ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1621/2022 от 26.01.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-1621/2022

город Кемерово 26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Конаревой И.А., Мишиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, поданную 24 ноября 2021 года, на решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 3 февраля 2021 года, дополнительное решение Усть – Абаканского районного суда Республики Хакасия от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2021 года

по административному делу № 2а-108/2021 по административному исковому заявлению Макаренко Людмилы Васильевны о признании незаконным решения Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э.,

у с т а н о в и л а:

Макаренко Л.В. обратилась в Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, изложенное в Протоколе заседании Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от 6 августа 2020 года в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером , о возложении обязанности рассмотреть вопрос о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, изложенный в протоколе заседании Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от 6 августа 2020 года в части изменения территориальной зоны в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером .

В обоснование требований указано, что Макаренко Л.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание - объект бытового обслуживания, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

27 апреля 2020 года Макаренко Л.В. обратилась в Администрацию <адрес> Республики Хакасия с заявлением об утверждении схемы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером .

Письмом от 20 мая 2020 года в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории было отказано в связи расположением формируемого земельного участка в границах территориальной зоны Ж2. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о приведении документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

23 июля 2020 года Макаренко Л.В. обратилась в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, утвержденный Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года , в связи с необходимостью приведения документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от 6 августа 2020 года, принято решение об отказе в вопросе внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района с изменением зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения. В качестве обоснования отказа комиссией указано: «с учетом устных обращений граждан, проживающих по адресу: <адрес>, Комиссия, во избежание нарушения прав и законных интересов жителей, считает нецелесообразным внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в части перевода территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения.

В сопроводительном письме от 25 сентября 2020 Администрацией Усть-Абаканского района указано, что отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета связан с обращениями жителей <адрес>, проживающих по <адрес>, в котором выражается несогласие с использованием объекта капитального строительства, примыкающего непосредственно к многоквартирному дому, в качестве объекта коммерческого назначения. При этом граждане не возражают против использования указанного объекта в качестве жилого помещения. Предложено рассмотреть возможность изменения назначения данного объекта и последующего его использования в качестве жилого помещения.

Считает, решение Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района, указанное в протоколе от 6 августа 2020 года об отказе в вопросе изменения зоны «Ж2» на зону «О» в отношении земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером , незаконным и необоснованным. На момент вынесения Усть-Абаканским районным судом Республики Хакасия решения по делу , нежилое здание располагалось в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, утвержденными Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 15 июня 2017 года в территориальной зоне Ж2с, предусматривающей в качестве условно-разрешенного вида использования объекты бытового обслуживания. Ответчику был известен вид разрешенного использования здания, подтверждено соответствие объекта недвижимости территориальному зонированию. Однако, не смотря на то, что административному ответчику было известно о размещении указанного здания, решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета внесены изменения в части градостроительного зонирования, изменяющие зону Ж2с на зону Ж2, не позволяющую размещать объекты бытового обслуживания, что привело к невозможности образования земельного участка под объектом недвижимости и нарушает право административного истца на оформление прав на земельный участок.

Решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 3 февраля 2021 года признано незаконным решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 25 сентября 2020 года об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части приведения документов территориального планирования в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес><адрес> с кадастровым номером в соответствии с назначением объекта недвижимости. На Администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Макаренко Л.В. от 31 июля 2020 года.

Дополнительным решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 15 июня 2021 года признано незаконным решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером , изложенное в протоколе Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от 6 августа 2020 года . В удовлетворении исковых требований Макаренко Л.В. к Управлению имущественных отношений администрации Усть- Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным решения об отказе во внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия и обязании совершить определённые действия отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2021 года решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 3 февраля 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрацией муниципального образования Усть -Абаканский район ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что суд первой инстанции необоснованно указал, что при утверждении Советом депутатов Усть-Абаканского района 25 июня 2019 года новой редакции Правил землепользования и застройки Расцветовского сельсовета не были учтены права заявителя. Полагают, что суды не приняли во внимание, что административным истцом не соблюдены требования пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в соответствии с которой внесение изменений осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).

Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в соответствии с пунктом 5 части 3 стати 33 ГрК РФ физическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ (здесь, и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

В соответствии с частью 17 статьи 27 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Усть – Абаканского районного суда Республики Хакасия от 24 октября 2019 года за Макаренко Л.В. признано право собственности на нежилое здание - объект бытового обслуживания, расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 3 марта 2020 года. Постановлением Администрации Расцветовского сельсовета Усть – <адрес> Республики Хакасия от 19 декабря 2019 года -п зданию объекта бытового обслуживания присвоен адрес: Усть – Абаканский муниципальный район, сельское поселение Расцветовский сельсовет, <адрес>, <адрес>. Здание поставлено на кадастровый учет 3 марта 2020 года с кадастровым номером .

Согласно техническому паспорту нежилое здание имеет производственное назначение – электрокотельная, в техническом плане указано наименование объекта – объект бытового обслуживания, год завершения строительства – 2018.

Макаренко Л.В обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером , в ответ на которое Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия 20 мая 2020 года в утверждении схемы отказано, поскольку согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, утвержденным Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года , формируемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), в основных видах которой использование земельного участка под объекты бытового обслуживания не предусмотрено. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о приведении документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

Макаренко Л.В. обратилась в Комиссию по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района.

В ответ на заявление Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия письмом от 25 сентября 2020 Макаренко Л.В. уведомлена об отказе в удовлетворении заявления, с указанием на то, что отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета связан с обращениями жителей <адрес>, проживающих по <адрес>, в котором выражается несогласие с использованием объекта капитального строительства, примыкающего непосредственно к многоквартирному дому, в качестве объекта коммерческого назначения. Указано также, что граждане не возражают против использования указанного объекта в качестве жилого помещения. Предложено рассмотреть возможность изменения назначения данного объекта и последующего его использования в качестве жилого помещения.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов <адрес> от 6 августа 2020 года отказано в вопросе внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки с учетом устных обращений граждан, проживающих по адресу: <адрес>. Комиссия во избежание нарушения прав и законных интересов жителей, считает нецелесообразным внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в части перевода территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения под земельным участком с кадастровым номером , площадью 68 кв.м.

Руководствуясь указанным нормами материального прав, оценив представленные доводы и доказательства, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям закона и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Судами обоснованно указано, что решения об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в отношении указанного земельного участка не содержат оснований для отказа, не мотивированны, не содержат указание на какие-либо нормы законодательства.

Выводы судов судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального права не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы от отсутствии с законе перечня оснований для отказа в инициировании внесения изменения в документы градостроительного зонирования, а также указание на то, что законом предусмотрена возможность как удовлетворения заявления так и отказа в его удовлетворении, во всяком случае не свидетельствуют о том, что решение органа местного самоуправления может быть немотивированным и основанным на предположении о возможности нарушения чьих – либо прав в будущем. При реализации полномочий, установленных градостроительным законодательством, орган местного самоуправления не вправе руководствоваться только соображениями целесообразности.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения части 4 статьи 30 ГрК РФ, поскольку указанные нормы права и обстоятельства, связанные с невозможностью установления территориальной зоны применительно к одному земельному участку, не являлись основанием для отказа в удовлетворении инициативы заявителя, в оспариваемом ответе органа местного самоуправления не содержатся, на указанные обстоятельства отсутствует ссылка также в заключении Комиссии по внесению изменение в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть – Абаканского района.

Вопреки доводам кассационной жалобы, указание районного суда на нарушение прав, допущенных при утверждении 23 декабря 2019 года Генерального плана и Правил землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта и не является основанием для его отмены, поскольку не повлекло неправильные выводы суда, поскольку законность указанного нормативного акта не являлась предметом судебной проверки и оценки судами при разрешении требований.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Согласно часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Принимая во внимание, что согласно сведениям технического и кадастрового учета принадлежащий Макаренко Л.В. объект недвижимости является нежилым зданием, имеющим наименование объект бытового обслуживания, указание в оспариваемом ответе на возможность собственника использовать принадлежащий объект в качестве жилого помещения, не соответствует закону, полномочиям органа местного самоуправления и влечет нарушение прав административного истца. Доводы кассационной жалобы о злоупотреблении Макаренко Л.В. правами и наличии оснований для отказа в удовлетворении требований по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленным по делу обстоятельствам не соответствуют, основанием для отмены судебных актов являться не могут.

С учетом изложенного, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пунктах 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", принимая во внимание, что принятые по делу решение и дополнительное решение направлены на разрешение требований административного истца, имеющих единый предмет и основания, судебные акты фактически являлись предметом проверки в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 3 февраля 2021 года, дополнительное решение Усть – Абаканского районного суда Республики Хакасия от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи