ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-17046/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 30 августа 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В., Лукьяновой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Усовой Юлии Александровны, поданную 20 июня 2023 г., на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 апреля 2023 г.,
по административному делу № 2а-4734/2022 по административному исковому заявлению Усовой Юлии Александровны о признании незаконным решении Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области), о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э.,
установила:
Усова Ю.А. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения инспектора отделения по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами отдела по вопросам гражданства ГУ МВД России по Иркутской области от 14.10.2022 об отказе в выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о возложении обязанности на ГУ МВД России по Иркутской области вынести решение о выдаче свидетельства.
В обоснование требований указано, что Усова Ю.А. 05.09.2022 прибыла в Российскую Федерацию. 20.09.2022 встала на миграционный учет, 27.09.2022 получила временное убежище.
03.10.2022 Усова Ю.А. подала заявление на участие в государственной программе «Соотечественники».
25.10.2022 истец получила отказ ГУ МВД России по Иркутской области в выдаче свидетельства участника государственной программы «Соотечественники». Полагает отказ незаконным, так как и договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, и Федеральный конституционный закон № 7 от 04.10.2022 вступили в законную силу только 05.10.2022.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 05.04.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Усова Ю.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материалов дела на новое рассмотрение, с указанием, при необходимости, на рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную ранее позицию, указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что судом не установлены фактические обстоятельства дела, в том числе, не установлены данные о ее личности и статусе в спорный период времени, как имеющей на территории Российской Федерации временное убежище. Указывает на нарушение судом норм процессуального права, поскольку протокол судебного заседания не отражает в полном объеме ход судебного заседания. Были представлены замечания на протокол. Ею было подано заявление о выдаче протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции 05.04.2023, однако протокол изготовлен только 12.04.2023, а вручен 13.04.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами.
Судами установлено, Усова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины, что подтверждено национальным паспортом №, выданным 14.01.2021, сроком действия до 14.01.2031, имеет регистрацию по месту жительства на территории Запорожской области.
27.09.2022 ГУ МВД России по Иркутской области Усовой Ю.А. выдано свидетельство о предоставлении временного убежища серии ВУ № со сроком действия до 26.09.2023 в соответствии с Временными правилами предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2014 № 690.
03.10.2022 Усова Ю.А. обратилась в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, согласно которому указано, что государство, из которого она планирует выехать (выехала) в Российскую Федерацию, - Украина. В качестве причины, побудившей обратиться с заявлением указано на желание жить и работать в Российской Федерации, приобрести гражданство Российской Федерации.
Министерством труда и занятости Иркутской области по заявлению Усовой Ю.А. принято решение № от 04.10.2022 о соответствии Усовой Ю.А. условиям участия в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области № № от 14.10.22 Усовой Ю.А. отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в соответствии с поступившими рекомендациями по работе с отдельными категориями лиц, определенными Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", согласно которым по заявлениям, принятым 30.09.2022 и позднее территориальными органами МВД России принимается решение об отказе в выдаче свидетельства, в связи с несоответствием заявителя положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также подпункта «а» пункта 6, пунктов 16 и 38 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указам Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637.
Разрешая заявленные требования, оценивая законность отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав на отсутствие совокупности условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ. Установив, что Усова Ю.А. обратилась с заявлением 03.10.2022, суд пришел к выводу, что Усова Ю.А. не соответствует положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», раскрывающего понятие «соотечественники за рубежом», поскольку с 30.09.2022 не подпадает под понятие «соотечественника за рубежом» в силу положений статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в связи со следующим.
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее – Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ) устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.
Статьей 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ приведено понятие «соотечественник», к которым отнесены лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
В силу статьи 13.1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена "Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее – Государственная программа).
В соответствии с пунктом 15 Государственной программы решение соотечественника о переселении в рамках Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию оформляется путем подачи им заявления об участии в Государственной программе. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Государственной программы на территории Российской Федерации заявление об участии в Государственной программе в уполномоченные органы, указанные в пункте 38 настоящей Государственной программы, вправе подать соотечественники, являющиеся иностранными гражданами: а) постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации; б) прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации; в) постоянно проживающие на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшие на территорию Российской Федерации и признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации.
Основания для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы и аннулирования ранее выданного свидетельства участника Государственной программы установлены пунктами 25 -26 Государственной программы.
Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-ПП утверждена государственная программа Иркутской области «Труд и занятость» на 2019 - 2024 годы, приложением № 3 которой является подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2019 - 2024 годы. Целью Подпрограммы является обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637, для социально-экономического развития и улучшения демографической ситуации в Иркутской области.
"Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта" подписан в г. Москве 30.09.2022 (далее – Договор).
Согласно статье 5 Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Запорожской области, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 9 Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" (далее - 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Запорожской области или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Запорожской области в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
Установлено также, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Запорожской области на основании вида на жительство, выданного уполномоченными органами Украины, выдается вид на жительство в Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ).
Согласно части 9 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи либо до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на территории Запорожской области и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины.
Условия и порядок работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой установлены Положением об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 403 "Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию" (далее – Положение об организации работы).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации в поисках убежища, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (наименование приведено в редакции от 29.03.2023), в соответствии с пунктом 5 которых решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления.
Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи не следует безусловного приобретения гражданства Российской Федерации лицами, состоявшими в гражданстве Украины, имеющими регистрацию по месту жительства на территории Запорожской области, в том числе прибывшими в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации в поисках убежища.
Следует отметить, что на момент принятия оспариваемого решения МВД России по Иркутской области от 14.10.2022 об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы, срок, установленный частью 9 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ не истек. Из заявления Усовой Ю.А., поданного в уполномоченный орган 03.10.2022, принимая во внимание дату его подачи и правовое регулирование, сложившееся на указанный момент времени, не представляется возможности установить правовой статус заявителя, применительно в реализации прав на приобретение/сохранение гражданства в соответствии с условиями Договора и Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судами при разрешении заявленных требований и не получили правовой оценки.
Сведения о реализации указанных прав административным истцом на момент принятия судебных актов не установлено. Недостатки, допущенные судом первой инстанции при определении правового положения административного истца Усовой Ю.А. не были восполнены апелляционным судом. Фактически правовой статус административного истца Усовой Ю.А. не был определен, в связи с чем выводы суда о законности оспариваемого отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы по мотивам несоответствия заявителя положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ на материалах дела не основаны.
Указанные обстоятельства имеют правовое значение для оценки законности оспариваемого отказа, что в том числе следует из пункта 3 Указа Президента РФ от 27.04.2023 N 307 "Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", принятого в целях реализации федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" и в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение с целью процессуальной экономии и соблюдения разумных сроков судопроизводства, установленных статьей 10 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 апреля 2023 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 1 сентября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: