ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1693/2024 от 31.01.2024 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-1693/2024

Санкт-Петербург 31 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зеленского А.М.,

судей Бельмас Н.А., Стаховой Т.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-203/2023 по кассационной жалобе Беляева <данные изъяты> на решение Порховского районного суда Псковской области от 26 июня 2023 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 28 сентября 2023 года, принятые по административному исковому заявлению Беляева <данные изъяты> к Комитету по ветеринарии Псковской области о признании незаконным бездействия.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., выслушав объяснения Беляева Дмитрия Владимировича, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Беляев Д.В. занимается ведением личного подсобного хозяйства в д.<адрес>. При ведении личного подсобного хозяйства производится, перерабатывается и реализуется сельскохозяйственная продукция. Реализация производимой молочной продукции необходимо заключение ветеринарно-санитарной экспертизы, но сам Комитет по ветеринарии Псковской области услуги по проведению экспертизы не оказывает, а создает подведомственные учреждения, которые оказывают такие услуги. Данный порядок, а также порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы не утвержден правовым актом, что препятствует административному истцу реализовывать производимую продукцию в субботу, поскольку учреждения, оказывающие услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы в это день не работают.

Беляев Д.В. обратился в суд с административным иском к Комитету по ветеринарии Псковской области (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти Псковской области, указав, что вопреки требованиям статей 2, 21 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», статей 1, 2, 12-13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 3.1.28 Положения о Комитете по ветеринарии Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 6 июля 2015 года № 315, а также Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 июля 2021 года № 1228, Комитетом не утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения. На официальном сайте Комитета размещен только один действующий регламент предоставления государственной услуги - приказ Государственного управления ветеринарии Псковской области от 15 сентября 2016 года № 85 «Об утверждении Административного регламента предоставления Государственным управлением ветеринарии Псковской области государственной услуги по регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Псковской области». Несмотря на его неоднократные обращения к административному ответчику и Правительству Псковской области по поводу отсутствия административного регламента предоставления государственной услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы (далее–ВСЭ), соответствующий нормативный правовой акт не разработан по настоящее время.

Просил суд признать незаконным бездействие Комитета по ветеринарии Псковской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления государственной услуги по проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, возложив на административного ответчика обязанность разработать и утвердить такой административный регламент.

Решением Порховского районного суда Псковской области от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Псковского областного суда от 28 сентября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе административный истец Беляев Д.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные и принятые при неправильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Таких нарушений судами не допущено.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что у Комитета отсутствует обязанность по разработке и принятию административного регламента по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, поскольку действующими нормативными правовыми актами в области ветеринарии разработка такого регламента носит исключительно рекомендательный, но не обязательный характер. Кроме того, суд первой инстанции указал на пропуск Беляевым Д.В. срока обращения в суд с административным иском, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции и с законностью решения суда, за исключением вывода о пропуске истцом процессуального срока на обжалование бездействия Комитета.

Признавая необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске истцом процессуального срока, установленного статьей 219 КАС РФ, суд апелляционной инстанции указал, что Беляев Д.В. на протяжении длительного времени (с августа 2022 года по апрель 2023 года) обращался в Правительство Псковской области, органы прокуратуры Псковской области с заявлениями о незаконности бездействия Комитета по не разработке и не принятию административное регламента предоставления государственной услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы. Из органов прокуратуры, вплоть до января 2023 года, он получал ответы об обоснованности своих обращений с возможным предъявлением прокуратурой иска в Арбитражный суд Псковской области. И лишь в апреле 2023 года прокуратурой Псковской области ему разъяснено право на самостоятельное обращение в суд с административным иском к Комитету.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что на протяжении с августа 2022 года по апрель 2023 года у Беляева Д.В. имелись достаточные основания полагать, что защита его прав и законных интересов будет осуществляться путем принятия мер прокурорского реагирования, в том числе путем обращения прокурора в суд. Приведенные причины пропуска срока обращения в суд признаны судом апелляционной инстанции уважительными и пропущенный процессуальный срок восстановлен.

Выводы о причинах пропуска срока обращения в суд, признание их уважительными, восстановление пропущенного срока судом являются правильными, не оспариваются в кассационной жалобе и не нуждаются в переоценке.

Вопреки доводам кассационной жалобы по существу спора решение суда первой инстанции и апелляционной инстанции также являются правильными.

Согласно абзацу 6 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии) к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии относится разработка и утверждение ветеринарных правил.

В силу статьи 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования, в том числе при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарносанитарной экспертизы, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности. Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (пункты 1, 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 20 года № 450 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, согласно пункту 5 которого на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерат Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, а именно, правила области ветеринарии (подпункт 5.2.9).

В соответствии со статьей 21 Закона о ветеринарии мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно- санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительно власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Так, приказом Минсельхоза России от 28 июня 2021 года № 42 утверждены Ветеринарные правила назначения и проведения ветеринарно- санитарной экспертизы молока и молочных продуктов, предназначенных для переработки или для реализации на розничных рынках (далее - Правила) которые устанавливают обязательные для исполнения требования при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы молока в молочных продуктов.

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы организуется федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в различных государственных областях и сферах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (далее - Госветслужба) в пределах своей компетенции (пункт 5 Правил).

Из вышеизложенных положений следует, что деятельность по нормативно-правовому регулированию вопросов назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе молока и молочных продуктов, а также фиксация ее результатов относится к компетенции Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое осуществляет разработку и утверждение сводов праве в установленной сфере деятельности (пункты 5.2.9(3), 5.5.21 постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 года№ 450).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2011 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) под государственной услугой понимается деятельность по реализации функции федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны представлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 12 названного Закона.

Исходя из положений пункта 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 июля 2021 года № 1228, административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - реестр услуг).

В случае, если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом федеральной органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или государственной корпорации, не регулируются вопросы относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с настоящими Правилами.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном административным регламентов предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

Между тем статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся исключительно установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации и отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1).

В этой связи, учитывая, что ветеринарно-санитарная экспертиза не является государственным полномочием Российской Федерации, переданным на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательная разработка соответствующего административного регламента оказания данной услуги на региональном уровне не требуется.

Информация об отсутствии необходимости введения на региональном уровне административного регламента по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы содержится также в письме Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 16 февраля 2023 года № 25/321, адресованном Комитету по ветеринарии Псковской области.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Комитете по ветеринарии Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 6 июля 2015 года № 315, к полномочиям Комитета отнесена лишь организация проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления (подпункт 3.1.28), а не само проведение такой ветеринарно-санитарной экспертизы.

Проведением таких экспертиз на территории Псковской области, включая Порховский район, где осуществляет деятельность административный истец, занимаются на платной основе государственные бюджетные учреждения, которые руководствуются приведенными выше нормативными правовыми актами, разработанными на федеральном уровне.

Беляев Д.В. не отрицает возможность проведения ветеринарно-санитарной экспертизы производимой им молочной продукции в пределах Порховского района в целях дальнейшей её реализации на розничном рынке, следовательно, сам факт отсутствия (не принятие) административного регламента проведения ветеринарно-санитарной экспертизы его прав и законных интересов не нарушает.

Как правильно указал суд, доводы Беляева Д.В. о наличии разработанных административных регламентах в иных субъектах Российской Федерации, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку их разработка на региональном уровне не запрещена, но и не является обязательной. Разработка таких регламентов является инициативой органа исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации и их положения не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

Таким образом, доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.

Несогласие административного истца с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств и иным субъективным толкованием норм права, примененных судом, правильность обжалуемых судебных актов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Порховского районного суда Псковской области от 26 июня 2023 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное кассационное определение составлено 6 февраля 2024 года