ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1771/2022 от 25.10.2022 Кассационного военного суда

Кассационное определение

№ 88а-1771/2022

Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Красношапки В.Б. и Сивова В.В. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-44/2022 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Оленникова Вячеслава Васильевича на решение 35 гарнизонного военного суда от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 мая 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № 1.<звание> Вышинского Игоря Сергеевича об оспаривании действий командира войсковой части № 2. и федерального государственного казенного учреждения <данные изъяты> (далее по тексту – ФГКУ «Росвоенипотека»), связанных с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту – НИС).

Заслушав доклад судьи Сивова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, а также доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд

установил:

35 гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Тихоокеанским флотским военным судом, удовлетворил административное исковое заявление Вышинского.

Суд признал незаконными действия командира войсковой части № 2., связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, обязав Министерство обороны Российской Федерации перечислить ФГКУ «Росвоенипотека» указанную сумму для последующего учета на именном накопительном счете (далее по тексту – ИНС) Вышинского, как участника НИС, в качестве инвестиционного дохода за вышеуказанный период, а ФГКУ «Росвоенипотека» – учесть инвестиционный доход, подлежащий начислению на ИНС административного истца за период с 20 декабря 2013 г. по 8 сентября 2020 г. в размере <данные изъяты>.

В поданной 13 июля 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование он утверждает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и свобод административного истца со стороны Министерства обороны Российской Федерации.

Далее, анализируя положения п. 1-3 ч. 1 ст. 4 и ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту – ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»), а также Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. , он указывает, что процедура включения военнослужащих в реестр и ведения ИНС участников НИС состоит из последовательных, взаимообусловленных и упорядоченных по сроку исполнения действий различных органов военного управления, в данном случае, командира воинской части, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека», совершаемых ими в отношении административного истца в зависимости от объема их полномочий.

Кроме того, обращает внимание на то, что получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено и наносит материальный ущерб не только Министерству обороны Российской Федерации, но и Российской Федерации в целом, а административным истцом без уважительной причины пропущен срок обращения в суд о признании незаконными действий командира войсковой части № 2., выразившихся в несвоевременном включении его в реестр участников НИС.

В заключение, анализируя положения ст. 17 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и п. 7 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655 (далее по тексту – Правила), он делает вывод, что ФГКУ «Росвоенипотека» не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения и учета размера неполученного дохода от инвестирования средств, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом.

Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Вышинским, имеющим воинское звание <данные изъяты>, второй контракт о прохождении военной службы заключен в мае 2013 года, а 20 декабря 2013 г. он обратился к командованию с рапортом о включении его в реестр участников НИС.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 2013 г. административному истцу присвоено воинское звание <звание>.

8 сентября 2020 г. он включен в реестр участников НИС с даты возникновения основания для включения в этот реестр – 20 декабря 2013 г.

29 сентября 2020 г. ему открыт ИНС, на котором учет накоплений и передача их в доверительное управление производится с 1 октября 2020 г., а инвестиционный доход начисляется и учитывается с 4 квартала 2020 г.

По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС Вышинского учтены накопления в размере <данные изъяты>, в том числе доход от инвестирования в размере <данные изъяты>

За период с 20 декабря 2013 г. по 8 сентября 2020 г. инвестиционный доход административному истцу не начислялся и на его ИНС не учитывался. В связи с этим в сумме дохода отсутствуют средства, которые могли быть учтены на ИНС Вышинского при условии своевременного включения его в реестр участников НИС.

Сведений об исключении административного истца из реестра участников НИС, а также предоставлении ему целевого жилищного займа материалы дела не содержат.

Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся, в том числе, сержанты и старшины, поступившие на военную службу до 1 января 2020 г., заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС.

В соответствии с ч. 2 той же статьи Федерального закона основанием для включения таких лиц, поступивших на военную службу до 1 января 2020 г., является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников.

Обязанности по своевременному включению военнослужащего в реестр НИС, формированию необходимых сведений и внесению накопительных взносов, учитываемых на его счете, возложены на соответствующих должностных лиц органов Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в подп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.

В целях реализации ст. 7 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.

Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ «Росвоенипотека».

В силу подп. «в» п. 5, п. 6 и 7 Правил ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.

Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.

В соответствии с п. 7 Правил, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.

Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с п. 11 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 г. , действовавшей в период спорных правоотношений, на командиров воинских частей, в которых хранились личные дела (первые экземпляры) сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, возложена обязанность ежемесячно формировать и приобщать к личным делам личные карточки участников НИС по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр.

Согласно п. 10, 13, 15, 17 и 19 указанной Инструкции не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, списки для включения военнослужащих в реестр должны были направляться по команде в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск, главные и центральные управления Минобороны России. Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца должны были направляться в регистрирующий орган. Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр должно было производиться регистрирующим органом в 10-дневный срок со дня представления сводного списка для включения в реестр. Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца должен был направлять на бумажных и электронных носителях сведения об участниках в уполномоченный федеральный орган.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя административный иск, верно установив, что при надлежащей активности и добросовестности со стороны должностных лиц органов военного управления Вышинский справедливо мог рассчитывать на получение доходов от инвестирования накоплений, учтенных на его ИНС, начиная с декабря 2013 года, пришли к обоснованному выводу о нарушении его прав на учет доходов от инвестирования накоплений, подлежащих зачислению на его ИНС.

Указанные выводы судов основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. № 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 800 «О создании федерального государственного учреждения <данные изъяты>

Вопреки доводам автора жалобы, суды пришли к правильным выводам о том, что Вышинским установленный ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации трехмесячный срок обращения с административным иском не пропущен, поскольку он продолжает состоять в реестре участников НИС, а об общем размере накоплений на его ИНС ему стало известно из письма начальника территориального отдела «<данные изъяты>» филиала «<данные изъяты>» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2022 г.

Ошибочным является и утверждение представителя административного ответчика в кассационной жалобе о незаконности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению на ИНС административного истца суммы неначисленного инвестиционного дохода.

Так, в соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о необходимости возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению Вышинскому возможности получить к выплате сумму неначисленного инвестиционного дохода.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом состоявшихся судебных актов, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд

определил:

решение 35 гарнизонного военного суда от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Вышинского И.С. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Оленникова В.В. – без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Определение в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 г.

Председательствующий П.И. Бабошкин

Судьи В.Б. Красношапка

В.В. Сивов