ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17004/2022 от 15.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 16RS0038-01-2021-005707-44

№ 88а-17004/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 4 июля 2022 года кассационную жалобу Гайнутдинова И.П. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 мая 2022 года по административному делу № 2а-37/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан к Гайнутдинову И.П. о взыскании обязательных платежей.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гайнутдинов Н.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2014 год и 2016 год в связи регистрацией за ним права собственности на объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: , общей площадью 81,9 кв.м, с кадастровым номером (1/5 доли в праве, дата регистрации права 21 октября 2014 года, дата прекращения права 13 ноября 2014 года); квартира, расположенная по адресу: , общей площадью 73,6 кв.м, с кадастровым номером (дата регистрации права 24 апреля 2015 года, дата прекращения права 31 марта 2017 года).

Гайнутдинову И.П. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 20 сентября 2017 года № 57368219, в соответствии с которым административному ответчику произведён расчёт налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2014 год и 2016 год в размере 49 руб. и 1 859 руб., соответственно, со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года.

Поскольку в сроки, установленные в налоговом уведомлении, налогоплательщик оплату налогов не произвёл, Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: № 10334 по состоянию на 2 февраля 2018 года на сумму налога 1 908 руб. и пени в размере 0,69 руб. (срок исполнения до 6 марта 2018 года); № 105275 по состоянию на 29 июня 2020 года в размере 49 руб. и пени в размере 10,19 руб. (срок исполнения до 20 ноября 2020 года).

Гайнутдинов И.П. указанное требование не исполнил, в связи с чем по заявлению налогового органа мировым судьёй судебного участка № 2 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 21 мая 2021 года вынесен судебный приказ № 2а-156/2/2021, который отменён 17 июня 2021 года в связи с поступившими возражениями.

10 августа 2021 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском.

Решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 мая 2022 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан удовлетворено, с Гайнутдинова И.П. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 49 руб., за 2016 год в размере 1 859 руб., а также государственная пошлина в размере 400 руб.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Гайнутдинов И.П. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что не имеет личного кабинета налогоплательщика и с заявлением о подключении его в налоговые органы не обращался, требования об уплате налога на имущество не получал.

Также податель жалобы указывает, что налоговым органом заявлены требования о взыскании не всех сумм задолженности, в частности не заявлены на сумму 2 865 руб., которая ранее была включена в налоговое уведомление.

От временно исполняющего обязанности Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан поступили письменные объяснения, где ставится вопрос об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьёй 400 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-

Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1).

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Положениями пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании налога, пеней за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что основания для взыскания суммы задолженности обязательных платежей у налогового органа имелись, недоимка плательщиком налога на имущество физических лиц не уплачена, предусмотренный федеральным законом срок обращения в суд соблюдён, расчёт размера взыскиваемой денежной суммы осуществлён верно.

Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.

Судами дана правильная критическая оценка доводу административного ответчика о том, что он не получал документы от налогового органа, по вопросу открытия личного кабинета налогоплательщика не обращался.

Из материалов дела следует, что Гайнутдинов И.П. в период с 30 ноября 2012 года по 6 марта 2018 года являлся пользователем личного кабинета налогоплательщика для физических лиц.

Налоговое уведомление от 20 сентября 2017 года № 57368219 направлено Гайнутдинову И.П. в электронном виде (л.д. 76).

Требование № 10334 по состоянию на 2 февраля 2018 года направлено Гайнутдинову И.П. в электронном виде (л.д.72-73).

То есть налоговое уведомление от 20 сентября 2017 года № 57368219, требование № 10334 по состоянию на 2 февраля 2018 года направлены административному ответчику и получены им в период пользования личным кабинетом налогоплательщика.

Требование № 105275 по состоянию на 29 июня 2020 года направлено Гайнутдинову И.П. посредством почтового отправления, что подтверждается списком постовых отправлений от 28 сентября 2020 года и получено административным ответчиком 1 октября 2020 года (л.д. 69-70).

В силу пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Уведомление считается полученным на следующий рабочий день после его размещения в личном кабинете, даже если налогоплательщик не осуществлял вход в кабинет.

Личный кабинет налогоплательщика определён как информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном действующим законодательством порядке. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, определенных данным Кодексом.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ утверждён порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2017 года № 49257 (далее -Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в том числе документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.

Согласно пункту 8 указанного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА). При этом, авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: путём подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; с использованием кода активации в ЕСИА.

В пункте 15.1 Порядка указано, что доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях: выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции «отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика»; при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле «Прошу» реквизитом «3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика».

Доводы жалобы о том, что административный ответчик не имеет личного кабинета налогоплательщика и с заявлением о подключении личного кабинета налогоплательщика в налоговые органы не обращался и в этой связи налоговые уведомления и требования об уплате налога на имущество посредством личного кабинета налогоплательщика не получал, являются несостоятельными.

Из указанных положений Порядка для открытия кабинета необходимо заполнение соответствующих форм на сайте Федеральной налоговой службы России или на сайте «Государственных услуг» в сети Интернет и при личном участии налогоплательщика, в связи с чем Гайнутдинов И.П. не мог знать об открытом на его имя личном кабинете налогоплательщика. При этом каких-либо письменных заявлений для открытия личного кабинета не требуется.

При этом судами принято во внимание, что заявление на подключение к личному кабинету физического лица за 2012 год и заявление на отказ от пользования личным кабинетом физического лица за 2018 год в Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан отсутствуют ввиду истечения срока хранения, установленного действовавшим в рассматриваемый период Приказом МНС Российской Федерации от 21 апреля 2004 года № САЭ-3-18/297@.

При таких обстоятельства судебные инстанции сделали правильный вывод о получении налогоплательщиком документов от налогового органа.

Довод кассационной жалобы о том, что налогоплательщику не было выставлено требование на сумму 2 865 руб. не может быть принят во внимание, поскольку данный вопрос не имеет правового значения в рамках административного спора. Данная сумма в приведённые выше требования не была включена.

При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гайнутдинова И.П. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 23 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление28.09.2022