ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17426/2022 от 24.08.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2022 г. N 88а-17426/2022

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года по административному делу №3а-582/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В., объяснения представителя административного истца Еперевой И.Н., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", Общество) обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:030801:18, расположенного по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, ул.Рыбинская, д.20.

Уточив требования, Общество просило суд изменить вид разрешенного использования земельного участка по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, установив для него вид разрешенного использования, соответствующий сегменту 3 "общественное использование" (код вида разрешенного использования 3.1 "коммунальное обслуживание"); установить с 21 октября 2019 года кадастровую стоимость земельного участка равной 21 866 069,27 руб.

В обоснование заявленных требований указано на то, что расчет кадастровой стоимости земельного участка осуществлен с нарушением Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12 мая 2017 года N 226, поскольку не учитывает осуществляемую Обществом на земельном участке деятельность, связанную с коммунальным обслуживанием граждан и организаций.

Решением Ярославского областного суда от 18 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года в размере 22 888 023,59 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года решение суда отменено, принято новое решение об отказе в требованиях административного иска.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 июня 2022 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции допущено не было.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность установленных частью 3 статьи 6 данного федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом (пункт 1 части 1 статьи 3), проводимой на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (статья 4). Кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3).

Приказом Минэкономразвития от 12 мая 2017 года № 226 были утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Методически указания). Данные Методические указания утратили силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 14 января 2022 года N 11.

В соответствии с пунктом 1.19. Методических указаний, последовательность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости земельного участка включает себя следующие мероприятия:

определение ценообразующих факторов объектов недвижимости (далее - ценообразующие факторы);

первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями;

сбор сведений о значениях ценообразующих факторов;

сбор рыночной информации;

группировка объектов недвижимости;

построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;

анализ качества модели оценки кадастровой стоимости;

расчет кадастровой стоимости, включая индивидуальные расчеты для объектов недвижимости, по которым невозможно выполнить определение кадастровой стоимости методами массовой оценки, а также в случаях, указанных в пункте 8.1 Указаний;

анализ результатов определения кадастровой стоимости;

составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

При этом Методические указания содержали предписание о том, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости (пункт 1.8.).

Также Методические указания содержали принципиальные положения о том, что определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости, исходя из того, что земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункты 1.9., 1.10.)

Согласно пункту 9.2.2. Методических указаний, для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Указаниям:

1) 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование";

2) 2 сегмент "Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)";

3) 3 сегмент "Общественное использование";

4) 4 сегмент "Предпринимательство";

5) 5 сегмент "Отдых (рекреация)";

6) 6 сегмент "Производственная деятельность";

7) 7 сегмент "Транспорт";

8) 8 сегмент "Обеспечение обороны и безопасности";

9) 9 сегмент "Охраняемые природные территории и благоустройство";

10) 10 сегмент "Использование лесов";

11) 11 сегмент "Водные объекты";

12) 12 сегмент "Специальное, ритуальное использование, запас";

13) 13 сегмент "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка";

14) 14 сегмент "Иное использование" - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах. При отнесении в эту группу обязательно проводится дополнительная группировка по одинаковым видам использования с указанием вида использования земельных участков.

В свою очередь к 3 сегменту «Общественное использование», относятся в частности земельные участки с кодами расчетов 03:010 «Коммунальное обслуживание в целом» и 03:013 «Коммунальное обслуживание. Здания, сооружения, помещения, предназначенные для обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг».

Исходя из этого же приложения №1, релевантным приведенным кодам расчетов указан код 3.1 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540:

Наименование вида разрешенного использования земельного участка

Описание вида разрешенного использования земельного участка

Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка

Коммунальное обслуживание

Размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 - 3.1.2

3.1

Предоставление коммунальных услуг

Размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега)

3.1.1

Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг

Размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг

3.1.2

Что касается 4 сегмента «Предпринимательство», то к нему надлежало относить в частности земельные участки с кодом расчета 04.010 «Деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).»

Релевантным приведенному коду расчета указан код 4.1 по упомянутому Классификатору.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (в редакции, действовавшей на момент утверждения кадастровой стоимости), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являлись: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ в ч.2 ст.21 были внесены изменения, в результате которых ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, стало признаваться несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Согласно части 14 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям (согласно выписке из ЕГРЮЛ на л.д.220 т.1).

Установлено, что Общество по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (новая редакция) №20152-Н от 13 июня 2018 года владеет спорным земельным участком, площадью 5593 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для эксплуатации административного здания (т.1 л.д.10-17, 85).

На земельном участке расположен принадлежащий Обществу объект недвижимости, имеющий назначение - нежилое здание, поименованный как административное здание (согласно сведениям ЕГРН на л.д.123 т.1).

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области N 20-н от 21 октября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 27 837 192,23 руб. (т.1 л.д.98).

Из дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливалась в соответствии с действовавшими Методическими указаниями исходя из его принадлежности к группе земельных участков 4 сегмента «Предпринимательство».

Решением ГБУ ЯО "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов" от 21 апреля 2021 года № 79 в удовлетворении заявления "Газпром межрегионгаз Ярославль" о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка отказано. Данное решение в судебном порядке не оспорено.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок ошибочно отнесен к 4 сегменту, поскольку экономическая деятельность, осуществляемая административным истцом, связана с предоставлением коммунальной услуги по газоснабжению, так как административный истец осуществляет поставку газа в жилищный фонд и иным субъектам (промышленным, бюджетным и другим потребителям), что не исключает отнесение земельного участка к 3 сегменту (код 3.1 вида разрешенного использования в соответствии с Классификатором).

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с требованиями Методических указаний, расчет кадастровой стоимости осуществлен на основании достоверных сведений, при правильном определении условий, влияющих на стоимость объекта оценки, с учетом его целевого назначения и фактического использования в соответствии с договором аренды, ошибок не допущено. Суд апелляционной инстанции также указал на то, что при определенных административным истцом основаниях иска осуществляемая им экономическая деятельность сама по себе не является обстоятельством, влекущим пересмотр кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте.

Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

Вопреки доводам жалобы описание вида разрешенного использования земельного участка по коду расчета 03:013 (числовой код Классификатора 3.1) предполагает, что такой участок должен быть предназначен, исходя из сведений ЕГРН, для обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.

Между тем, доказательств предназначения, как земельного участка, так и находящегося на нем здания в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации) в целях предоставления коммунальных услуг, в деле не имеется.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что расположенное на земельном участке здание используется также и в целях ведения договорной работы, обеспечивающей поставку газа, у бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации не имелось правовых оснований для иной сегментации оцениваемого объекта.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебный акт суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, поскольку он вынесен в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебной инстанции не опровергнута.

Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом также не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль», без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 2 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи