ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-1662/2020
г. Кемерово 5 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Зиновьевой К.В., Мишиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Невонского муниципального образования, поступившую 13 декабря 2019 года, на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 октября 2019 года
по административному делу № 2а-1366/2019 по административному исковому заявлению Усть-Илимского межрайоного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Невонского муниципального образования о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по надлежащему оформлению статуса автомобильных дорог, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., возражения прокурора Самохиной М.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Усть-Илимский межрайоный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействие администрации Невонского муниципального образования в области законодательства о дорожной деятельности в части непринятия мер по надлежащему оформлению статуса автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах муниципального образования (улицы <адрес> посёлка <адрес>), обязании администрации Невонского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах Невонского муниципального образования (улицы <данные изъяты> посёлка <адрес>).
Требования мотивированы тем, что проектом планировки и проектом межевания территории земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, данный участок предназначен под строительство индивидуальных жилых домов, подключения инженерных сетей и оборудования, расположен по адресу: <адрес>.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес>, соответственно, с видом разрешенного использования – для размещения автомобильных дорог и конструктивных элементов, предоставлены администрации Невонского муниципального образования в постоянное (бессрочное) пользование.
В настоящее время на данных улицах построены жилые дома, проживает население <данные изъяты>. Дороги по <адрес> используются жителями для движения транспортных средств и приспособлены для такового. Между тем, дороги по <адрес> документально не оформлены, дорожная деятельность в отношении них не ведется. Администрация Невонского муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесена дорожная деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения, не предпринимает необходимые действия для оформления надлежащего статуса автомобильных дорог.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 октября 2019 года, заявленные административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что судами не учтены все обстоятельства дела, а также характер, возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести.
На кассационную жалобу прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что постановлением администрации Невонского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён проект планировки и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, под строительство индивидуальных жилых домов, подключения инженерных сетей и оборудования, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования Усть-Илимский район от 30 ноября 2017 года № и от 21 ноября 2017 года № администрации Невонского муниципального образования предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес>, соответственно, с видом разрешённого использования – для размещения автомобильных дорог и конструктивных элементов.
Усть-Илимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и установлено, что в рамках реализации программы по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области, в связи со строительством Богучанской ГЭС на ДД.ММ.ГГГГ года, гражданам, переселяемым из зоны затопления были предоставлены земельные участки под индивидуальное жилое строительство, в том числе на территории Невонского муниципального образования. Однако до настоящего времени земельные участки и находящиеся на них жилые дома не снабжены необходимой транспортной инфраструктурой. Фактически имеющиеся дороги на улицах <адрес> находятся в ненадлежащем состоянии. Не включены в реестр муниципальной собственности Невонского муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ Усть-Илимский межрайонный прокурор внёс представление в адрес главы Невонского муниципального образования об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности. Согласно ответа от 24 апреля 2019 года содержание внутрипоселковых дорог по улице <адрес> не осуществляется, поскольку дороги по указанным улицам не являются объектами недвижимости, а также не поставлены на кадастровый учёт, как сооружения.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступил ответ о рассмотрении указанного представления в котором указано, что содержание внутрипоселковых дорог по улицам <адрес> не осуществляется, поскольку они не поставлены на кадастровой учёт, как сооружения, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете. Составлена смета на разработку проектно-сметной документации для строительства данных дорог с твёрдым покрытием, готовятся документы для подачи заявки в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на предоставление субсидии на проектирование дорог общего пользования, дата подачи заявки ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям предоставленным Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» дороги по улицам <адрес> посёлка <адрес> в реестре муниципального имущества не значатся, на балансе не стоят. Земельные участки под их образование предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Невонского муниципального образования.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией Невонского муниципального образования не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна на дорогах на улицах <адрес>, которые находятся в ненадлежащем состоянии, дороги не включены в реестр муниципальной собственности Невонского муниципального образования, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесён к числу полномочий, закреплённых за сельским поселением.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 13 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ определено, что Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Законом Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ за сельским поселением муниципального образования «Усть-Илимский район» - Невонское муниципальное образование, закреплены полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких данных суды пришли к верному выводу о том, что осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах сельского поселения относится к компетенции административного ответчика.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8).
Статьёй 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Из представленных материалов следует, что сведения о спорных автомобильных дорогах в нарушение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» в Единый государственный реестр автомобильных дорог не внесены, технические паспорта на данные дороги отсутствуют. Указанные нарушения приводят к тому, что дороги, расположенные в пределах Невонского муниципального образования на улицах Ангарская и Байкальская посёлка Невон, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель, не организованы. Бездействие административного ответчика, влечёт нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределённого круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Доводы кассационной жалобы о невозможности выполнения необходимого комплекса работ для строительства дорог в установленные судом сроки, подлежат отклонению, поскольку вопрос об отсрочки исполнения судебного акта может быть разрешён в порядке части 1 статьи 189 КАС РФ, кроме того, судом первой инстанции срок исполнения решения суда был определён с учётом мнения административного ответчика.
Довод об отсутствии необходимого финансирования ввиду спланированности бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, без учёта необходимости несения затрат по строительству дорог, также подлежит отклонению, поскольку бюджет муниципального образования не является единственно возможным источников финансирования дорожной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об автодорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Иные доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения судебного акта не могут быть приняты во внимание, поскольку надлежащее исполнение обязанности в части содержания автомобильных дорог общего пользования невозможно без определения их статуса и приведение в соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона об автомобильных дорогах. Возможность оформления права на автомобильную дорогу как объект недвижимости вытекает из статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, что в свою очередь презюмирует и необходимость регистрации такого права. Вместе с тем, указанное невозможно при нарушении процедуры создания линейного объекта либо при уклонении от обязанности по оформлению статуса автомобильной дороги.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: