ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-16057/2022 от 03.08.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-16057/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 августа 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 31 мая 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля Лузятовой Т.А. на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 16 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля, Департаменту по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, МКУ «Агентство по строительству г. Ярославля» о признании незаконным приказа Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от 14 мая 2021 года № 19-ж (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-2229/2021).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля от 19 августа 2011 года № 456 семья Трусовых, состоящая из трех человек (супруги Трусовы А.И. и Е.С., дочь ФИО4), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 20 октября 2016 года № 465 несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении в рамках муниципальной программы «Обеспечение молодых семей в городе Ярославле».

Приказом Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от 14 мая 2021 года № 19-ж молодая семья Трусовых исключена из списка молодых семей претендентов 2021 года и из участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле», семье Трусовых отказано в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Согласно протоколу заседания городской комиссии по вопросам предоставления социальных выплат молодым семьям от 14 мая 2021 года № 19-ж молодой семье Трусовых отказано в выдаче свидетельства в соответствии с абзацем 2 пункта 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, абзаца 4 пункта 3.8 Положения о порядке предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 11 июня 2020 года № 514-п, в связи с предоставлением документов не в полном объеме. Комиссия пришла к выводу о том, что семьей Трусовых не предоставлены документы, подтверждающие платежеспособность семьи, в связи с чем семья не отвечает требованиям пункта 6 Правил. Также комиссия указала, что объект незавершенного строительства Трусовыми не зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости намеренно с целью сохранения нуждаемости семьи в жилом помещении.

Трусов А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению по молодежной политике Ярославской области, МКУ «Агентство по строительству г. Ярославля» о признании незаконным и отмене приказа Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля об исключении его семьи из списка участников программы, восстановлении семьи Трусовых в составе 4 человек в списке молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, обращении исполнения решения суда к немедленному исполнению.

Требования мотивировал тем, что исключение из списка молодых семей и

отказ в выдаче свидетельства на предоставление молодой семье социальной выплаты был обусловлен тем, что был представлен неполный комплект документов и несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным Правилами программы, а именно, комиссия пришла к выводу о наличии в собственности Трусова А.И. жилого дома по адресу: , , в то время, когда по данному адресу расположен объект незавершенного строительства, площадью 166 кв.м., именно для окончания строительства которого и были необходимы денежные средства, предоставляемые в виде социальной поддержки молодой семье. К выводу о наличии в собственности истца жилого дома комиссия пришла на основании представленного в подтверждение платежеспособности отчета об оценке от 19 апреля 2021 годаданного объекта, но на момент вынесения оспариваемого приказа у истца и членов его семьи в собственности отсутствовали жилые помещения.

Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 16 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22 февраля 2022 года, постановлено:

Административный иск ФИО1 к Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля, Департаменту по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, МКУ «Агентство по строительству г. Ярославля» удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от 14 мая 2021 года № 19-ж в части отказа в выдаче свидетельства молодой семье Трусовых и исключении их из списка молодых семей - претендентов 2021 года и из Программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».

Обязать Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить семью Трусовых, состоящую из четырех человек: супруг - Трусов А.И., супруга - Трусова Е.С., дети - ФИО4, ФИО5, в списке молодых семей - претендентов программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году.

Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и ФИО1.

В удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать. В кассационной жалобе представителя Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля Лузятовой Т.А. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 пункта 33 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Пунктом 31 Правил предусмотрен перечень документов, предоставляемый молодой семьей для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в числе прочего предусмотрено предоставление документов, подтверждающих признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «д» пункта 18 Правил).

Пунктом 2.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 11 июня 2020 года № 514, предусмотрен перечень документов, на основании которых (одного или нескольких из них), могут подтверждаться доходы или иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставления социальной выплаты.

К числу этих документов отнесены, в том числе свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (транспортное средство) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности членов молодой семьи и справка об оценочной стоимости данного имущества; документ, подтверждающий разрешение на создание объекта индивидуального жилищного строительства, и справка о его оценочной стоимости.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, изданию оспариваемого приказа предшествовало представление Трусовым А.И. в Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля в подтверждение платежеспособности отчета ООО «М-Консалтинг» от 19 апреля 2021 года по объекту, расположенному по адресу: , и неверное (ошибочное) указание в нём оценочной организацией объекта оценки жилым домом.

Указанная ошибка впоследствии ООО «М-Консалтинг» была устранена заключением от 30 апреля 2021 года, согласно которому строительство жилого дома по упомянутому выше адресу не завершено.

Установив данное обстоятельство, а также наличие в Управлении по молодежной политике мэрии г. Ярославля сведений о платежеспособности истца, оценив их применительно к приведенным выше положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности требования административного истца о незаконности оспариваемого приказа административного ответчика.

Не соглашаясь с этим выводом, представитель административного ответчика в кассационной жалобе настаивает на представлении Трусовым А.И. неполного пакета документов, а именно – документов, подтверждающих, что оцениваемый дом является объектом незавершенного строительства, при том, что отчет был представлен об оценке именно жилого дома. Кроме того, платежеспособность семьи была подтверждена лишь стоимостью земельного участка, составляющей 900 000 рублей, в то время, когда требовалось подтвердить платежеспособность на сумму 2 075 000 рублей.

Между тем, приведенные доводы направлены на переоценку установленных судами обеих инстанций обстоятельств и при установленных судами обстоятельствах необходимости в предоставлении Трусовым А.И. в адрес Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля дополнительных документов, в том числе и указываемых в кассационной жалобе, не имелось.

Вопреки доводам жалобы об отсутствии у Управления полномочий по утверждению списка молодых семей, поскольку административным ответчиком издан незаконный приказ, то обязанность по восстановлению нарушенных прав административного истца судом правильно возложена на первого в силу статьи 227 КАС РФ.

При этом факт исполнения Трусову А.И. 22 ноября 2021 года 36 лет какого-либо правового значения не имеет, так как на момент издания оспариваемого приказа 14 мая 2021 года он в силу возраста соответствовал требованиям, предъявляемым к понятию «молодая семья».

В целом доводы кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, не подтверждают существенных нарушений ими норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 16 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля Лузятовой Т.А. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий С.А. Склярук

Судьи: Е.Д. Смирнова

О.М. Циркунова

Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 августа 2022 года