ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1801/2021 от 02.02.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№88а-1801/2021

(№ 88а-20875/2020)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 02 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Трапезниковой И.И., Печенкиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Свердловского районного суда г. Перми от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 июня 2020 года по административному делу №2а-6631/2019 по административному иску Первого заместителя прокурора Пермского края Черкасова В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и возложении обязанности по организации и проведению в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверок,

заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И., выслушав прокурора седьмого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В., указавшую возражения против доводов кассационной жалобы,

судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

первый заместитель прокурора Пермского края Черкасов В.А., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился с административным иском о признании незаконным бездействия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее также Инспекция) в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», о возложении на Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю обязанности по организации и проведению в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверок.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Инспекцией государственного жилищного надзора не исполнено представление заместителя прокурора Пермского края об устранении нарушений законодательства о государственном жилищном надзоре, что свидетельствует о незаконном бездействии, поскольку Инспекция обязана осуществлять проверочные мероприятия в отношении размещения информации в ГИС ЖКХ, и уклонение Инспекции государственного жилищного надзора от реализации полномочий возложенных на нее законом, влечет нарушение прав граждан как потребителей соответствующей коммунальной услуги.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 июня 2020 года, заявленные прокурором требования удовлетворены: бездействие Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» признано незаконным, на Инспекцию возложена обязанность организовать и провести в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверку.

В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 03 декабря 2020 года), представитель административного ответчика Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Петухов С.Г., действующий по доверенности, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что выводы судов являются незаконными и связанными с неверным применением норм материального права.

Представитель административного ответчика в судебном заседании, также как и представитель заинтересованного лица, извещенные надлежащим образом, участия не принимали.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

При рассмотрении дела установлено, что поступившее в прокуратуру 19.03.2019 года обращение об отсутствии на официальном сайте ГИС ЖКХ сведений о ПКГУП «Теплоэнерго», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами (не отражены начисления, не проведены платежные документы на вывоз мусора, что не позволяет в установленные сроки, оплатить предоставляемую услугу), перенаправлено в Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю как орган ответственный за соблюдение жилищного законодательства. 22.05.2019 года в прокуратуру поступило заявление об отказе Инспекции в проведении проверки регионального оператора, в связи с тем, что Инспекция не наделена полномочиями по надзору за соблюдением региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами обязательных требований по размещению информации в ГИС ЖКХ.

05.07.2019 года заместителем прокурора края вынесено представление начальнику Инспекции государственного жилищного надзора по Пермскому краю об устранении нарушений законодательства о государственном жилищном надзоре на основании статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которое Инспекцией не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением, требования которого судами удовлетворены. При этом в ходе рассмотрения дела по существу суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции, пришли к обоснованным выводам о том, что в соответствии с положениями статьи 20 Жилищного кодекса РФ, в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493, Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 года № 913-п, в полномочия Инспекции государственного жилищного надзора по Пермскому краю входят вопросы контроля соблюдения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами требований по размещению информации в ГИС ЖКХ, и проведение проверок в отношении регионального оператора на предмет соблюдения последним обязательных требований к размещению информации в ГИС ЖКХ по обращению гражданина относится к компетенции Инспекции государственного жилищного надзора, в связи с чем отказ от исполнения возложенной на ответчика обязанности, обоснованно оценен судами как неправомерное бездействие.

Несогласие кассатора с данным судами толкованием норм права, регулирующих правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения, не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.

Информация в отношении услуг по обращению с ТКО, которые с учетом положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, относятся к коммунальным услугам, принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» подлежит размещению в ГИС ЖКХ. Соответственно, в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса РФ и подпункта «а» пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493, во взаимосвязи с положениями, закрепленными в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ, соблюдение порядка размещения указанной информации в ГИС ГЖИ отнесено законодателем к предмету проверок, осуществление которых прямо отнесено к компетенции органов государственного жилищного надзора. При этом в силу пункта 3.1.1, 3.1.3 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 года № 913-п, к компетенции Инспекции отнесены полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушении, в том числе в отношении порядка размещения информации в ГИС ЖКХ, в ходе осуществления регионального государственного жилищного надзора, в том числе путем организации и проведения проверок.

С учетом изложенного, выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении данного дела судами не были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 12 февраля 2021 года.

Председательствующий

Судьи: