ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17806/20 от 03.09.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-17806/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ляпина Н.А.,

судей Белова В.И. и Тимохина И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителей административного ответчика - Православной религиозной организации Братство Святой Троицы Мясникова Н.И., ФИО1ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 года по административному делу № 3а-582/2019 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации Православной религиозной организации Братство Святой Троицы и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Белова В.И., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя Православной религиозной организации Братство Святой Троицы ФИО2, возражение представителя Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ФИО3, поданные возражения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Православной религиозной организации (далее - ПРО) Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что ПРО Братство Святой Троицы допускала систематические и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации и порядка деятельности, определенного ее уставом.

Административный истец указал, что на основании обращения прокуратуры г. Набережные Челны Республики Татарстан от 24 июня 2019 года № 1030/2019 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан направлен запрос в Экспертный Совет при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Экспертный Совет) о проведении государственной религиоведческой экспертизы в отношении ПРО Братство Святой Троицы.

Во исполнение данного запроса 4 июля 2019 года Экспертным Советом проведена государственная религиоведческая экспертиза в отношении ПРО Братство Святой Троицы, по результатам которой сделаны выводы об утрате религиозной организацией признаков религиозного объединения. Установлено, что сведения о фактической деятельности не достоверны и не соответствуют формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при государственной регистрации религиозной организации. При осуществлении своей деятельности требования Устава относительно целей и порядка деятельности религиозная организация не соблюдает. Квалифицировать ПРО Братство Святой Троицы в качестве религиозной организации в связи с отсутствием таких признаков, как православное вероисповедание, совершение богослужений, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, не представляется возможным.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года административное исковое заявления удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года судебный акт апелляционной инстанции по кассационным жалобам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан и Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» оставлен без изменения.

Не согласившись с апелляционным определением в части привлечения в качестве заинтересованного лица Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархт)» и указания на экспертное заключение от 4 октября 2019 года Экспертного Совета при Управлении Министерства юстиции России по Республике Татарстан, вынесенного на основании определения суда от 26 августа 2019 года о назначении государственной религиоведческой экспертизы как достоверное доказательство, административный ответчик в лице представителей ФИО4., ФИО1 и ФИО2 2 июля 2020 года через суд первой инстанции обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 14 июля 2020 года, в которой просит его в указанной части отменить и признать данное заключение религиоведческой экспертизы недопустимым доказательством, а привлечение заинтересованного лица незаконным.

Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом акте и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать его неправильным в оспариваемой части.

Как следует из материалов дела и установлено судами, первоначально устав Организации зарегистрирован постановлением мэра города Набережные Челны Республики Татарстан № 1753 от 24 ноября 1994 года (наименование: Набережночелнинское Братство Святой Троицы Республики Татарстан).

28 июня 2001 года Организация перерегистрирована Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан с наименованием: Православная религиозная организация Братство Святой Троицы города Набережные Челны.

Сведения о религиозной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18 декабря 2002 года под государственным регистрационным номером 1021600015359.

Православная религиозная организация Братство Святой Троицы города Набережные Челны не входит в состав Казанской Епархии Русской Православной Церкви или иной централизованной религиозной организации, действует на основании Устава в редакции от 20 августа 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно положениям пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

В силу пунктов 2 и 3 названной статьи религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для ликвидации религиозной организации.

Указанные выводы ПРО Братство Святой Троицы не оспариваются.

Вместе с тем заявитель полагает, что к участию в деле в качестве заинтересованного лица неправомерно привлечена Религиозная организация «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение (часть 4 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 3 части 3 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит определение в виде отдельного судебного акта в случае, если при разрешении в судебном заседании сложного вопроса суд признает необходимым вынести определение в виде отдельного судебного акта, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования решения суда.

Возражения в отношении определения суда, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела (включая протокольное определение), могут быть изложены при обжаловании данного акта (часть 2 статьи 202 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 26 августа 2019 года определением суда в виде отдельного документа к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Религиозная организация «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», поскольку из существа обстоятельств дела имелись основания полагать, что судебное решение может повлиять на права и обязанности данной организации по отношению к одной из сторон (т. 1, л.д. 172 -173).

При этом, как следует из протокола судебного заседания Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2019 года, представитель ПРО Братство Святой Троицы Удовенко А.Ю. не возражал против привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (т. 1, л.д. 162 -168).

Из материалов дела усматривается, что Религиозная организация «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» была инициатором прокурорских и иных проверок соответствующими органами деятельности ПРО Братство Святой Троицы, а также обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в суд с иском о ликвидации последней.

Таким образом, довод о неправомерном привлечении судом к участию в деле заинтересованного лица – Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», является несостоятельным, поскольку данное определение суда не повлекло нарушение как прав и законных интересов ПРО Братство Святой Троицы, так и норм процессуального права, влияющих на исход дела.

Довод подателя кассационной жалобы о незаконности признания экспертного заключения в качестве допустимого доказательства также не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.

В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судом апелляционной инстанции опровергнуты выводы суда первой инстанции о том, что ПРО Братство Свято Троицы осуществляет деятельность с грубыми и неоднократными нарушениями требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», которые носят систематический характер, установлено, что они не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, то есть основания для ликвидации отсутствуют.

Таким образом, в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о компетенции суда кассационной инстанции, оснований для отмены либо изменения судебного акта апелляционной инстанции, принятого в пользу ПРО Братство Святой Троицы, по доводам кассационной жалобы данной организации не имеется.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в случае когда после вынесения кассационного определения поступили кассационные жалоба, представление от других лиц, которым был восстановлен срок кассационного обжалования, суд кассационной инстанции принимает такие жалобу, представление к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку предметом такого рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

в удовлетворении кассационной жалобы представителей административного ответчика – Православной религиозной организации Братство Святой Троицы Мясникова Н.И., Удовенко Ю.А., Удовенко А.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 года отказать.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 4 сентября 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: