ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-18320/2022 от 06.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-18320/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 6 октября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поданную 9 августа 2022 г., на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г.,

по административному делу № 2а-3654/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании решения Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банк России) незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э., пояснения представителя Банка России ФИО2, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,

установила:

ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии Центрального Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленными федеральными законами (далее – Комиссия Банка России) от 25 мая 2021 г. № 14-2-3-ОГ/12628ДСП, возложении обязанности исключить сведения о ФИО1 из базы данных Банка России о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства России о нормативных актов Банка России, ведущейся в соответствии с положениями статьи 75 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В обоснование требований указано, что приказом Банка России от 12 марта 2021 г. у АО КБ «ФорБанк» (далее также Банк) отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неисполнение АО КБ «ФорБанк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации доходов), а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов.

17 марта 2021 г. ФИО1 стало известно, что информация о нем содержится в базах данных Банка России о деловой репутации в связи с занятием им должностей директора Сибирского филиала банка, заместителя Председателя Правления Банка и члена Правления Банка в АО КБ «ФорБанк».

7 апреля 2021 г. ФИО1 обратился в Комиссию Банка России с жалобой, в которой просил исключить сведения о нем из базы данных, ссылаясь на свою непричастность к отзыву у Банка лицензии.

Решением Комиссии Банка России в удовлетворении жалобы отказано.

ФИО1 не согласен с указанным решением Комиссии Банка России.

Указывает, что с августа 2020 г. акционерами и руководством Банка осуществлялись действия по увеличению клиентской базы Банка, улучшению кредитного портфеля, увеличению размера капитала Банка путем присоединения АО АКИБ «Почтобанк» к Банку, о чем 26 августа 2020 г. на сайте Банка России была размещена соответствующая информация об акционерах банка, АО АКИБ «Почтобанк» владеет 401 750 000 руб. в качестве собственных средств и после завершения процедуры реструктуризации последний должен был передать Банку все свои активы. ФИО1 как директор Сибирского филиала Банка не имел возможности давать обязательные для исполнения указания сотрудникам служб информационной безопасности, финансового мониторинга, кредитного отдела Головного отдела Банка, что могло привести к нарушению Банком положений действующего законодательства в области кредитования, противодействия легализации (отмыванию) доходов добытых преступным путем, использования информационных технологий, поэтому, считает, что на него не может быть возложена ответственность за нарушение Банком законодательства в указанных областях. Действуя в качестве директора Сибирского филиала Банка, ФИО1 выполнял свои трудовые обязанности как работник Банка, никаких нарушений не допускал. Неверная оценка уровня существенности риска или категории обслуживания, возникшая после заключения кредитного договора с определенными заемщиками, также не является основанием для принятия обжалуемого решения Комиссией Банка России. Полагает, принятое решение нарушает права ФИО1, поскольку наличие сведений о нем в базе данных Центрального банка Российской Федерации не позволит ему занимать должности в финансовых и страховых компаниях, которые должны согласовываться с Банком России, в течение 10 лет, что существенно затруднит возможность трудоустройства по специальности, сохранить имеющийся уровень дохода.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г., в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что занятие должностей в Банке не является достаточным основанием для внесения лица в базу данных Банка России без установления обстоятельств, свидетельствующих о причастности лица к совершенным Банком нарушениям. Настаивает, что на него не возлагалась обязанность по курированию подразделений Банка по использованию информационных технологий, по кредитованию и противодействию легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, как Заместитель Председателя правления и как член Правления Банка не имел возможности оказать влияние на нарушение Банком законодательства. Полагает, наличие в должностной инструкции Заместителя Председателя Правления Банка полномочия по контролю в области кредитования, не свидетельствуют о том, что данные полномочия был обязан выполнять ФИО1 Настаивает, что материалы дела не содержат документов с его подписью, в том числе Протоколов Кредитных комитетов и Правления, составлявшихся в заседаниях с заемщиками, оригиналы таких документов в судебном заседании не обозревались, судом данным обстоятельствам не дано оценки, при таких обстоятельствах, указывает на ошибочность выводов суда об отсутствии оснований для исключения сведений о деловой репутации ФИО1 из базы данных Банка России, как не соответствующих обстоятельствам дела. Полагает ошибочным вывод суда об отсутствии нарушения его прав в части трудоустройства по специальности, поскольку признание деловой репутации неудовлетворительной в базе данных Банка России не позволит ему устроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу по месту жительства. В сложившейся ситуации он испытывает душевные страдания (моральные, нравственные, физические), поскольку выполнял свою работу добросовестно и качественно, при проверках деятельности АО КБ «ФорБанк» сотрудниками Банка России нарушений не было установлено, а имеющиеся предписания об устранении нарушений со сроком исполнения в один день в период с 1 февраля 2021 г. по 11 марта 2021 г. были исполнены в установленные сроки.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно статье 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Федеральный закон «О Банке России») Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Для предотвращения ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и требует их замены.

Порядок ведения баз данных определен Положением Банка России от 27 декабря 2017 г. № 625-П, согласно пункту 6.1 которого Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пункте 1.2 - единоличного исполнительного органа и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, а также кандидатов на эти должности; 1.3 - в числе прочих лиц, входящих в состав органов управления финансовых организаций

В соответствии с пунктом 6.2 Положения Банка России от 27 декабря 2017 г. № 625-П, уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.

Пунктами 1.15, 1.16 приложения № 7 к Положению Банка России от 27 декабря 2017 г. № 625-П установлено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа финансовой организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов; в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.

Пунктом 6.10 Положения Банка России от 27 декабря 2017 г. № 625-П предусмотрено, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 г. № 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации» непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных; вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации; установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.

Федеральным законом «О Банке России» установлено вправо обжаловать принятые должностными лицами Банка России решения о признании их не соответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб, предусмотренную частью первой статьи 60.1 Федерального закона "О Банке России».

Согласно статье 60.1. Федерального закона "О Банке России" жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб.

В целях реализации положений абзаца 2 статьи 60.1 Федерального закона «О Банке России» Указанием Банка России от 26 декабря 2017 г. N 4666-У установлен "Порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации" (зарегистрировано в Минюсте России 6 марта 2018 г. N 50273) (далее - Порядок), предусматривающий, в частности, требования к содержанию жалобы, порядку ее подачи и представляемым документам, сроки и рассмотрения жалобы, порядок уведомления заявителя о принятом решении, и основания для оставления жалобы без рассмотрения по существу.

В соответствии с пунктом 6.2. указанного Порядка по результатам рассмотрения жалобы Комиссией принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы заявителя. В течение пяти рабочих дней с даты, следующей за датой принятия Комиссией решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы заявителя, заявителю направляется мотивированное сообщение о принятом Комиссией решении.

Судами установлено и следует из материалов дела, ФИО1 работал в АО КБ «ФорБанк» в должности начальника управления развития Банка с 16 марта 2007 г., в должности директора Сибирского филиала Банка в период с 14 июля 2014 г. до 12 марта 2021 г., в должности заместителя Председателя Правления Банка в период с 1 марта 2019 г. до 12 марта 2021 г., в должности члена Правления Банка в период с 20 мая 2009 г. до 12 марта 2021 г., что подтверждено трудовым договором от 16 марта 2007 г., дополнительным соглашением от 20 марта 2007 г., приказом о переводе на другую работу от 14 июля 2014 г., приказом от 28 февраля 2019 г., а также протоколом заседания Совета директоров АО КБ «ФорБанк».

В соответствии с должностной инструкцией «Заместитель Председателя Правления», утвержденной Председателем Правления АО КБ «ФорБанк» 28 февраля 2019 г., заместитель Председателя Правления выполняет следующие обязанности: разрабатывает мероприятия, вносит предложения Председателю Правления, Правлению Банка по обеспечению эффективной и конкурентоспособной кредитной политики Банка, направленной на увеличение доходов, сохранение и наращивание клиентской базы с учетом приемлемого уровня риска (пункт 2.1.4); организует работу кредитного комитета Банка (пункт 2.1.7); контролирует соблюдение правильности формирования резерва на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности (пункт 2.1.10); несет ответственность за организацию работы подконтрольных подразделений всем направлениям деятельности (пункт 2.1.12); проводит эффективную кредитно-денежную политику, обеспечивает получение максимальной прибыли подконтрольными структурными подразделениями при минимально возможных расходах (обеспечивает рентабельность активов), обеспечивает устойчивость финансового положения Банка (пункт 2.1.14); отслеживает, анализирует и по возможности минимизирует кредитные риски присущие в работе подконтрольных подразделений, в том числе анализирует состояние кредитного портфеля Банка и кредитов, отнесенных к 4 и 5 категориям качества (пункт 2.1.15); контролирует выполнение должностных обязанностей работниками подконтрольных подразделений (пункт 2.1.28); выполняет требования Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, иных распорядительных и регламентирующих документов Банка в области ПОД/ФТ (пункт 2.1.40).

На основании приказа Председателя Правления Банка от 3 сентября 2019 г. № 00/06/03.09.2019-1 заместитель Председателя Правления ФИО1 курирует следующие подразделения и направления: департамент по работе с корпоративными клиентами, отдел по развитию сети, ОПРЕУ 1, ОПЕРУ 2, деятельность Сибирского филиала офисов и развитие бизнеса в Сибирском Федеральном округе, Смоленской области, Республике Башкортостан.

Согласно Положению «О Правлении Банка», утвержденному общим собранием акционеров АО КБ «ФорБанк» 29 апреля 2016 г., Правление является коллегиальным органом Банка, осуществляющим руководство его текущей деятельностью (пункт 1.2). Члены Правления должны следить за любой информацией, имеющей значение для деятельности Банка, чтобы в любое время иметь возможность способствовать предотвращению ущерба путем информирования председателя Правления (пункт 3.1).

Члены Правления имеют право получать и запрашивать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Правления, требовать внесения в протокол заседания Правления особого мнения по принимаемым вопросам повестки дня решениям (пункт 5.5). Члены правления несут ответственность за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), в том числе в результате неэффективного управления банковскими рисками (пункт 5.10).

Согласно Положению «О подразделении Сибирский филиал АО КБ «ФорБанк» Сибирский филиал АО КБ «ФорБанк» 2063/4», утверждённому Председателем Правления 13 мая 2016 г., управление филиалом осуществляют органы управления Банка и руководитель филиала в соответствии с их компетенцией (пункт 6.1). Директор филиала обязан обеспечить соблюдение в деятельности филиала и его работников требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, Устава Банка и его внутренних документов (пункт 6.11).

В соответствии должностной инструкцией «Директор Сибирского филиала АО КБ «ФорБанк», утвержденной заместителем Председателя Правления 25 августа 2017 г., директор Сибирского филиала выполняет в числе прочих следующие функции: организует осуществление внутреннего контроля в Сибирском филиале, обеспечивает контроль и организацию работы по ПОД/ФТ, осуществляет контроль за проверкой платежеспособности, кредитоспособности заемщиков в соответствии с условиями, требованиями и критериями, приведёнными в нормативных документах, обеспечивает локализацию, оценку и управление банковскими рисками в деятельности Сибирского филиала Банка, обеспечивает на постоянной основе сбор информации, анализ и прогноз состояния уровня банковских рисков в деятельности Сибирского филиала Банка, вносит свои предложения по управлению рисками и подает необходимые сведения в подразделение Головного офиса Банка для проведения общего анализа и оценки уровня рисков в Банке.

Приказом Банка России от 12 марта 2021 г. № ОД-359 у АО КБ «ФорБанк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Обстоятельствами, послужившими основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций у АО КБ «ФорБанк», послужило неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) и 7.2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

ФИО1 включен в базу данных Банка России о деловой репутации, в связи с занятием должностей заместителя единоличного исполнительного органа, руководителя филиала и члена коллегиального исполнительного органа на основании пунктов 1.15, 1.16 Приложения 7 к Положению Банка России от 27 декабря 2017 г. № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз».

Указанные в реестре основания соответствуют основаниям, предусмотренным абзацами 18, 19 пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности).

7 апреля 2021 г. ФИО1 обратился с Комиссию Банка России с жалобой о несогласии с внесением сведений о нем в базы данных Центрального Банка о деловой репутации, настаивал на исключении сведений о нем из базы данных, указав на непричастность к негативным последствиям, послужившим основанием для отзыва лицензии у АО КБ «ФорБанк».

Письмом Ответственного секретаря Комиссии Банка России от 25 мая 2021 г. ФИО1 уведомлен о принятом Комиссией Банка России решении об отказе в удовлетворении жалобы на решение о признании деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь указанными выше положениями норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что решение было принято уполномоченным органом в установленные сроки при наличии соответствующих оснований, предусмотренных действующим законодательством, прав и законных интересов административного истца не нарушает, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.

Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, указав, что условия, при которых ФИО1 внесен в базу данных, соответствуют законодательству, и отклонив как не обоснованные доводы административного истца о создании препятствий продолжить трудовую деятельность.

Судами отклонены доводы ФИО1 об отсутствии в материалах дела доказательств причастности ФИО1 к отзыву лицензии у АО КБ «ФорБанк», поскольку установлено, что ФИО1 в течение 12 месяцев, предшествующих принятию Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, занимал должности заместителя Председателя Правления Банка, директора Сибирского филиала Банка, в должностные обязанности которых входило, в частности, выполнение требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также являлся членом Правления Банка, при этом АО КБ «ФорБанк» были допущены нарушения требований статей 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) и 7.2 указанного Федерального закона; требований пункта 3.7 Положения Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», пункта 1.5 Положения Банка России от 23 октября 2017 г. № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», требований Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», что явились основанием для направления в АО КБ «ФорБанк» Банком России предписаний от 1 февраля 2021 г. ДСП, от 2 марта 2021 г. , от 10 марта 2021 г. № , а впоследствии – явилось основанием для отзыва лицензии у кредитной организации.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы основанные на том, что в материалах дела содержатся только копии протоколов заседания Правления с черно-белой подписью ФИО1, которые могут быть подделаны, и не свидетельствует о том, что он принимал участия в заседаниях, а также доводы о том, что суд не дал оценки причастности заявителя к выявленным в Банке нарушениям, носят характер субъективной оценки представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, нарушений судами норм процессуального права при оценке представленных доказательств не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы о необходимости установить наличие оснований для субсидиарной ответственности контролирующих лиц, с указание на судебную практику разрешения споро о несостоятельности (банкротстве), не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение судами норм материального права, подлежащих применению при оценке законности оспариваемого заявителем решения Комиссии Банка России, не подтверждают.

Получили правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций доводы кассационной жалобы о нарушении права на трудоустройство, изложенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают.

Фактически доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах, что в силу компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может являться основанием для отмены судебных актов кассационным судом.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в связи с чем кассационная жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г., оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 7 октября 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: