ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15985/2021 от 10.09.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-15985/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Кемерово 10 сентября 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисин Е.В., рассмотрев административное дело № 38RS0032-01-2016-002906-84 (№ 2а-2676/2016) по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности включить пункты приема в территориальную схему обращения с отходами, разработать и обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами

по кассационным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области и Правительства Иркутской области на определение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 3 июня 2021 г.,

установил:

решением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.10.2016 на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность включить пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области до 01.01.2017, в срок до 01.01.2017 разработать и в срок до 01.05.2018 обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, включив в нее мероприятия по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов. В удовлетворении требований к ответчику Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов отказано.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обратилось в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве -ИП от 27.08.2019 с Правительства Иркутской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской <адрес> на его правопреемника Енисейское бассейновое водное управление.

В обоснование заявления указано, что 04.10.2016 Кировским районным судом г. Иркутска вынесено решение по делу № 2а-2676/2016, согласно которому требования прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены в части, на административного ответчика Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области возложены обязанности: включить пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области до 01.01.2017, в срок до 01.01.2017 разработать и в срок до 01.05.2018 обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, включив в нее мероприятия по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов. Место исполнения - акватория озера Байкал. 27.08.2019 судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнено первое требование и частично второе требование. А именно: в раздел 1 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, включена информация о пунктах приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов; региональная программа Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2018 - 2027 года разработана и утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 № 139-рп, в которую включено мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых, коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» (приложение 5); проектная документация «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» разработана в рамках подпрограммы «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014 - 2020 государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп, согласована с Российским Речным Регистром. Решение суда не исполнено в части реализации региональной программы в области обращения с отходами. Указанные обстоятельства подтверждаются, кроме прочего, постановлением старшего судебного пристава о назначении административного наказания от 29.05.2020 № . Причина, по которой ответчиком не может быть исполнено решение суда в полном объеме, является отсутствие законных полномочий у ответчика по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов. Озеро Байкал, в акватории которого предусмотрено строительство пунктов приема мусора, включено в перечень таких водоемов на оснований распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» (п. 71 документа). Считает, что полномочия по осуществлению мер по охране озера Байкал относятся к полномочиям Енисейского бассейнового водного управления. Принимая во внимание, что требование по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в акватории озера Байкал относится к полномочиям по охране водного объекта, которыми законодательно наделено Енисейское бассейновое водное управление, Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не сможет обеспечить исполнение решения суда, так как, не имея соответствующих полномочий, не имеет законных расходных обязательств.

В судебном заседании представитель заявителя Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А. заявление с дополнениями поддержала.

Представитель Правительства Иркутской области Тюрина О.С. поддержала правовую позицию Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Старший помощник Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Стрионов Д.В., представитель Прокуратуры Иркутской области - помощник Прокуратуры Кировского района г. Иркутска Квасова Е.Г., представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Красавин А.С. против замены должника возражали.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 апреля 2021г. в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области отказано.

Апелляционным определением Иркутского областного суда от 3 июня 2021 г. определение суда оставлено без изменения, частные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Правительства Иркутской области – без удовлетворения.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области 29 июля 2021 г. обратилось с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, которая поступила 10 августа 2021 г.

Правительство Иркутской области 30 июля 2021 г. обратилось с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, которая поступила 10 августа 2021 г.

В кассационных жалобах Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и Правительство Иркутской области просят отменить определение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 3 июня 2021 г., и вынести новое определение о замене стороны в исполнительном производстве -ИП от 27.08.2019, заменив должника Правительство Иркутской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на его правопреемника Енисейское бассейновое водное управление.

В возражениях межрайонного природоохранного прокурора Касьяненко В.И. содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения, кассационных жалоб – без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.

На основании части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассматривая дело по кассационной жалобе, таких нарушений в отношении заявителя не усматривает.

Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 2, 4, 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исходил из того, что Правительство Иркутской области и Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не упразднены и не реорганизованы, а действующим законодательством не предусмотрено право на замену должника по такому основанию как изменение действующего законодательства. Также суд учел, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.10.2016 в удовлетворении требований к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов отказано, и в случае удовлетворения заявления по сути произойдет изменение вступившего в законную силу решения суда, что недопустимо.

Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Часть 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Аналогичная норма содержится в статье 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).

При этом пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусматривает возможность замены должника и (или) взыскателя его правопреемником по административному делу на стадии исполнения судебного акта.

В соответствии с Положением о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденным приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 г. № 66, Енисейское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Енисей, в том числе реки Большой Енисей, Малый Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, бассейнов рек Пясина, Нижняя Таймыра, Хатанга, в том числе реки Хета, Котуй, Попигай, бассейна реки Ангара, в том числе река Тасеева, бассейны рек южной, средней и северной части озера Байкал, бассейна реки Селенга, бассейна реки Лена, в том числе реки Витим, Олекма, Вилюй, бассейна реки Обь, в том числе рек Томь, Чулым, Кеть, озера Байкал, Усть-Илимского, Богучанского, Братского, Иркутского, Красноярского, Майнского, Саяно-Шушенского водохранилищ, расположенных на территории Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края и Иркутской области.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В силу Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в ведении которого находится служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке обеспечивает организацию и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал.

Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о замене стороны в исполнительном производстве с Правительства Иркутской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на Енисейское бассейновое водное управление.

Доводы кассационных жалоб по существу направлены на оспаривание решения Кировского районного суда г. Иркутска от 04.10.2016 и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 3 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области и Правительства Иркутской области – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья