавливающие документы на расположенный под складами земельный участок, в том числе свидетельство о государственной регистрации права и кадастровый паспорт, не содержат указаний на особый режим использования земли, кроме охранного режима объектов электросетевого хозяйства либо наличие каких-либо запретов на строительство. Склады поставлены на кадастровый учет, который никем не оспорен. Разрешение на ввод складов сельскохозяйственной продукции в эксплуатацию выдано уполномоченным органом - администрацией Кашинского района при отсутствии в правоустанавливающих документах сведений об ограничениях или запрете на строительство, самовольной постройкой склад не признан. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Поскольку суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, в связи с чем, основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют. Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено. В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Тверской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |