ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1785/2022 от 19.01.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-31764/2021

19 января 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Войты И.В., Шеломановой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 марта 2021 года (дело № 2а-31/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 октября 2021 года (дело № 33а-4965/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Дрожжиной Инны Ивановны, Алешкиной Марины Викторовны, Бураншеевой Алии Кельдабаевны, Вардакова Дмитрия Владимировича, Королевой Ольги Владимировны, Кусковой Веры Николаевны, Майборода Наталии Олеговны, Сидорчик Оксаны Николаевны, Соловьевой Светланы Александровны, Улятовской Татьяны Петровны, Фабричной Анны Михайловны, Фастовца Егора Сергеевича, действующих в интересах <данные изъяты> детей, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить детей местами в государственных бюджетных образовательных учреждениях г. Москвы в доступной близости от места проживания на полный день.

Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения представителя Департамента образования и науки города Москвы по доверенности Полосина М.В., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО41, ФИО28, ФИО3, ФИО29, ФИО30, ФИО5, ФИО6, действующие в интересах своих <данные изъяты> детей, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента образования и пауки <адрес>, выразившееся в непредоставлении детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, возложить обязанность в течение одного месяца обеспечить их детей местами в государственных бюджетных образовательных учреждениях <адрес> в доступной близости от места проживания на полный день и направить детей в государственные бюджетные образовательные учреждения <адрес> в доступной близости от места проживания на полный день.

Требования мотивированы тем, что через Портал государственных услуг на интернет-ресурсе комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» они подали заявления на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения <адрес>, однако места в детских садах их детям не предоставлены, что создает препятствия в реализации права на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Решением Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие Департамента образования и науки <адрес> в непредоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении <данные изъяты> детям: ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО10ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО11ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения; на Департамент возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении детям мест в группе полного дня в доступной близости от их места проживания.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО18 отменено, в указанной части принято новое решение, которым требования ФИО18 удовлетворены, признаны незаконным бездействие Департамента образования и науки <адрес>, выразившееся в непредоставлении места в дошкольной группе государственных образовательных учреждений <адрес>ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на Департамент возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО31 места в дошкольной группе государственного образовательного учреждения <адрес> в доступной близости от его места проживания.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента образования и науки города Москвы - без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель Департамента по доверенности Иванов А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указывается, что Департамент обязан предлагать исключительно свободные места в организациях смежного района при их наличии, что было выполнено. Свободных мест в дошкольных отделениях в образовательных организациях не имелось.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО15 является матерью <данные изъяты>ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО32 зарегистрирована в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО16 является матерью <данные изъяты>ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ дети ФИО16 зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14 «Дмитровский», ФИО14ФИО14, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети из многодетных семей. Дети поставлены в очередь в указанные дошкольные учреждения.

ФИО17 является матерью <данные изъяты>ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО8 поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения. По данным комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента образования и науки <адрес><данные изъяты>ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год номер <данные изъяты> в очереди на зачисление в ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14.

ФИО18 является отцом <данные изъяты>ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в дошкольную группу ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО19 является матерью <данные изъяты>ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления па зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14 «Загорье», ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО41 является матерью <данные изъяты>ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14, ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети одиноких матерей.

ФИО35 поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения. По данным комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента образования <адрес><данные изъяты>ФИО35 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер <данные изъяты> в очереди на зачисление в ФИО14ФИО14, ФИО14 - 65, ФИО14ФИО14.

ФИО2 является матерью <данные изъяты>ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО3 является матерью <данные изъяты>ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, имеется льгота - льгот не имеется.

ФИО10 поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год номер <данные изъяты> в очереди на зачисление в ФИО14ФИО14, в ФИО14ФИО14, в ФИО14ФИО14.

ФИО20 является матерью <данные изъяты>ФИО43 B.C., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания но адресу: <адрес>, Бескудниковский бульвар, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления па зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14 «Бескудниково», ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО4 является матерью <данные изъяты>ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО37, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ дети ФИО4 зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети-инвалиды, один из родителей которых является инвалидом.

ФИО5 является матерью <данные изъяты>ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО5Д. поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год номер <данные изъяты> в очереди па зачисление в ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14.

ФИО6 является отцом <данные изъяты>ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» <адрес> для направления на зачисление в одно из дошкольных групп ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14 его заявлению присвоен , желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

ФИО42 M.E. поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год номер <данные изъяты> в очереди на зачисление в ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14, ФИО14ФИО14.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка, статей 7 и 43 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 9, части 3 статьи 63, статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве», части 3 статьи 9, пунктов 2, 3 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы», пунктов 19-22 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063, исходил из того, что у детей имелись объективные предпосылки для получения места в дошкольном учреждении, однако Департаментом не предприняты меры к устройству детей, в том числе в ином дошкольном образовательном учреждении в других организациях данного или смежного районов. Отсутствие в образовательных организациях мест не освобождает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, от обязанности решения по обращению родителя (законного представителя) ребёнка вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка в пределах города Москвы, а также рассмотрения вопроса об организации получения дошкольного образования в иных формах и иными способами.

С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, всем представленным и исследованным в ходе судебного заседания доказательствам по делу, дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с выводами судов обеих инстанций по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях статья 43, части 1 и 2).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путём получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Законодательные гарантии конституционного права ребёнка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании).

Статьёй 5 Закона об образовании предусмотрено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Согласно части 4 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве» органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учёте детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.

В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры но совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.

Департамент образования города Москвы (далее - Департамент образования) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 447-ПП).

Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и пауки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее по тексту - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19).

При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20).

В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21).

При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Аналогичные положения предусмотрены во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (в редакции от 13 декабря 2013 года и 13 февраля 2014 года).

Руководствуясь вышеприведенными нормами, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Департамента образования и науки города Москвы возникла обязанность обеспечить детей административных истцов: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 местами в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству детей в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом не предпринято, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем были нарушены права детей на бесплатное дошкольное образование.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО15, ФИО38, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО3, ФИО39, суд обоснованно исходил из того, что на момент рассмотрения спора дети административных истцов зачислены в образовательное учреждения, в связи с чем, их права восстановлены.

В отношении <данные изъяты>ФИО31, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что административным ответчиком приняты предусмотренные законом меры для решения вопроса об устройстве ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Статус заявления ФИО18 в комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента значится «заявление принято к рассмотрению». Пребывание <данные изъяты>ФИО31 в НП ФИО14 «Глобус» не свидетельствовало о совершенных Департаментом в отношении ФИО31 действий по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении. Указанное дошкольное учреждение подобрано ФИО18 самостоятельно. Данное учреждение является некоммерческим партнерством, субсидия из бюджета города Москвы на ФИО31 не предоставляется, пребывание в учреждение осуществляется на договорных условиях.

При таком положении, в указанной части, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение, которым удовлетворил административный иск ФИО18

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, суд кассационной инстанции находит несостоятельными, поскольку выводы судов полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанциях и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку этим доводам дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства в судах обеих инстанций, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судами, в кассационной жалобе не содержится.

Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба также не содержит.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи