ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17963/20 от 25.11.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а–17963/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Жидковой О.В., Зеленского А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Обитоцкого Петра Владимировича (далее Обитоцкий П.В.) и Окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного от 13 мая 2020 года по административному делу № 2а-899/2020 по административному исковому заявлению Губернатора Калининградской области к окружному совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», Обитоцкому П.В. об оспаривании бездействия и о признании полномочий депутата представительного органа муниципального образования прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителя административного ответчика Обитоцкого П.В. – Кравченко В.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. – Вальтер М.А., представлявшей одновременно интересы заинтересованного лица – Службы противодействия коррупции Калининградской области, а также второго представителя Службы – Шпылева М.О., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

по результатам проверки, проведенной Службой по противодействию коррупции Калининградской области в отношении представленных депутатом Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцким П.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» документов было установлено, что последний представил неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения 19 сентября 2019 года Губернатора Калининградской области в Совет депутатов с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В.

21 ноября 2019 года Губернатор Калининградской области Алиханов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружному совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» об оспаривании бездействия и о признании полномочий депутата представительного органа муниципального образования Обитоцкого П.В. прекращенными досрочно в связи с утратой доверия, указав в обоснование заявленных требований, что решение по его заявлению, зарегистрированному 20 сентября 2019 года, на очередном заседании Совета депутатов, состоявшемся 16 октября 2019 года, принято не было.

В качестве заинтересованных лиц по делу административным истцом заявлены Обитоцкий П.В. и Служба по противодействию коррупции Калининградской области.

Судом Обитоцкий П.В. привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.

Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены.

Признано незаконным бездействие окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого Петра Владимировича в связи с утратой доверия.

Досрочно прекращены полномочия депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого Петра Владимировича в связи с утратой доверия.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного от 13 мая 2020 года решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года изменено путем изложения резолютивной части в следующей редакции:

Административное исковое заявление Губернатора Калининградской области Алиханова Антона Андреевича к окружному Совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», Обитоцкому П.В. об оспаривании бездействия окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» и досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», выразившееся в неиздании решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.

Признать полномочия депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.

В кассационной жалобе, поданной через Багратионовский районный суд Калининградской области от 21 сентября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 октября 2020 года, Обитоцкий П.В. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и оставлении искового заявления без рассмотрения Указывает, что судами необоснованно не было принято во внимание, что решением от 17 декабря 2019 года Совет депутатов установленные Службой по противодействию коррупции Калининградской области недостоверные сведения о доходах и имуществе за 2017-2018 годы в отношении представленных им документов, признал несущественными, на основании чего ему вынесено предупреждение, решение Совета не оспорено. Полагал, что при решении вопроса о легитимности голосования на заседании Совета депутатов, состоявшемся 16 октября 2019 года, судом апелляционной инстанции неверно исчислялось необходимое количество голосов. Кроме того считает, что в нарушение норм процессуального права судом апелляционной инстанции самостоятельно был изменен предмет и основание административного иска, незаконно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица регионального отделения партии «Патриоты России».

В кассационной жалобе, поданной через Багратионовский районный суд Калининградской области от 23 октября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 18 ноября 2020 года, Окружной совет депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и прекращении производства по делу. Указывает, что что на очередных заседаниях Совета 25 сентября 2020 года и 16 октября 2020 года решение не было принято по причине отсутствия необходимого числа голосов для принятия решения, указание судов на возможность принятия решения по имевшейся явке основано на неверном исчислении необходимых для принятия решения голов. Кроме того полагает, что у судов имелись основания для прекращения производства по делу поскольку окружным советом депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» до рассмотрения административного дела по существу было принято решение № 64 от 17 декабря 2019 года о применении к депутату Обитоцкому П.В. иной меры ответственности – предупреждения, указанное решение опубликовано, вступило в законную силу, не признано в установленном законом порядке незаконным и не отменено, в связи с чем права и интересы административного истца после указанной даты не подлежали судебной защите.

В возражениях на кассационную жалобу Губернатор Калининградской области Алиханов А.А. и Служба по противодействию коррупции Калининградской области полагают, что оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Определениями судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года и от 18 ноября 2020 года, соответственно, кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела Обитоцкий П.В., являясь депутатом представительного органа муниципального образования «Багратионовский городской округ» с 2016 года, представил в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Калининградской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя лично, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы.

Распоряжением Губернатора Калининградской области от 1 июля 2019 года № 403-р Службе по противодействию коррупции Калининградской области поручено провести проверку достоверности и полноты представляемых сведений в отношении депутата Обитоцкого П.В.

В ходе проверки установлено, что депутат Обитоцкий П.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не указал размер доли участия в ООО «Альянс-Брилл», которая по данным ЕГРЮЛ составляет 50%, а также сведения о принадлежности супруге депутата земельного участка на праве аренды, а в справке за 2018 год не заявил сведений о принадлежности 100% доли в уставном капитале ООО «Балтийские пески».

По результатам проведенной проверки 19 сентября 2019 года Губернатор Калининградской области, полагая допущенные депутатом Обитоцким П.В. искажения сведений о доходах и об имуществе существенными, принял решение об обращении в совет депутатов муниципального образования с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия на основании частей 7.1, 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответствующее заявление Губернатора Калининградской области поступило в окружной Совет депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» 20 сентября 2019 года.

На очередном заседании окружного Совета депутатов 25 сентября 2019 года в повестку дня был включен вопрос о рассмотрении заявления Губернатора Калининградской области от 19 сентября 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. и принято решение об отложении рассмотрения данного заявления.

Вновь данный вопрос был включен в повестку дня 16 октября 2019 года, когда в соответствии с протоколом очередного заседания окружного совета депутатов по этому вопросу за досрочное прекращение полномочий депутата Обитоцкого П.В. проголосовало 11 депутатов, против — 7 и воздержался 1 депутат. Одновременно в протоколе зафиксировано, что решение по данному вопросу не принято.

21 октября 2019 года главой муниципального образования «Багратионовский городской округ» в адрес Губернатора Калининградской области было направлено письменное сообщение о том, что решение по заявлению Губернатора от 19 сентября 2019 года не принято, поскольку по итогам голосования не было набрано необходимого большинства голосов от установленном численности депутатов окружного совета депутатов.

Оспаривая указанные действия окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Губернатор Калининградской области заявил административные исковые требования об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», приложения № 1 к Закону Калининградской области от 19 декабря 2017 г. № 136 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав, что Обитоцкий П.В., являясь лицом замещающим муниципальную должность обязан был представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы, и установив факт представления Обитоцким П.В. заведомо неполных сведений о принадлежащем ему и его супруге имуществе в отсутствие оснований для признания данного искажения несущественным и соответственно для применения положений части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (то есть иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата), исходя из того, что решение по заявлению Губернатора от 19 сентября 2019 года окружным советом депутатов не принято, пришел к выводу о правомерности заявленных требований и наличию оснований для прекращения полномочий Обитоцкого П.В. как депутата представительного органа муниципального образования.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда о том, что оснований для применения к депутату Обитоцкому П.В. иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата не имеется, поскольку по настоящему делу не установлен факт несущественного искажения сведений о доходах и об имуществе, а нашел свое подтверждение факт представления Обитоцким П.В. заведомо неполных сведений о принадлежащем депутату и его супруге имуществе, не знать о принадлежности которых Обитоцкий П.В. не мог, однако, установив наличие необходимого кворума на заседании окружного Совета депутатов 16 октября 2019 года, при наличии которого большинством от установленной численности депутатов, которые имели законное право участвовать в принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., фактически было принято положительное решение по заявлению Губернатора Калининградской области от 19 сентября 2019 года, пришла к выводу о том, что окружным советом депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» было допущено неправомерное бездействие, которое выразилось не в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., а в неиздании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также

о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года « 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

При этом частью 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.

Поскольку факт представления депутатом Обитоцким П.В. справок о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы, содержащих заведомо недостоверные и неполные сведения, о которых изложено выше, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Губернатора Калининградской области правовых оснований для обращения к окружному совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. и наличии у совета обязанности по принятию соответствующего решения в установленной законом процедуре и срок.

Из материалов дела следует, что пунктом 5 статьи 15 регламента окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» определено, что решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного совета депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

На основании статьи 24 устава муниципального образования установленная численность депутатов окружного совета депутатов - 22 депутата.

Таким образом, по общему правилу голосования, определенному регламентом, большинство от установленной численности депутатов окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» составляет 12 депутатов.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы специального федерального закона о противодействии коррупции, указал, что депутат, о досрочном прекращении полномочий которого разрешается вопрос, не вправе принимать участие в голосовании по данному вопросу, в связи с чем пришел к выводу, что в силу закона по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» большинство голосов надлежит исчислять от 21 депутата, исключая таким образом возможность конфликта интересов при голосовании заинтересованного депутата и оснований не согласиться с таким выводом судебной коллегии суд кассационной инстанции не усматривает.

Поскольку большинство от 21 депутата составляет 11 депутатов, которые согласно протоколу заседания окружного совета депутатов от 16 октября 2019 года проголосовали за досрочное прекращение полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия, оснований полагать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что на заседании совета 16 октября 2019 года фактически было принято положительное решение по заявлению Губернатора Калининградской области от 19 сентября 2019 года, не имеется.

Поскольку в дальнейшем такое решение не было оформлено надлежащим образом и не было направлено Губернатору Калининградской области, а также в Службу по противодействию коррупции Калининградской области в целях информирования и последующего включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в порядке статьи 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что окружным советом депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» было допущено неправомерное бездействие, которое выразилось не в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., а в неиздании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия, в связи с чем признал полномочия депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.

Доводы кассационных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Не влияют на правильность выводов судов и доводы кассационных жалоб о возможности применении к депутату Обитоцкому П.В. меры ответственности в виде предупреждения ввиду несущественности допущенного им нарушения.

Действительно, непредставление депутатом представительного органа муниципального образования сведений, предусмотренных федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131 -ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ, вступившим в силу 6 августа 2019 года, статья 40 Федерального закона № 131 дополнена частью 7.3-1, в соответствии с которой к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Из приведенных норм закона следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.

Между тем, поскольку при рассмотрении настоящего дела суды установили, что представление депутатом Обитоцким П.В. заведомо неполных сведений о принадлежащем ему и его супруге имуществе, не знать о принадлежности которых Обитоцкий П.В. не мог, носило значительный объем и характер, что не может свидетельствовать о несущественном искажении данных сведений, их вывод об отсутствии оснований для применения в отношении Обитоцкого П.В. мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правомерным.

Не влекут отмену судебных актов и доводы кассационных жалоб о необходимости прекращения производства по делу ввиду наличия принятого до рассмотрения спора по существу решения Совета депутатов от 17 декабря 2019 г. № 64 о применении к депутату Обитоцкому П.В. меры ответственности в виде предупреждения (л.д.145, Т.5), поскольку объявление 17 декабря 2019 года предупреждения лицу, в отношении которого 16 октября 2019 года фактически принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, недопустимо.

При этом судами обоснованно отмечено, что указанное решение принято в нарушение части 7.3-2 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до вступления в силу 20 декабря 2019 года Закона Калининградской области от 2 декабря 2019 года № 354, которым установлен Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, а также до вступления в силу муниципального правового акта от 17 декабря 2019 года о порядке принятия соответствующих решений.

Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационных жалоб о непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица регионального отделения партии «Патриоты России», поскольку в силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд привлекает к участию в деле заинтересованных лиц, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, чего в данном деле не установлено.

Иные доводы кассационных жалоб также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Обитоцкого Петра Владимировича и Окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» - без удовлетворения.

Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного от 13 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий:

Судьи:

Кассационное определение в полном

объеме изготовлено 9 декабря 2020 года.