ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-18076/20 от 26.11.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-18076/2020

город Кемерово 26 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Мишиной И.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, поданную 8 октября 2020 года, на решение Центрального районного суда города Кемерово от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года

по административному делу № 2а-1964/2020 по административному исковому заявлению Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства города Кемерово (далее – МНФПМП г. Кемерово, Фонд) об оспаривании представления контрольного управления администрации г. Кемерово от 25 декабря 2019 года № 11.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения представителей МНФПМП г. Кемерово Чуткова П.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации г. Кемерово Ягофаровой Г.М., возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы с учетом доводов, изложенных возражениях,

у с т а н о в и л а:

Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства города Кемерово обратился в Центральный районный суд города Кемерово с административным исковым заявлением об оспаривании представления Контрольного управления администрации г. Кемерово от 25 декабря 2019 года № 11.

Требования мотивированы тем, что 28 ноября 2017 года между администрацией г. Кемерово и Муниципальным некоммерческим Фондом поддержки малого предпринимательства города Кемерово было заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Кемерово субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Согласно пункту 1.1. предметом соглашения является предоставление из бюджета города Кемерово в 2017 году Фонду субсидии на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальным предпринимателей, в том числе, проведение организационного технических мероприятий и на осуществление информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством подготовки видео сюжетов, статей в печатных средствах массовой информации, радио передач и т.п. (далее субсидия). Субсидия была предоставлена в размере 500 000 руб.

На основании приказа контрольного управления администрации г. Кемерово была проведена внеплановая выездная проверка Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства города Кемерово.

Предметом проверки являлось соблюдение Фондом в 2017 году порядка, условий и целей предоставления субсидий, и целевого использования средств субсидии из средств местного бюджета получателем субсидии. По результатам проверки контрольным управлением Администрации города Кемерово 3 декабря 2019 года был составлен акт проверки № 12.

25 декабря 2019 года контрольным управлением администрации города Кемерово было вынесено представление № 11, согласно которому управление требует устранить нарушения в виде возврата в бюджет города Кемерово предоставленной субсидии в размере 300 000 рублей на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе, проведение организационно технических мероприятий.

Основанием для представления послужило не предоставление Фондом расчета размера субсидии и плана расходов на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе на проведение организационно-технических мероприятий, оплату услуг тренеру в текущем году; не достижение целевого показателя результативности «количество руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, принявших участие в образовательных курсах и семинарах».

Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово считает представление незаконным, нарушающим права и законные интересы организации.

Оспариваемое представление содержит требования о возврате в бюджет г. Кемерово предоставленной субсидии в размере 300 000 руб., и о принятии мер по их устранению, а также устранении причин и условий, вызвавших указанные нарушения. Представление не содержит конкретных указаний, которые необходимо совершить Фонду.

Решением Центрального районного суда города Кемерово от 3 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Муниципальным некоммерческим Фондом поддержки малого предпринимательства г. Кемерово ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 28 ноября 2017 года между Администрацией г. Кемерово и Муниципальным некоммерческим Фондом поддержки малого предпринимательства г. Кемерово заключено соглашение № 1 о предоставлении из бюджета города Кемерово субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Предметом указанного соглашения является предоставление из бюджета города Кемерово в 2017 году получателю субсидии на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе, проведение организационно-технических мероприятий и на осуществление информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, посредством подготовки видео сюжетов, статей в печатных средствах массовой информации, радио передач и т.п. в рамках муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово» на 2015-2020 года, утвержденной постановлением администрации города Кемерово от 12 сентября 2014 года № 2336. В связи с исполнением соглашения Муниципальному некоммерческому Фонду поддержки малого предпринимательства г. Кемерово предоставлена субсидия в размере 500 000 руб.

На основании приказов контрольного управления администрации города Кемерово от 7 октября 2019 года № 57 и от 10 октября 2019 года № 62, в соответствии с постановлением администрации города Кемерово от 11 декабря 2014 года № 3170 «Об утверждении Порядка осуществления контрольным управлением администрации города Кемерово полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю» была проведена внеплановая выездная проверка на объекте - Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово.

Предмет проверки: соблюдение МНФПМП г. Кемерово в 2017 году порядка, условий и целей предоставления субсидий, проверка целевого использования средств субсидии из средств местного бюджета получателем субсидии.

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 3 декабря 2019 года № 12.

Для исполнения соглашения, заключенного между Администрацией г. Кемерово и Фондом по организации образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, Фонд заключил договор на оказание услуг от 5 декабря 2017 года № 01 с ООО «Бэст кейтеринг».

Пояснением к показателю «Общий охват аудитории» технического задания (приложение № 1) к договору, заключенному между Фондом и ООО «Бэст кейтеринг» установлено «не менее 25 субъектов малого и среднего предпринимательства г. Кемерово».

Вместе с тем, виды деятельности организации, предусмотренные Уставом ООО «Бэст кейтеринг» и содержащиеся в ЕГРЮЛ, не предусматривают оказание образовательных услуг. Отсутствует информация о наличии полномочий по проведению тренингов по образовательным программам АО «Корпорация МСП», в т.ч. лицензионный договор о предоставлении права использования материалов программ обучения, соглашение о сотрудничестве, сертификаты тренеров.

Для проверки исполнения условий договора приказом контрольного управления администрации города Кемерово от 10 октября 2019 года № 62 назначена встречная проверка контрагента ООО «Бэст кейтеринг», по результатам которой, проверяющими сделаны следующие выводы: договор от 5 декабря 2017 года не содержит требований к проведению образовательных мероприятий в соответствии с предметом договора, а также иные существенные условия; информация о произведенных затратах не соответствует данным, утвержденным в смете и не подтверждена первичными документами на сумму 30 500 руб.; общее количество часов проведения мероприятий составило 52 часа, что не соответствует целевому показателю технического задания (60 часов); два участника мероприятий не являются сотрудниками заявленных субъектов среднего и малого предпринимательства, не состоят на учете по месту осуществления деятельности на территории г. Кемерово. Целевой показатель «общий охват аудитории», установленный техническим заданием в количестве 25 человек, не достигнут; представленные первичные документы не соответствуют принципу достоверности на сумму 62 500 руб. по показателю технического задания: «организационные мероприятия»; ООО «Бэст кейтеринг» не выполнены условия договора, т.к. расходы, представленные в качестве подтверждения исполнения договора не обоснованы, не достоверны и документально не подтверждены.

Так в ходе проверки установлено, что участник образовательного мероприятия «Школа предпринимательства» ФИО10 согласно списку участников, является работником ООО «ПК «Бетон Сибири». ООО «ПК «Бетон Сибири» как юридическое лицо не зарегистрировано налогоплательщиком на территории г. Кемерово ни по одному основанию постановки на учет (по месту регистрации организации, по месту нахождения обособленных рабочих мест, по месту нахождения транспорта или имущества). Сведения о количестве сотрудников отсутствуют. Таким образом, данных подтверждающих, что ФИО11 является работником ООО «ПК «Бетон Сибири» в ходе контрольного мероприятия не установлено.

Участник образовательного мероприятия - ФИО12, по данным проверяемого лица является сотрудником исполнителя по проведению образовательных мероприятий - ООО «Бэст кейтеринг». Среднесписочная численность ООО «Бэст кейтеринг» согласно ЕГРЮЛ - 1 человек, которым является директор и единственный учредитель (ФИО14) Следовательно, ФИО13 не является сотрудником данной организации.

Таким образом, сведения о двух указанных участниках образовательного процесса не соответствуют критериям пункта 2.7 Постановления № 2641 и пункта 4.1.4 Соглашения № 1. Целевой показатель, установленный техническим заданием, не достигнут.

11 декабря 2019 года Фондом представлены возражения на акт внеплановой выездной проверки от 3 декабря 2019 года № 12 с просьбой признать акт внеплановой выездной проверки не соответствующим законодательству.

По результатам рассмотрения возражений на акт от 3 декабря 2019 года № 12, контрольным управлением, в соответствии с пунктом 5.1 постановления № 3170, подготовлено заключение от 23 декабря 2019 года.

25 декабря 2019 года контрольным управлением Администрации города Кемерово было вынесено представление № 11, согласно которому Управление требует устранить нарушения в виде возврата в бюджет города Кемерово предоставленной субсидии в размере 300 000 руб. на цели: организация образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальным предпринимателей, в том числе, проведение организационно - технических мероприятий.

В ходе проведения проверки было установлено, что постановлением Администрации города Кемерово от 12 сентября 2014 года № 2336 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово» на 2015-2020 годы» утверждена муниципальная программа, представляющая собой комплекс мероприятий по совершенствованию внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства, оказанию различных видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово, для оживления в обществе предприимчивости и инициативы, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечения эффективной занятости населения, содействия малым и средним предприятиям в освоении выпуска новых видов продукции и предусматривающая объем финансовых ресурсов и источники финансирования мероприятий.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предусмотренной Программой, требования, предъявляемые к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, определяются законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и муниципальными правовыми актами администрации города Кемерово.

Программа содержит Перечень мероприятий, задачами которых является, в том числе, содействие в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в части организации образовательных курсов и семинаров для руководителей и индивидуальных предпринимателей, а также информационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Администрации города Кемерово от 6 октября 2017 года № 2641 утвержден Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок). Одним из исполнителей Программы определен Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово.

Одним из нарушений, указанных в оспариваемом представлении, является не предоставление Фондом расчета размера субсидии и плана расходов на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе на проведение организационно-технических мероприятий, оплату услуг тренеру в текущем году.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрена цель предоставления за счет средств бюджета города Кемерово субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления) некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующими структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

- по организации образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе, проведении организационно-технических мероприятий;

- на осуществление информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, посредством подготовки видеосюжетов, статей в печатных средствах массовой информации, радиопередач и т.п.

Разделом 2 Порядка определены условия и порядок предоставления субсидии.

Актом внеплановой выездной проверки от 3 декабря 2019 года № 12 установлено, что в нарушение абз. 2 и 3 пункта 2.1 Порядка Фондом не представлен расчет размера субсидии и план расходов на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе на проведение организационно-технических мероприятий, оплату услуг тренеру в текущем году.

Расчет размера субсидии и план расходов должны содержать расшифровку затрат исполнителя на проведение мероприятий в разрезе таких затрат, с указанием объемов оказания услуг, стоимости раздаточного материала, материальных расходов, заработной платы тренерам, организационно-технических мероприятий. В расчет включается стоимость единицы услуги (товара, работы), ее цена, объемы (с указанием физических показателей: час, лист, комплект, кол-во человек и т.д.) и общая стоимость проведения таких мероприятий.

Приложенные к заявлению на предоставление субсидии расчет размера субсидии и план расходов содержат только общее наименование направления деятельности по организации образовательных курсов и семинаров на сумму 300 000 руб. и осуществление информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 200 000 руб., без расшифровки и отражают только суммы, предусмотренные Решением о бюджете и муниципальной программой.

В силу абз. 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются в соответствии с постановлением Администрации города Кемерово от 12 сентября 2014 года № 2336 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово» на 2015 - 2020 годы.

В соответствии с разделом III Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1 Соглашения) с предоставлением расчета размера субсидии (пункт 3.1.1.3. Соглашения) и плана расходов на организацию образовательных курсов и семинаров для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе, на проведение организационно-технических мероприятий, оплату услуг тренера в текущем году (пункт 3.1.1.4. Соглашения). Указанные документы предоставлены без расшифровки затрат исполнителя.

Пунктом 2.3 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии: а) несоответствие представленных документов требованиям, определенным п. 2.1 настоящего Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов; б) недостоверность представленной организацией информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 Налогового кодекса Российской Федерации предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля содержит обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», постановлением Администрации города Кемерово от 12 сентября 2014 года № 2336 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово» на 2015 - 2020 годы и утвержден Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководствуясь указанными нормами права, оценивая представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суды, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что представление контрольного управления администрации г. Кемерово от 25 декабря 2019 года № 11 выдано в рамках полномочий, определенных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с соблюдением требований части 2 статьи 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представление содержит требование о возврате субсидии, предоставленной Фонду, на основании пункта 4.2 Постановления № 2641 в бюджет города в срок до 27 января 2020 года.

Выводы судов соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена.

Оспариваемое представление требованиям закона не противоречит, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не представлено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения. Оснований для иной оценки выводов судов у судебной коллегии по доводам жалобы не имеется.

Доводы кассационной жалобы о нарушении при рассмотрении дела правил подсудности требований суду общей юрисдикции, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм процессуального права. Фонд является некоммерческой организацией, спорные правоотношения возникли в рамках муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Кемерово», целью которой является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, не связано с осуществлением Фондом предпринимательской деятельности, которая предусмотрена Уставом Фонда, в связи с чем требования обоснованно разрешены судом общей юрисдикции.

Отказ в приобщении к материалам дела судом первой инстанции копии соглашения на предоставление субсидии от 26 марта 2019 года и от 31 мая 2020 года, не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права, поскольку предметом судебной оценки указанные соглашения не являются.

Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов. В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Кассационная жалоба существенное нарушение норм материального или процессуального права не подтверждает, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Кемерово от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 9 декабря 2020 года.

Председательствующий

Судьи