ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-16174/2020
город Кемерово 21 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поданную 8 сентября 2020 года, на решение Колпашевского городского суда Томской области от 31 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 июня 2020 года
по административному делу № 2а-34/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления главы Колпашевского района от 14 мая 2019 года № 78 «О распределении средств иных межбюджетных трансфертов Колпашевскому городскому поселению на исполнение решений Колпашевского городского суда Томской области», о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э.,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления главы Колпашевского района от 14 мая 2019 № 78 «О распределении средств иных межбюджетных трансфертов Колпашевскому городскому поселению на исполнение решений Колпашевского городского суда Томской области», о возложении на Администрацию Колпашевского района обязанности в течение двадцати дней произвести расчет и предоставление субвенций на обеспечение ФИО1 благоустроенным жилым помещением исходя из социальной нормы площади на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м.
В обоснование требований ссылалась на то, что 26 февраля 2019 года решением Колпашевского городского суда Томской области по делу № 2-151/2019 удовлетворены исковые требования Колпашевского городского прокурора, действовавшего в её интересах, на Администрацию Колпашевского городского поселения была возложена обязанность предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение. Во исполнение решения суда Главой Колпашевского района Томской области было принято постановление от 14 мая 2019 № 78 «О распределении средств иных межбюджетных трансфертов Колпашевскому городскому поселению на исполнение решений Колпашевского городского суда Томской области» в размере 421 036,79 рублей.
Социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимается для расчета размера субвенции, в размере 33 кв. м.
Постановлением администрации Колпашевского городского поселения от 28 декабря 2018 года № 1048, утвержден норматив средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на 2019 год в размере 24 766,87 рублей. В связи с этим размер субвенции на обеспечение административного истца должен был составить 24 766,87 руб.*33 кв.м = 817 306,71 рублей. Согласно ответу администрации Колпашевского городского поселения от 12 сентября 2019 года № 3422/19, размер субвенции осуществлялся исходя из 17 кв.м., в размере 421 036,79 рублей. Администрация Колпашевского района при осуществлении государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществило данные полномочия ненадлежащим образом, чем нарушило право на обеспечение жилым помещением. Постановление главы Колпашевского района Томской области от 14 мая 2019 № 78 противоречит Методике расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и нарушает право административного истца на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законодательством Томской области.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 31 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 19 мая 2017 № 320, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 26 февраля 2019 года, вступившим в законную силу 2 апреля 2019 года, на Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить ФИО1 на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Томской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Постановлением Главы Колпашевского района Томской области от 14 мая 2019 № 78 «О распределении средств иных межбюджетных трансфертов Колпашевскому городскому поселению на исполнение решений Колпашевского городского суда Томской области» средства иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области в размере 421 036,79 руб. направлены бюджету муниципального образования «Колпашевское городское поселение» в виде иных межбюджетных трансфертов на исполнение решения Колпашевского городского суда Томской области от 26 февраля 2019 года по делу ФИО1
Как следует из содержания указанного постановления, оно принято на основании решения Думы Колпашевского района от 21 ноября 2011 № 150 «О порядке расходования бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области на исполнение судебных решений», в соответствии с письмом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 25 апреля 2019 года № 58-02-0839.
Согласно письму Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 25 апреля 2019 года № 58-02-0839 муниципальному образованию «Колпашевский район» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения Колпашевского городского суда Томской области от 26 февраля 2019 года (дело № 2-151/2019) по делу ФИО1 в сумме 421 036,79 руб.
Данное обстоятельство подтверждается уведомлением № 16357 по расчетам между бюджетами от 24 апреля 2019 года, согласно которому главным администратором доходов бюджета - Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области из областного бюджета предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта в сумме 421 036,79 руб. Администрации Колпашевского района на исполнение судебных актов, справкой № 35 об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и возникают в результате принятия, в том числе, законов субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства Томской области на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлены Законом Томской области от 28 декабря 2010 № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов». В соответствии со статьей 1 указанного закона из областного бюджета на указанные цели предоставляются межбюджетные трансферты в форме иных межбюджетных трансфертов в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 26 апреля 2012 № 163а утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно указанному Порядку межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Томской области в соответствии со сводной бюджетной росписью по ходатайствам муниципальных районов и городских округов Томской области с приложением документов, подтверждающих потребность в межбюджетных трансфертах. Ходатайства с указанным в пункте 2 перечнем документов, подтверждающих потребность в межбюджетных трансфертах, направляются в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с решением Думы Колпашевского района от 25 ноября 2011 № 150 «О порядке расходования бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области на исполнение судебных решений» установлено, что порядок и сроки расходования бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области на исполнение судебных решений расходуются в порядке и сроки, устанавливаемые Главой Колпашевского района.
В силу части 5 статьи 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных районов производят расчет и предоставление субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Методикой согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Согласно решению Совета Колпашевского городского поселения от 27 апреля 2018 № 14 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы жилого помещения по Колпашевскому городскому поселению» установленная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 17 кв.м.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что постановление Главы Колпашевского района Томской области от 14 мая 2018 № 78 не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих вопросы распределения межбюджетных трансфертов (Закон Томской области от 28 декабря 2010 № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов», решение Думы Колпашевского района Томской области от 25 ноября 2011 № 150 «О порядке расходования бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области на исполнение судебных решений»). Оспариваемым постановлением был разрешен вопрос только о распределении средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из бюджета Томской области в размере 421 036,79 руб. Вместе с тем, постановлением Главы Колпашевского района Томской области от 14 мая 2019 № 78 вопрос о расчете и предоставлении субвенции, в том числе с использованием собственных материальных ресурсов и финансовых средств, не разрешался. Межбюджетный трансферт, выделенный из средств областного бюджета распределен, в полном объеме направлен на исполнение решения Колпашевского городского суда Томской области от 26 февраля 2019 года по делу ФИО1, в связи с этим, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о возложении обязанности на Администрацию Колпашевского района произвести расчет и предоставить субвенцию исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м., как способе восстановления нарушенных прав административного истца. Размер межбюджетного трансферта, выделенного из средств областного бюджета бюджету Колпашевского района не является предметом рассмотрения настоящего административного дела
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания и исполнения судебного постановления. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена. Из приведенных доводов административного искового заявления не следует, что принятия оспариваемого постановления повлечет нарушение жилищных прав административного истца, связанных с обеспечением жилым помещением.
Оспариваемое постановление главы Колпашевского района от 14 мая 2019 № 78 «О распределении средств иных межбюджетных трансфертов Колпашевскому городскому поселению на исполнение решений Колпашевского городского суда Томской области» требованиям закона не противоречаит, обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не установлено. Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление противоречит "Методике распределения субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по распределению субвенций", утвержденной Законом Томской области от 11 сентября 2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 1 указанная Методика предусматривает порядок определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по распределению субвенций. Оспариваемое постановление предусматривает исполнение бюджетной росписи, в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 33 Закона Томской области от 11 октября 2007 N 231-ОЗ "О бюджетном процессе в Томской области".
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили правовую оценку, которая соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изложенную в судебных актах, выводы судов обстоятельствам дела соответствуют. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта и являться основанием для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 31 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи