Дело № 88а-18776/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июля 2020 года по административному делу № 2а-2466/2020 по административному исковому заявлению ФИО1, к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании публичных слушаний не состоявшимися.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя администрации Приморского района – ФИО2, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, после уточнения административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать публичные слушания по проекту документации «Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294», проводимые в период с 21 марта 2019 года по 30 апреля 2019 года, не состоявшимися.
В обоснование уточненного административного искового заявления указано, что публичные слушания были проведены с нарушением процедуры подготовки, проведения и оформления результатов, в связи с чем, подлежат признанию несостоявшимися.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец ФИО1 подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 ноября 2009 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 1294 «Об
утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе».
Пунктом 1 Постановления утвержден проект планировки территории, в составе:
1.1 Чертежа планировки территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно приложению 1.
1.2 Чертежа планировки территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению 2.
1.3 Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно- технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе, согласно приложению 3.
Пунктом 2 Постановление утвержден проект межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе в составе:
2.1 Чертежа межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 4.
2.2 Чертежа межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе (границы земельных участков) согласно приложению 5.
По итогам заседания совета по инвестициям при Губернаторе Санкт- Петербурга 22 августа 2016 года принято решение о проработке вопроса о присвоении инвестиционному проекту создания предприятия по производству фасовочно-упаковочного оборудования (далее - инвестиционный проект) статуса «Стратегический инвестиционный проект Санкт-Петербурга», а также об оказании содействия в предоставлении земельных участков в границах нежилой зоны «Северо-Западная» в Приморском районе Санкт-Петербурга и решения имущественно-правовых вопросов для реализации инвестиционного проекта.
На совещании с участием Губернатора Санкт-Петербурга и членов Правительства Санкт-Петербурга 27 марта 2017 года (протокол № 11-в) принято решение одобрить представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Строительство объектов капитального строительства машиностроительной промышленности (машиностроительного завода по производству фасовочно-упаковочного оборудования)» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 апреля 2017 года № 237).
В рамках реализации стратегического инвестиционного проекта в целях формирования единого земельного участка для размещения на нем перспективного объекта капитального строительства (машиностроительного завода по производству фасовочно-упаковочного оборудования) принято решение о необходимости внесения изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294.
Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года № 438 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории» на основании обращения Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт- Петербурга издал распоряжение от 9 октября 2017 года № 211-396 «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым -проездом, Планерной ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294».
В соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 551, Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга 15 февраля 2018 года был заключен государственный контракт Санкт-Петербурга № 7/18/ГК с Обществом с ограниченной ответственностью «Центр реконструкции и развития промышленных территорий» на выполнение работ по внесению изменений в проект планировки с проектом межевания территории.
КГА подготовлено заключение по документации по планировке территории от 6 декабря 2018 года № 221-2-40720/18 о соответствии подготовленной документации по планировке территории требованиям, установленным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом КГА от 6 декабря 2018 года № 221-2-40748/18 разработанный проект подлежит направлению на публичные слушания в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
25 февраля 2019 года, 13 марта 2019 года на имя Главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга ФИО3 Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга направлено письмо № 01-11-593/19-0-0, № 01-11-810/19-0-0 с просьбой обеспечить организацию публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе Санкт- Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 11 ноября 2009 № 1294, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
В период с 21 марта по 30 апреля 2019 года администрацией Приморского района проведены публичные слушания по проекту документации «Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294» (далее - публичные слушания).
Как следует из протокола публичных слушаний, в рассмотрении проекта участвовали: представитель организатора публичных слушаний — и.о. начальника отдела строительства администрации Приморского района ФИО4; Представитель органа градостроительства Санкт-Петербурга - главный специалист Управления застройки города КГА - ФИО5; представитель заказчика - Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга - ФИО6 Также присутствовали жители Санкт-Петербурга.
По результатам публичных слушаний администрацией Приморского района Санкт-Петербурга 26 апреля 2019 года составлено заключение о результатах публичных слушаний, согласно выводам которого публичные слушания проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Считать состоявшимися публичные слушания по проекту документации: «Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул. в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294».
Разрешая заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что публичные слушания, которые оспаривает административный истец, проведены в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» от 20 июля 2006 года № 400-61, существенных нарушений в процедуре их проведения не установлено, следовательно, отсутствуют основания утверждать о нарушении прав и законных интересов административного истца в связи с их проведением. Также суд указал на пропуск административным истцом процессуального срока для обращения в суд.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала эти основанными на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений закона.
В соответствии со статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об основных принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 11 ноября 2009 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 1294 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе».
Для реализации стратегического инвестиционного проекта было принято решение о необходимости внесения изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1294, в целях формирования единого земельного участка для размещения на нем вышеуказанного объекта капитального строительства.
25 февраля 2019 года, 13 марта 2019 года на имя Главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга ФИО3 Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга направлено письмо № 01-11-593/19-0-0. № 01-11-810/19-0-0 с просьбой обеспечить организацию публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул., проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул., проектируемым проездом, Планерной ул., в Приморском районе Санкт- Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 11 ноября 2009 № 1294, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Согласно частей 1 - 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками указанных общественных обсуждений или публичных слушаний являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Порядок указанных общественных обсуждений или публичных слушаний установлен статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 46 настоящего Кодекса.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение семи дней со дня её утверждения и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Процедура проведения публичных слушаний по проектам изменений в утвержденную документацию по планировке территории, установлена статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 5 июля 2006 года № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Пунктом 1.1. Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1098 от 19 декабря 2017 года (далее – Положение), установлено, что администрация района Санкт- Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.16.1 Положения администрация района уполномочена осуществлять организацию и проведение публичных слушаний по проекту документа территориального планирования, проекту изменений в документ территориального планирования, проектам планировки и проектам межевания территорий Санкт-Петербурга, проектам изменений в утвержденные проекты планировки и проекты межевания территорий.
Судом обосновано установлено, что в связи с подготовкой и проведением публичных слушаний администрацией Приморского района Санкт- Петербурга были произведены следующие действия.
21 марта 2019 года опубликовано оповещение о начале публичных слушаний в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации.
Оповещение о начале публичных слушаний также было размещено на информационных стендах, оборудованных около здания, занимаемого администрацией Приморского района Санкт-Петербурга и в самом здании, что не оспаривалось сторонами.
Осуществлена адресная рассылка оповещения о начале публичных слушаний в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, главе муниципального образования № 65.
Экспозиция проекта документации по планировке территории проходила с 29 марта 2019 года по 11 апреля 2019 года, что не оспаривалось сторонами.
12 апреля 2019 года проведено собрание участников публичных слушаний. 23 апреля 2019 года оформлен протокол публичных слушаний с приобщением поступивших замечаний. 26 апреля 2019 года подготовлено заключение о результатах публичных слушаний. 30 апреля 2019 года в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации, заключение опубликовано. 26 ноября 2019 года Правительством Санкт-Петербурга, в том числе с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 26 апреля 2019 года, принято постановление № 826 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 № 1294».
Довод административного истца о том, что процедура проведения публичных слушаний не отвечала требованиям статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как участниками публичных слушаний должны являться граждане, проживающие на такой территории, не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку, как следует из списка присутствующих лиц на публичных слушаниях, большинство из них являются жителями Приморского района Санкт-Петербурга.
Вопреки доводам ФИО1, в публичных слушаниях имеют право принимать любые заинтересованные граждане, в том числе, не относящиеся к перечисленным категориям, поскольку обсуждение вопросов, вынесенных на публичные слушания, происходит с участием всех желающих представителей общественности. Решения, принятые на публичных слушаниях носят рекомендательный характер.
Также не нашел своего подтверждения довод административного истца о фальсификации данных по участникам слушаний, поскольку доказательств, свидетельствующих о фальсификации публичных слушаний, стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы о том, что при рассмотрении спора суд не дал надлежащей оценки допущенным нарушениям при составлении заключения о результатах публичных слушаний от 26 апреля 2019 года, указанным в уточненном административном исковом заявлении, поскольку из материалов дела следует, что указанное заключение содержит замечания и предложения, поступившие от присутствующих в ходе публичных слушаний, что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом.
Довод административного истца о том, что в проект перепланировки района не были внесены никакие изменения, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствами.
Также, не может быть принят во внимание довод о том, что впоследствии, после проведения публичных слушаний, замечания административного истца, изложенные в письменном виде, не были приняты для приобщения к заключению и дальнейшему рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга с целью принятия решения об их включении в проект документации по планировке территории, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» от 20 июля 2006 года № 400-61, предложения и замечания участников публичных слушаний вносятся организатору публичных слушаний в срок не позднее дня проведения собрания участников публичных слушаний.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что административным ответчиком соблюдены сроки, процедура и порядок проведения публичных слушаний, доказательств обратного стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Также не находит своего подтверждения довод административного истца о том, что судебном акте не отражены полные требования административного искового заявления, поскольку из мотивировочной части решения суда следует, что все требования, с учетом уточнений административного истца в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, были рассмотрены судом.
Проверяя вывод суда о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 30 апреля 2019 года, следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением истек 31 июля 2019 года. С административным исковым заявлением ФИО1 обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 8 октября 2019 года. Таким образом срок обращения в суд пропущен значительно.
В обоснование уважительности причины пропуска срока административный истец указал на необходимость изучения значительного объема проектной документации.
Указанная причина пропуска срока правомерно была отклонена судом по причине отсутствия у административного истца препятствий в ознакомлении с проектом документации непосредственно к дате публичных слушаний.
Каких-либо иных уважительных причин в обоснование пропуска указанного срока административным истцом не приведено, и материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, учитывая установленные Кодексом административного судопроизводства специальные сроки, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда о пропуске стороной административного истца срока для обращения в суд без уважительных причин.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на незаконное изъятие земельного участка, на котором планируется строительство, у гаражного общества, нарушение санитарно-защитных норм не относятся к предмету настоящего судебного разбирательства, поскольку ФИО1 заявлен иск об оспаривании публичных слушаний. Следовательно, проверке в рамках настоящего дела подлежит соблюдение государственными органами порядка проведения публичных слушаний.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июля 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1, к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании публичных слушаний не состоявшимися., оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 07 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: