ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15936/2021 от 29.09.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-15936/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.М., Корнюшенкова Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пономарёва Пономарев А.А. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1230/2021 по административному исковому заявлению Малыхин О.Н., Фролов А.В., Тараканов А.Н., Пономарев А.А. к Главному управлению Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центру лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, начальнику отдела по лицензионно-разрешительной работе по Всеволожскому району Ленинградской области Кучеренко С.В., инспектору отдела по лицензионно-разрешительной работе по Всеволожскому району Ленинградской области Половинкину А.В., заместителю начальника отдела контроля за частной охранной деятельностью ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кузнецову А.А., инспектору отдела контроля за частной охранной деятельностью ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Чижу А.В. о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения Пономарева А.А., его представителя, а также представителя Малыхина О.Н., Фролова А.В., Тараканова А.Н. – Кирилловой А.М., поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, представителя ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Журя Д.В., представителя прокуратуры Ленинградской области – Яковлевой Н.В., возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы обратились во Всеволожский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указали, что 20.05.2020г. руководителем Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесено распоряжение о проведении проверки юридического лица № 279, в результате обращения административных истцов с заявлениями о проведении проверки в отношении ООО «ОП Центавр», которое осуществляет охранную деятельность на территории СНП «Северная жемчужина», в связи с выявленными неоднократными нарушениями со стороны сотрудников предприятия. Согласно заключению от 04.06.2020 г. по результатам проверки обращений от 15.05.2020, проверка прекращена. Административные истцы полагают, что проверка была проведена с существенными нарушениями, в том числе, должностные лица Кузнецов А.А. и Чиж А.В., назначенные для проведения проверки, на место проверки не выезжали, акт и заключение не подписали, в акте проверки не соответствует дата проведения проверки, нет ответов на поставленные в обращениях вопросы. Административные истцы не согласны с заключением проверки, полагают свои права нарушенными, в связи с чем, обратились в суд за восстановлением нарушенных прав.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года, административным истцам отказано в удовлетворении заявленных требований.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец Пономарев А.А. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Оказание услуг в сфере охраны регламентировано Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьей 11 которого предусмотрено, что оказание таких услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

В силу положений ст. 20 указанного Закона, Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности и федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за частной детективной деятельностью и частной охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях, если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», одной из задач войск национальной гвардии является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности. В силу ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.05.2020 административный истец Пономарев А.А. обратился в главное управление Росгвардии по СПб и ЛО с заявлением о проведении внеплановой проверки ООО «ОП Центавр». Ранее с аналогичными заявлениями обратились Тараканов А.Н, Фролов А.В., Малыхин О.Н.

Начальником Центра лицензионно-разрешительной работы Главного Управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Морщихиным Е.М. издано распоряжение № 279 от 20.05.2020г. о проведении (внеплановой, выездной) проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Из текста Распоряжения следует, что целью проверки является, проверка фактов о грубых нарушениях лицензионных требований, допущенных ООО «ОП Центавр» при осуществлении частной охранной деятельности, предметом проверки является, соблюдение охранной организацией обязательных требований. Определены мероприятия по проведению проверки: рассмотрение служебной документации юридического лица, проверка соблюдения обязательных требований ООО «ОП «Центавр» при осуществлении деятельности на объектах по адресу: ЛО, Всеволожский район массив «Западная Лица», СНТ «Северная Жемчужина» с указанием обязательного для проверки перечня документации подлежащего проверке Установлен срок проведения проверки 20 рабочих дней, с окончанием проверки не позднее 29.06.2020 г. проведение проверки поручено Кузнецову А.А., Чижу А.В., Кучеренко С.В., Половинкину А.В.

Функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности установлены Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности" утвержденным Приказом Росгвардии от 30.11.2019 № 395.

Государственный контроль (надзор) осуществляется Росгвардией и ее территориальными органами.

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление частной охранной деятельности (их филиалами), их учредителями (участниками), руководителями и работниками обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность, в том числе лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498

На основании п. 61.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной приказом Росгвардии от 09.06.2017г. № 170, обращение административного истца, поступившее в ЦЛРР было перенаправлено в ОЛРР (по Всеволожскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, для его рассмотрения и согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки юридического лица.

В ходе указанной проверки, проведенной ОЛРР по Всеволожскому району Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, установлено, что ООО «Охранное предприятие «Центавр» ИНН зарегистрировано по адресу: <адрес>, <адрес>. Состоит на учете в ЦЛРР Главного управления Росгвардии по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, выдана лицензия на осуществление частной охранной деятельности № 9 бланк серии ЧО от 20.09.2001г., сроком действия до 20.09.2024г.

Генеральным директором ООО «ОП «ЦЕНТАВР» является Грек В.И. (удостоверение частного охранника серии Б № выданное 19.04.2013г., сроком до 19.04.2023г.).

В ходе выездной проверки на объекты от 03.06.2020г., было установлено, что охрану СНП «Северная жемчужина», расположенного по адресу: Ленинградской области, Всеволожский район, массив «Западная Лица», на основании дополнительного соглашения № 4 от 22.04.2019 года к договору № 58 от 05.07.2018 года, оказание охранных услуг путем обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов пятью частными охранниками ежесуточно с 24.04.2019 года осуществляет ООО «ОП «ЦЕНТАВР». Уведомление о начале оказания охранных услуг и должностная инструкция частного охранника на объекте были поданы в ОЛРР по Всеволожскому району Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 23.04.2019 года.

На момент выезда, охрану объекта по указанному адресу осуществляли 5 частных охранников: КПП № 2 Батяев В.Б. в форменной одежде, который обладает правовым статусом частного охранника (удостоверение частного охранника серии Б № 601189 выдано 14.04.2016г. сроком действия до 14.04.2021г.) при себе имеет личную карточку охранника. Климов И.В. в форменной одежде, который обладает правовым статусом частного охранника (удостоверение частного охранника серии А № 932083 выдано 16.09.2013г. сроком действия до 26.07.2023г.) при себе имеет личную карточку охранника. Байков Д.В. в форменной одежде, который обладает правовым статусом частного охранника (удостоверение частного охранника серии Б № 168023 выдано 22.12.2013г. сроком действия до 23.12.2023г.) при себе имеет личную карточку охранника. КПП № 3 Курсаков А.П. в форменной одежде, который обладает правовым статусом частного охранника (удостоверение частного охранника серии В № 330815 выдано 29.12.2018г. сроком действия до 29.12.2023г.) при себе имеет личную карточку охранника. Леонтьев А.В. в форменной одежде, который обладает правовым статусом частного охранника (удостоверение частного охранника серии Б № 164950 выдано 12.09.2013г. сроком действия до 12.09.2023г.) при себе имеет личную карточку охранника. В должностной инструкции частного охранника предусмотрен порядок допуска транспортных средств на объект.

Пропуск владельцев участков и членов их семей осуществляется строго по электронным пропускам, автоматической системой распознания государственных регистрационных номеров транспортных средств (которая может быть заблокирована администрацией СНП) или в исключительных случаях по книжкам садоводов круглосуточно (о выявлении таких случаев охранник докладывает в администрацию) согласно требованиям Установленного Регламента СНП.

Кроме этого, проход в пешем порядке не ограничивается и осуществляется гражданами беспрепятственно.

Представленным в материалы дела актом проверки от 04.06.2020, составленным начальником ОЛРР по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кучеренко С.В., инспектором ОЛРР по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ Росгвардии по Санкт- Петербургу и Ленинградской области Половинкиным А.В., действовавших в пределах своих должностных инструкций, представленных в материалы настоящего административного дела.

В ходе проведения проверки выявлено следующее нарушение, не обеспечено информирование персонала и посетителей объекта охраны по средством размещения соответствующей информации в местах обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию на объекте охраны.

По результатам внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ОП «ЦЕНТАВР» согласованной с Прокуратурой Всеволожского района ЛО, были выявлены нарушения в сфере частной охранной деятельности, и генеральный директор Грек В.И. был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ.

Согласно пунктам 40-45 административного регламента распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки издается за подписью руководителя органа государственного контроля (надзора) либо его заместителя.

Внеплановая проверка осуществляется должностными лицами органа государственного контроля (надзора), включенными в распоряжение (приказ).

Внеплановая проверка проводится в сроки, указанные в подпункте 17.2 пункта 17 настоящего Административного регламента.

Предметом внеплановой проверки, проведенной по основаниям, указанным в подпунктах 37.4 - 37.7 пункта 37 настоящего Административного регламента, является соблюдение охранной организацией обязательных требований, а внеплановой проверки, проведенной по основаниям, указанным в подпунктах 37.1 - 37.3 пункта 37 настоящего Административного регламента, - исполнение ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

При проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпунктах 37.4 - 37.7 пункта 37 настоящего Административного регламента, проверяются документы и (или) информация, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения внеплановой проверки, предусмотренные пунктами 13 и 14 настоящего Административного регламента.

В соответствии с пунктом 49 административного регламента способом фиксации результата административной процедуры является оформление акта проверки в порядке, предусмотренном пунктами 31-33 настоящего Административного регламента.

Непосредственно после завершения проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) оформляется акт проверки на бумажном носителе, копия акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю охранной организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (пункт 31).

Распоряжение вынесено уполномоченным лицом, сформулированы цели, задачи и предмет проверки в соответствие с действующим административным регламентом, установлены сроки ее проведения. Проверка проведена уполномоченными распоряжением лицами, в рамках своих должностных регламентов, в установленный срок в соответствие с требованиями административного регламента и инструкции, в материал проверки представлены соответствующие документы, составлен акт проверки и заключение.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что нарушений процедуры проведения внеплановой проверки, в соответствии с требованиями административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности", утвержденного Приказом Росгвардии от 30.11.2019г. N 395, административными ответчиками, допущено не было.

Также суд первой инстанции обоснованно указал, что ошибочное указание даты начала проведения проверки - «03.02.2020», является технической опиской, на содержание акта проверки от 04.06.2020 не влияет и правового значения для рассматриваемого спора не имеет.

Как установлено судом первой инстанции, административные ответчики осуществляют свою деятельность на основании административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности", утвержденного Приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 395 и инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации" утвержденной Приказом Росгвардии от 09.06.2017 N 170.

Таким образом, суд первой инстанции со ссылкой на нормы права обоснованно указал, что решение вопросов об установлении законности использования шлагбаумов, определения обоснованности или необоснованности исполнения сотрудниками охранного предприятия указаний руководства СНП, восстанавливать законные права, не входит в компетенцию административных ответчиков, поскольку выяснение указанных истцами вопросов подлежит разрешению в гражданско- правовом порядке. Административные ответчики действовали в рамках своих полномочий и регламента, внеплановая проверка проведена надлежащим образом в полном объеме поставленных перед ответчиками вопросов, в соответствие с целями и задачами, с соблюдением требований к процедуре, в установленные законом сроки, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что в прениях не предоставлялось слово представителю прокуратуры Ленинградской области не могут служить основанием к отмене решения суда.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции является нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Неучастие представителя прокуратуры в судебных прениях на права административных истцов не повлияло, равно как не привело к принятию неправильного судебного акта.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Малыхин О.Н., Фролов А.В., Тараканов А.Н., Пономарев А.А. к Главному управлению Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центру лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, начальнику отдела по лицензионно-разрешительной работе по Всеволожскому району Ленинградской области Кучеренко С.В., инспектору отдела по лицензионно-разрешительной работе по Всеволожскому району Ленинградской области Половинкину А.В., заместителю начальника отдела контроля за частной охранной деятельностью ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кузнецову А.А., инспектору отдела контроля за частной охранной деятельностью ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Чижу А.В. о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарёва Пономарев А.А. - без удовлетворения.

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: