ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1624/2022 от 29.09.2022 Кассационного военного суда

Кассационное определение

№ 88а-1624/2022

29 сентября 2022 г. г. Новосибирск

Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-77/2022 по кассационной жалобе административного истца Зорина Артема Сергеевича на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 28 июня 2022 г., принятые по административному исковому заявлению <звание> Зорина А.С. об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «<данные изъяты>» (далее – Военный институт), связанных с исключением из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б., изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и поступивших письменных возражений на нее, кассационный военный суд

установил:

вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Зорина А.С. с требованиями о признании незаконным утвержденного начальником Военного института и оформленного протоколом от 11 ноября 2021 г. решения жилищной комиссии того же института об исключении его из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда с 28 октября 2016 г., а также о возложении на жилищный орган обязанности по повторному рассмотрению вопроса об исключении его из названного списка с 17 сентября 2021 г.

В поданной 10 августа 2022 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить обжалованные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.

В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела, анализируя нормы действующего законодательства, приводит доводы, аналогичные тем, которые ранее уже были предметом рассмотрения судебных инстанций.

Их суть сводится к тому, что положения части 3 статьи 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» неправомерно истолкованы судами в качестве основания для прекращения обязательств государства по обеспечению служебным жильем военнослужащих до момента возникновения у военнослужащего жилищных прав на приобретенное жилое помещение, которое, как отмечено в жалобе, наступают при передаче военнослужащему квартиры по акту приема-передачи.

В письменных возражениях представитель административного ответчика – начальника Военного института Иванов А.Э., опровергая доводы жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.

Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, суд приходит к нижеследующему.

Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Зорин А.С., поступивший на военную службу по контракту в 2006 г., с ноября 2011 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).

С августа 2016 г. административный истец признан в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда и включен в соответствующий список военнослужащих Военного института.

28 октября 2016 г. Зорину А.С. перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> во исполнение обязательств по договору целевого жилищного займа от 12 октября 2016 г. в рамках его участия в НИС.

Данные денежные средства административный истец направил на погашение своих обязательств по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 14 ноября 2016 г., заключенному Зориным А.С. с целью приобретения в близлежащем от места военной службы населенном пункте жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

17 сентября 2021 г. указанное жилье принято административным истцом по акту приёма-передачи от застройщика.

29 октября 2021 г. административный истец, сообщая в рапорте начальнику Военного института о реализации своих жилищных прав путем приобретения жилья по месту прохождения военной службы 17 сентября 2021 г., подал рапорт об исключении его с указанной даты из списка на предоставление жилых помещений специализированного фонда.

Оспариваемым решением жилищной комиссии Военного института Зорин А.С. исключен из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда с 28 октября 2016 г., о чем ему стало известно 6 декабря 2021 г.

Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили и дали верное истолкование положениям пунктов 1, 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», части 1 статьи 4 и части 3 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон № 117-ФЗ), по результатам анализа которых пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренные действия административных ответчиков прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 октября 2018 г. № 2620-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куликова Антона Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», из положений Закона № 117-ФЗ, принятого во исполнение конституционных предписаний, содержащихся в статье 40 Конституции Российской Федерации, следует, что введенная им форма жилищного обеспечения военнослужащих предполагает их активное участие в имущественных отношениях по приобретению жилья, основанное на праве военнослужащих самостоятельно выбирать и приобретать жилье, отвечающее их требованиям и нуждам, посредством заключения соответствующих гражданско-правовых соглашений, предусматривающих финансирование или софинансирование за счет средств федерального бюджета (приобретение жилого помещения по договору купли-продажи; по договору участия в долевом строительстве; с использованием ипотечного кредита (займа).

С учетом указанной специфики данной формы жилищного обеспечения военнослужащих жилищные обязательства государства перед ними прекращаются в момент поступления в их распоряжение соответствующих денежных средств или направления уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа.

Судами установлено, что Зорин А.С. в рамках участия в НИС по своему усмотрению и добровольно, в целях реализации своих жилищных прав выбрал конкретный вариант гражданско – правового соглашения - участие в долевом строительстве, и получил для его реализации соответствующие средства федерального бюджета 28 октября 2016 г.

Поэтому признаются безосновательными доводы кассационной жалобы о том, что являются ошибочными выводы судов о моменте, с которого обязательства государства перед административным истцом считаются прекращенными, а он - обеспеченным жильем по месту военной службы.

Кроме того, ни в административном исковом заявлении, ни в апелляционной жалобе, ни в кассационном обращении Зориным А.С. не указано, какие именно его права нарушены оспариваемым решением коллегиального органа, которым удовлетворена просьба административного истца об исключении его из списка на предоставление жилых помещений специализированного фонда.

Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.

Руководствуясь статьями 327, 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд

определил:

решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 28 июня 2022 г., принятые по административному исковому заявлению Зорина Артема Сергеевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 КАС Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 г.

Председательствующий: Д.А. Богдашов

Судьи: В.С. Авдонкин

В.Б. Красношапка