ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-16106/2021 от 23.09.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-16106/2021

город Кемерово 23 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковалевой Елены Владимировны, поданную 2 августа 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2021 года

по административному делу № 2а-1153/2021 по административному исковому заявлению Ковалевой Елены Владимировны о признании не действующим в части нормативного правового акта Администрации города Барнаула.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения представителя административного истца Сандаковского А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Рубана А.В., полагавшего судебные акты законными и обоснованными,

у с т а н о в и л а:

Постановлением Администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 года № 1494 утвержден проект планировки улично – дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края, разработанный акционерным обществом «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» (далее – Проект планировки).

Постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 10 сентября 2019 года № 135 (5027) и размещено с Проектом планировки на официальном Интернет-сайте города Барнаула 6 сентября 2019 года.

Ковалева Е.В. обратилась Центральный районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Проекта планировки в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что пользуется самовольно возведенным жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>. При обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, ответами от 1 июня 2018 года и 31 октября 2018 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказано, поскольку земельный участок находится на территории общего пользования. Заявление о переносе красных линий в районе земельного участка было отклонено. Настаивает, что Проект планировки не соответствует законодательству и нарушает ее права, препятствует реализации права приобретение жилого дома и земельного участка в собственность.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2021 года, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Ковалевой Е.В. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суды не приняли во внимание доводы административного истца о том, что оспариваемые красные линии – это лишь планируемая территория общего пользования. Полагает, что у администрации г. Барнаула отсутствуют бюджетные возможности осуществить строительство инфраструктуры, в том числе магистральной улицы по ул. Маяковского, возможность реализации Генерального плана отсутствует. Настаивает, что административный ответчик не представил доказательств, что расположение оспариваемых красных линий для размещения линейного объекта является единственно возможным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений представленных Администрацией города Барнаула, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера судами при рассмотрении дела допущено не было.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Барнаула от 21 июля 2014 года N 1555 утверждена муниципальная программа "Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2024 годы". В соответствии с указанной программой предусмотрена разработка проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.

В соответствии с указанной муниципальной программой 29 декабря 2016 года администрацией г. Барнаула принято постановление N 2517 "О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края". Указанное постановление было опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 3 января 2017 года, размещено на официальном сайте администрации г. Барнаула 29 декабря 2016 года. На официальном сайте города Барнаула постановление размещено 29 декабря 2016 года.

АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскграждапроект" подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула.

Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле установлен Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы 30 марта 2018 N 96, в соответствии с пунктом 3.1 которого решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 3 - 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.

Приказом Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 12 июля 2019 N 164 "О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края", разработанному АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскграждапроект" назначено проведение общественных обсуждений по Проекту планировки, установлен срок проведения общественных обсуждений.

В целях исполнения приказа Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула подготовлено и опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 16 июля 2019 года оповещение о начале проведения общественных обсуждений. Согласно оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16 июля по 16 октября 2019 года, указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений, указаны часы работы экспозиции, а также срок - до 14 августа 2019 года, когда можно подать предложения и замечания, определены способы подачи таких предложений и замечаний.

На сайте Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула 23 июля 2019 года размещена экспозиция по Проекту планировки.

Согласно протоколу общественных обсуждений от 15 августа 2019 года № 186 Ковалева Е.В. обращалась с предложением изменения красных линий в районе земельного участка по адресу: <адрес>.

По результатам общественных обсуждений Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула 15 августа 2019 года составлено заключение, которым рекомендовано утвердить Проект планировки согласно замечаниям и предложениям, изложенным в таблице, при этом предложение Ковалевой Е.В. предложено отклонить, т.к. изменение красных линий приведет к нарушению сложившегося землепользования и профиля улицы, сформированного Проектом планировки, системы улично – дорожной сети и связи улиц. Заключение по результатам общественных обсуждений было размещено на Интернет – сайте Комитета и опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 21 августа 2019 года № 123 (5015).

Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, соответствует нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, нарушений формы, вида и процедуры принятия нормативного правового акта, установленных для нормативных актов, принимаемых по вопросам градостроительной деятельности не допущено, порядок опубликования соблюден, нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено. Оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, судами принято во внимание, что расчет и размещение красных линий, определяющих расположение магистральной улицы районного значения с поперечным профилем 30 м., в том числе, в части пересечения красной линии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, соответствуют планируемому размещению магистральной улицы районного значения в соответствии с Генеральным планом города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 № 344, с учетом профиля улиц, улично – дорожной сети и примыкания улиц, расчет красных линий произведен в соответствии с нормативами, утвержденными Решением Барнаульской городской Думы от 22 марта 2019 N 282 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (раздел 4), и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 N 1034/пр, соответствует документам территориального планирования г. Барнаула, имеющим высшую юридическую силу.

Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение судами норм материального и процессуального права не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии бюджетных возможностей для реализации Генерального плана города Барнаула, в том числе в части реконструкции ул. Маяковского, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют об их незаконности, носят характер субъективной оценки заявителем обстоятельств дела.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае, как установлено судами и следует из материалов дела, обжалуемый нормативный акт не изменяет функциональное назначение спорной территории, установленное до самовольного возведения административным истцом жилого дома, соответствует актам территориального планирования. Наличие ограждения несформированного и не постановленного на кадастровый учет земельного участка, правообладателем которого административный истец не является, занятого самовольной постройкой, вопреки доводам кассационной жалобы, не опровергает правильности выводов судов об обоснованности размещения красных линий, которые обозначают границы территории общего пользования, предназначенные для определения границ планируемого размещения автомобильной дороги.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о наличии альтернативных вариантов размещения автомобильной дороги, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях при проектировании красных линий административным истцом не приведено, судами в ходе рассмотрения дела не установлено. Указанные доводы носят субъективный характер, нарушение судами норм материального права не подтверждают.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.

С учетом содержания протоколов судебного заседания, письма Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 года, описка, допущенная в апелляционном определении, не является основанием для его отмены, подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи