ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17655/2022 от 15.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-17655/2022

город Кемерово 15 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лукьяновой Т.Г.,

судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления ветеринарии Алтайского края, поданную 18 июля 2022 года, на решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 июня 2022 года

по административному делу № 2а-5/2022 по административному исковому заявлению прокурора Усть-Калманского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о возложении обязанности,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., возражения прокурора Рубана А.В. на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

прокурор Усть-Калманского района Алтайского края (далее-прокурор, истец), с учетом уточненных требований от 26.08.2021 года (л.д.158-161., т.1) обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование иска указывает, что по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами).

Из информации администрации Усть-Калманского района от 08.06.2021 года № 253/П/591 установлено, что на территории Усть-Калманского района находится 10 скотомогильников (6 действующих, 4 недействующих). На основании приказов Управления ветеринарии Алтайского края от 08.08.2019 № 216-п, от 30.06.2020 № 205-п, от 14.08.2020 № 269-п, в рамках осуществления мероприятий по закрытию (консервации) объектов утилизации и уничтожения биологических отходов, не отвечающих ветеринарным требованиям, скотомогильники, находящиеся на территориях Огневского, Новобурановского, Новокалманского, Пономаревского сельсоветов Усть-Калманского района законсервированы. Ссылаясь на пп.49,49.1 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указывает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п.2 ст.26.11 указанного федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Действующее законодательство, в том числе Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе объектов, которые могут находиться в собственности органа местного самоуправления, скотомогильники и биотермические ямы отсутствуют. В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Вопреки указанным требованиям закона ответчиками вопрос содержания и обеспечения безопасности при утилизации биологических отходов в Усть-Калманском района Алтайского края должным образом не решен. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что 4 расположенных на территории Усть-Калманского района скотомогильника не отвечают требованиям Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, а именно п.29, п.30, п.31,п.33, согласно которым утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных; к захоронению в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме допускаются умеренно опасные биологические отходы после подтверждения отсутствия возбудителей африканской чумы свиней, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, сапа, скрепи овец и коз, сибирской язвы, трихинеллеза, туляремии, чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных животных, эмфизематозного карбункула (эмкара), ящура по результатам лабораторных исследований; повторное захоронение умеренно опасных биологических отходов в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме возможно через 2 года после последнего захоронения биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного остатка, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы в землю; запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты, если иное не установлено правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что данные пункты правил не соблюдаются, доступ к скотомогильникам посторонних физических лиц и животных на скотомогильниках Приозерного, Михайловского, Кабановского, Усть-Калманского (п.Новый Чарыш) сельсоветов не ограничен, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена, а именно:

- скотомогильник Приозерного сельсовета в восточном направлении на расстоянии 1700 м от пос. Приозерный при осмотре – доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на расстоянии 1м от ограждения находится труп сельскохозяйственного животного;

- скотомогильник Михайловского сельсовета в северо-восточном направлении на расстоянии 1200 м от с. Михайловка, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на территории скотомогильника обнаружены останки сельскохозяйственного животного);

- скотомогильник Кабановского сельсовета, расположенный в южном направлении на расстоянии 1800 м от с. Кабаново, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, частично разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на территории скотомогильника обнаружены останки сельскохозяйственного животного);

- скотомогильник Усть-Калманского сельсовета, расположенный в северо-восточном направлении на расстоянии 1000 м от пос. Новый Чарыш, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, ворота сломаны.

Ввиду несоблюдения условий ограничения доступа к указанным скотомогильникам, пп.30.31,33 указанных Правил также не соблюдаются. Физические лица производят захоронение без подтверждения отсутствия возбудителей различных заболеваний по результатам лабораторных исследований непосредственно на почве, что подтверждено результатами проверки, контроль соблюдения условий повторного захоронения отсутствует, что угрожает санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

Согласно информации КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Усть-Калманскому району» от 28.04.2021, проверок на соответствие санитарного состояния указанных объектов не проводилось.

Все вышеуказанные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом. В собственность или ведение администраций муниципальных образований района данные объекты не передавались, на балансе администраций не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников им также не передавались. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества.

Отсутствие на территории Усть-Калманского района отвечающих требованиям Ветеринарных правил скотомогильников может создать угрозу заражения грунта территории земель, населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством. Прокурор просил обязать Управление ветеринарии Алтайского края организовать мероприятия по недопущению доступа к объектам размещения биологических отходов на территории Усть-Калманского района – скотомогильнику Приозерного сельсовета Усть-Калманского района, расположенному в восточном направлении на расстоянии 1700 м от пос. Приозерный, Усть-Калманского района; скотомогильнику Михайловского сельсовета, расположенному в северо-восточном направлении на расстоянии 1200 м от с. Михайловка, Усть-Калманского района; скотомогильнику Кабановского сельсовета, расположенному в южном направлении на расстоянии 1800 м от с. Кабаново, Усть-Калманского района; скотомогильнику Усть-Калманского сельсовета, расположенному в северо-восточном направлении на расстоянии 1000 м от пос. Новый Чарыш, в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626.

Решением Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 18 января 2022 года (далее-решение суда первой инстанции) иск удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 июня 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 18 января 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика Управление ветеринарии Алтайского края - без удовлетворения. Апелляционной инстанцией уточнен абзац второй резолютивной части решения, изложен в следующей редакции: «Обязать Управление ветеринарии Алтайского края в течение б месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по недопущению доступа посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктами 5.6 и 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к следующим объектам размещения биологических отходов: скотомогильник Приозерного сельсовета Усть-Калманского района, расположенный в восточном направлении на расстоянии 1700 м от пос.Приозерный Усть-Калманского района; скотомогильник Михайловского сельсовета, расположенный в северо-восточном направлении на расстоянии 1200 м от с.Михайловка Усть-Калманского района; скотомогильник Кабановского сельсовета, расположенный в южном направлении на расстоянии 1800 м от с.Кабаново Усть- Калманского района; скотомогильник Усть-Калманского сельсовета, расположенный в северо-восточном направлении на расстоянии 1000 м от пос.Новый Чарыш.

Кассатор просит отменить судебные акты, указывает, что скотомогильники, расположенные в пос. Приозерный и с. Михайловка, не находятся в собственности Алтайского края, являются бесхозяйными и в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации бремя их содержания не может быть возложено на управление ветеринарии Алтайского края. На момент предъявления иска, рассмотрения дела и вынесения судом первой инстанции решения об обязании по осуществлению работ по обустройству скотомогильников действовали Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626 (далее - Ветеринарные правила). То есть на момент рассмотрения дела суд был не вправе руководствоваться утратившими силу правилами и требовать привести в соответствие с ними скотомогильники, расположенные в пос. Приозерный и с. Михайловка. Кассатор утверждает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не дана оценка положениям действующего законодательства, которое подлежало применению, а именно требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу. Согласно пункту 2 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» приказ вступает в силу с 01 января 2021 г. и действует до 01 января 2027 г. (срок действия - шесть лет). В соответствии с пунктом 4 Приложения № 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 1122 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений.. .» Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469) признаны утратившими силу с 01.01.2021, в связи с чем применение указанных правил недопустимо. В соответствии с частями 7, 8 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта, и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом. Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 247-ФЗ применение обязательных требований по аналогии не допускается. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 247-ФЗ). Однако, судом в апелляционном определении (стр. 5, абзац третий - пятый) указывается о необходимости применения утративших силу положений Ветеринарно-санитарных правил (пунктов 24, 29), «исходя из основных принципов земельного законодательства, должны быть приняты такие решения, которые позволили бы сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат». По утверждению кассатора указанные выводы не соответствуют требованиям Федерального закона и являются «новым» толкованием конкретной нормы права. В апелляционном определении делается вывод о несоблюдении управлением ветеринарии Алтайского края пунктов 24 и 29 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626. В связи с чем судами принято решение об обязании управления организовать мероприятия по недопущению доступа к скотомогильникам. Вместе с тем, в Ветеринарных правилах отсутствуют требования по ограждению скотомогильников. Указанные в иске положения пункта 29 Ветеринарных правил относятся к процессу захоронения биологических отходов, а не к вопросу содержания скотомогильников: «29. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.». Согласно пункту 24 действующих Ветеринарных правил утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно. Как следует из вышеприведенных положений Ветеринарных правил при решении вопроса, где будет осуществляться захоронение указанный в пункте 29 Ветеринарных правил государственный специалист в области ветеринарии определяет, возможна ли утилизация биологических отходов, обеспечена ли их изоляция (наличие крышки на скотомогильниках). В случае невозможности утилизировать биологические отходы ветеринарный специалист принимает решение об их утилизации на других объектах, перечисленных в пункте 24 Ветеринарных правил. То есть «соблюдение условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных» относится к процессу утилизации биологических отходов, а не к требованиям по эксплуатации и содержанию скотомогильников. Более того, согласно пункту 31 действующих Ветеринарных правил повторное захоронение умеренно опасных биологических отходов в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме возможно через 2 года после последнего захоронения биологических отходов. По утверждению кассатора в настоящее время, после принятия действующих Ветеринарных правил с 01.01.2021 и до 01.01.2023 года уничтожение биологических отходов осуществляться не может, при отсутствии уничтожения биологических отходов в скотомогильниках оценка соблюдения либо несоблюдения пунктов 24 и 29 действующих Ветеринарных правил дана быть не может, процесс захоронения биологических отходов судами первой и апелляционной инстанций отнесен к требованиям к обустройству скотомогильника, несмотря на то, что уничтожение биологических отходов на скотомогильниках не осуществляется и не планируется осуществление, так как неоднократно в судах указывалось об использовании иных способов утилизации биологических отходов. Мероприятия по ликвидации скотомогильников на 2020 - 2025 годы предусмотрены в рамках мероприятия 5.3.1 подпрограммы 5 «Развитие государственной ветеринарной службы Алтайского края» Государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 № 523 (графа 93 Перечня мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на II этапе (2020 - 2025 г.г.) (Приложение 4 к Государственной программе). Согласно абзацу восьмому раздела 1 «Характеристика сферы реализации подпрограммы» подпрограммы 5 «Развитие государственной ветеринарной службы Алтайского края» (приложение 10 к Государственной программе) «Немаловажной задачей является выполнение мероприятий по приведению в надлежащее состояние скотомогильников (биотермических ям) путем их обустройства (реконструкции), закрытия (консервации) и (или) ликвидации, что будет способствовать защите населения от болезней, общих для человека и животных, минимизации риска возникновения заразных и массовых незаразных заболеваний, в том числе общих для человека и животных.». Кассатор настаивает на том, что исполнение государственных полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, по предупреждению и ликвидации болезней животных, установленных положениями подп. 49, 49.1 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на которых основывает свои исковые требований прокурор, возможно также и путем ликвидации по решению уполномоченного органа.

Кассатор настаивает на применении судами норм утратившего силу законодательства на основании преждевременно заявленных исковых требований (на скотомогильниках не осуществляется утилизация биологических отходов до 01.01.2023 года на основании прямого указания пункта 31 действующих Ветеринарных правил) по содержанию скотомогильников, что лишило уполномоченные органы, имеющие специальную компетенцию по обеспечению эпизоотического благополучия Алтайского края, действовать в рамках своих полномочий, исходя из целесообразности и эффективности использования бюджетных средств. Как указывалось выше, согласно пункту 24 действующих Ветеринарных правил утилизация биологических отходов предусмотрена в крематорах и траншеях. Приобретение оборудования для уничтожения биологических отходов, автоклавов в 2020 - 2025 годах предусмотрено в рамках мероприятия 5.2.2 подпрограммы 5 «Развитие государственной ветеринарной службы Алтайского края» Государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 № 523 (графа 90 Перечня мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на II этапе (2020 - 2025 г.г.) (Приложение 4 к Государственной программе). Проведение мероприятий по организации, строительству и вводу в эксплуатацию новых скотомогильников на территории Алтайского края исключено, в связи с чем проводится работа по обеспечению утилизации трупов павших животных и биологических отходов путем сжигания (пункт 24 Ветеринарных правил). Вопросы утилизации биологических отходов в крематорах регламентируются приказом управления ветеринарии Алтайского края от 11.11.2021 №281-п «Об утверждении стандарта оказания учреждениями государственной ветеринарной службы Алтайского края государственной услуги по перемещению и утилизации биологических отходов на территории Алтайского края» (является нормативным правовым актом). Кассатор утверждает, что судами при рассмотрении дела были применены нормы материального права, которые на момент подачи административного иска, были признаны утратившими силу - Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 04.12.1995 № 13-7-2/469).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами не допущены.

Судами установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Усть-Калманского района проверки соблюдения исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) установлено, что 4 расположенных на территории Усть-Калманского района скотомогильников не отвечают требованиям Ветеринарных правил. Доступ к скотомогильникам посторонних физических лиц и животных на скотомогильниках Приозерного, Михайловского, Кабановского, Усть-Калманского (п.Новый Чарыш) сельсоветов не ограничен, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена, а именно:

- скотомогильник Приозерного сельсовета в восточном направлении на расстоянии 1700 м от пос. Приозерный при осмотре – доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на расстоянии 1м от ограждения находится труп сельскохозяйственного животного;

- скотомогильник Михайловского сельсовета в северо-восточном направлении на расстоянии 1200 м от с. Михайловка, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на территории скотомогильника обнаружены останки сельскохозяйственного животного);

- скотомогильник Кабановского сельсовета, расположенный в южном направлении на расстоянии 1800 м от с. Кабаново, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, частично разрушено, изоляция захораниваемых отходов не обеспечена (на территории скотомогильника обнаружены останки сельскохозяйственного животного);

- скотомогильник Усть-Калманского сельсовета, расположенный в северо-восточном направлении на расстоянии 1000 м от пос. Новый Чарыш, при осмотре доступ не ограничен, ограждение из профилированного листа, ворота сломаны. (л.д. 4-7 Т.1).

Физические лица производят захоронение без подтверждения отсутствия возбудителей различных заболеваний по результатам лабораторных исследований непосредственно на почве, что подтверждено результатами проверки, контроль соблюдения условий повторного захоронения отсутствует, что угрожает санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

Согласно информации КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Усть-Калманскому району» от 28.04.2021, проверок на соответствие санитарного состояния указанных объектов не проводилось (л.д.8 Т.1).

Распоряжением Правительства Алтайского края от 06.10.2020 № 312-р в собственность Алтайского края приняты скотомогильники в соответствии с Перечнем (п.166-168), расположенные на территории Усть-Калманского района: 2 скотомогильника Усть-Калманского сельсовета (с. Усть-Калманка, пос. Новый Чарыш), скотомогильник Кабановского сельсовета (с. Кабаново), внесены в реестр имущества Алтайского края (л.д.179-180, 211-223 Т.1).

В отношении скотомогильников в пос. Приозерный, с. Михайловка, в с. Чарышское Усть-Калманского района, приказом управления ветеринарии Алтайского края от 02.07.2021 года № 118-п принято решение об их ликвидации в 2022, 2024гг. (л.д.28-35 Т.2), при этом конкретно скотомогильники в с. Михайловка и пос. Приозерный планируется ликвидировать в 2024 году.

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, действовавших до 31 декабря 2020г., установлены требования к эксплуатации скотомогильников.

Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (п.6.2,6.3).

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что скотомогильники, расположенные на территории Усть-Калманского района не отвечают требованиям санитарно-ветеринарного законодательства.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что скотомогильник может создать угрозу заражения грунта территории земель населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что новые Ветеринарные правила, вступившие в действие с 1 января 2021 года, на соблюдение которых в иске ссылается прокурор, не устанавливают требования к содержанию скотомогильников, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, судом первой инстанции не приняты во внимание, поскольку нормы права, подлежащие применению к установленным обстоятельствам, определяются судом. Суд первой инстанции указал, что ссылка в административном исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.

Оценивая возражения ответчика, суд первой инстанции указал, что вступление в силу с 01.01.2021 года Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 года N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, не свидетельствует о возможности освобождения административного ответчика по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников. Согласно Положения об управлении ветеринарии Алтайского края (л.д.36-38 Т.1) Управление ветеринарии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим на территории региона полномочия в области ветеринарии и переданные государственные полномочия Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также осуществляющим региональный государственный ветеринарный надзор на территории региона (п.1.1). Управление в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по организации проведения мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных (п.2.19). Таким образом, органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, является Управление ветеринарии Алтайского края. Поскольку скотомогильники должны соответствовать требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, они подлежат приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильники Приозерного и Михайловского сельсоветов Усть-Калманского района, решении о ликвидации которых принято только в 2024 году, судом возлагается на административного ответчика обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, в целях исключения доступа к ним физических лиц для несанкционированного захоронения биологических отходов, а также животных. При этом судом первой инстанции также учтено, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административный ответчик обязан обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Суд первой инстанции указал, что приведенные административным ответчиком доводы о пропуске прокурором срока для обращения в суд не основаны на нормах процессуального права, поскольку выявленное прокурором бездействие административного ответчика носит длящийся характер, и обязанность по содержанию скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, не прекратилась, в то время как на основании части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если указанным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, указав, что в соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 года № 122, Управление ветеринарии Алтайского является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим на территории региона полномочия в области ветеринарии. Согласно данному Положению Управление ветеринарии Алтайского края в установленной сфере деятельности осуществляет, в частности, полномочия: организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению (пункт 2.1.4); защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 2.1.9); исполнение в установленном законодательством порядке функций государственного заказчика при размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств (пункт 2.1.25). 14 января 2020 года заместителем председателя Правительства Алтайского края утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями», пунктом 3.3 которого предусмотрено, что приведение состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство возложено на Управление ветеринарии Алтайского края, краевые государственные учреждения ветеринарии; администрации муниципальных образований Алтайского края (по согласованию), начало проведения работ - с 1 января 2022 года. Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что решение подлежит уточнению с указанием на возложение на Управление ветеринарии по Алтайскому краю обязанности организовать мероприятия по недопущению доступа посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктами 5.6 и 6.2 Ветеринарно-санитарных правил, которыми предусмотрены требования, направленные на достижение указанной цели.

Выводы судов являются правильными.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27).

В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, действовавших до 31 декабря 2020г., установлены требования к эксплуатации скотомогильников.

Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (п.6.2,6.3).

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что скотомогильники, расположенные на территории Усть-Калманского района не отвечают требованиям санитарно-ветеринарного законодательства.

Выводы судов о том, что скотомогильник может создать угрозу заражения грунта территории земель населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации и тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду являются верными.

Согласно Положения об управлении ветеринарии Алтайского края (л.д.36-38 Т.1) Управление ветеринарии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим на территории региона полномочия в области ветеринарии и переданные государственные полномочия Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также осуществляющим региональный государственный ветеринарный надзор на территории региона (п.1.1). Управление в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по организации проведения мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных (п.2.19).

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, является Управление ветеринарии Алтайского края.

Поскольку скотомогильники должны соответствовать требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, суд первой инстанции обоснованно указал, что они подлежат приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильники Приозерного и Михайловского сельсоветов Усть-Калманского района, решении о ликвидации которых принято только в 2024 году, судом возлагается на административного ответчика обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, в целях исключения доступа к ним физических лиц для несанкционированного захоронения биологических отходов, а также животных.

При этом судом первой инстанции также правомерно учтено, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административный ответчик обязан обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на

Суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку приведенным административным ответчиком доводам о пропуске прокурором срока для обращения, указав, что они не основаны на нормах процессуального права, поскольку выявленное прокурором бездействие административного ответчика носит длящийся характер, и обязанность по содержанию скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, не прекратилась, в то время как на основании части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если указанным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Доводы кассатора о том, что суды применили нормы утратившие силу подлежат отклонению, поскольку данным доводам была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд первой инстанции указал, что доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что новые Ветеринарные правила, вступившие в действие с 1 января 2021 года, на соблюдение которых в иске ссылается прокурор, не устанавливают требования к содержанию скотомогильников, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, судом не принимаются во внимание, поскольку нормы права, подлежащие применению к установленным обстоятельствам, определяются судом. Как обоснованно указал суд первой инстанции ссылка в административном исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Вступление в силу с 01.01.2021 года Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 года N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, не свидетельствует о возможности освобождения административного ответчика по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников. Как верно указал суд апелляционной инстанции все спорные скотомогильники были созданы до введения в действие 1 января 2021 года Ветеринарных правил, в связи с чем на них распространяются требования действовавших ранее Санитарно-ветеринарных правил, которые при эксплуатации скотомогильников не исполнялись.

Указанные выводы судов соответствуют разъяснениям, изложенным в пунктах 15, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" согласно которому обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении. При разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ). В связи с этим изменение правового регулирования ко времени рассмотрения дела, как правило, не может служить основанием для отказа в восстановлении права, которое было незаконно нарушено органом или лицом, наделенными публичными полномочиями.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что решение суда первой инстанции подлежит уточнению с указанием на возложение на Управление ветеринарии по Алтайскому краю обязанности организовать мероприятия по недопущению доступа посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктами 5.6 и 6.2 Ветеринарно-санитарных правил, которыми предусмотрены требования, направленные на достижение указанной цели.

Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи