ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ № 88а-17898/2020 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 августа 2020 года г. Москва Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – ФИО6 на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО2 Департаменту городского имущества г. Москвы, Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы о признании незаконными Распоряжения от 16 апреля 2018 года № 11544 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <данные изъяты> на кадастровой территории» и градостроительного плана земельного участка от 29 июня 2018 года № (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1/2020). Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., объяснения административных истцов ФИО2, ФИО3, заинтересованного лица ФИО7, представителей административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, заинтересованного лица ФИО7 – ФИО6, ФИО8, представителей административных ответчиков Департамента городского имущества г. Москвы ФИО9, Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы ФИО10, представителей заинтересованного лица Московского фонда реновации жилой застройки ФИО11, ФИО12, судебная коллегия установила: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы о признании незаконными Распоряжения от 16 апреля 2018 года № 11544 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории» и градостроительного плана земельного участка от 29 июня 2018 года №, мотивируя требования тем, что пунктом 1.4 проекта межевания квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 3 марта 2017 года № 5798, для многоквартирного дома <адрес>, собственниками жилых помещений в котором они являются, установлен земельный участок № 1, площадью 1409 га, принадлежащий им как собственникам помещений в указанном доме. Вместе с тем, часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, включен в состав территории земельного участка по адресу: <адрес>, сформированного для строительства стартового жилого дома по программе реновации жилищного фонда, чем нарушаются их права. Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июня 2020 года, в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 отказано. В кассационной жалобе представителя административных истцов ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками жилых помещений в доме <адрес>. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 3 марта 2017 года № 5798 утвержден проект межевания территории квартала, ограниченного улицей Просвещения, улицей Вересковской, Игарским проездом, границей жилой застройки, проездом Русанова, границей зоны охраняемого ландшафта, Тенистым проездом (№ 02.15.768.2013). В пункте 1.4 упомянутого проекта предусмотрено, что участок № 1 площадью 1,404 га устанавливается жилому дому по адресу: <адрес>, что соответствует нормативно необходимому размеру территории, в том числе участок с минимальными обременениями 0,447 га. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 16 апреля 2018 года № 11544 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории. Данное распоряжение издано, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2017 года № 708-ПП «Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов «стартовых» многоквартирных домов, обеспечивающих «волновое переселение» граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве». Также установлено, что земельно-правовые отношения на земельный участок по <адрес> не оформлены, границы земельного участка не сформированы, на кадастровой учет земельный участок не поставлен. В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Установив, что поскольку земельный участок под многоквартирным домом административных истцов не сформирован, то утверждения последних о наложении площади вновь сформированного земельного участка на площадь земельного участка под многоквартирным домом несостоятельны, суды первой и апелляционной инстанций, предварительно подробно проанализировав положения действующего законодательства, пришли к обоснованному и правильному выводу о том, что основания, перечисленные в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, отсутствовали, утвержденная схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории не противоречит нормам действующего градостроительного законодательства и права административных истцов не нарушает. В кассационной жалобе приводятся доводы о несоответствии приведенных выше выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, нарушении норм земельного и градостроительного законодательства. Эти доводы заявлялись как в ходе рассмотрена настоящего дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции, которые по основаниям, подробно, развернуто и мотивированно изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, правомерно признаны несостоятельными ввиду того, что основаны на неверном понимании положений действующего законодательства. Так, постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года № 497-ПП утверждена Программа реновации жилищного фонда в г. Москве. В соответствии с абзацем 3 статьи 7.2 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» для реализации решений о реновации подготовка документации по планировке территории осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировке территории. Абзац 6 названной нормы предусматривает, что в случае, если в целях реализации решений о реновации земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории допускаются выдача градостроительного плана земельного участка, подлежащего образованию в целях реализации проекта планировки территории, выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкция объекта капитального строительства. Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства в их взаимосвязи следует, что в данном случае схема расположения земельного участка, утвержденная 16 апреля 2018 года, может не соответствовать проекту межевания территории квартала, утвержденному 3 марта 2017 года, поскольку решение о реновации на спорной территории было принято после утверждения проекта межевания - 26 сентября 2017 года. Что касается оспариваемого административными истцами градостроительного плана земельного участка от 29 июня 2018 года №, то применительно к положениям статьи 57.3 ГрК РФ о том, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, суды правильно сослались на то, что он носит информативный характер, каких-либо прав не удостоверяет. Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат сведений, свидетельствующих о том, что судом допущены нарушения, являющиеся основаниями для отмены обжалуемого решения, предусмотренными статьей 310 КАС РФ. Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы представителя административных истцов не имеется. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – ФИО6 – без удовлетворения. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Председательствующий С.А. Склярук Судьи: Е.Д. Смирнова С.В. Сорокин |