ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-18962/20 от 23.09.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-18962/2020

г. Москва 23 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дрожжиной Инны Ивановны и других (всего 11 административных истцов) по доверенности Квасовой Марии Сергеевны на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 года (дело № 2а-509/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года (дело № 33а-2161/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Дрожжиной Инны Ивановны, Алёшкиной Марины Викторовны, Бураншеевой Алии Кельдабаевны, Вардакова Дмитрия Владимировича, Королевой Ольги Владимировны, Кусковой Веры Николаевны, Майборода Наталии Олеговны, Сидорчик Оксаны Николаевны, Соловьёвой Светланы Александровны, Улятовской Татьяны Петровны, Фабричного Егора Сергеевича к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить детей местами в государственных бюджетных образовательных учреждениях г. Москвы в доступной близости от места проживания на полный день.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., выслушав объяснения представителя административных истцов Красовой М.С., поддержавшей кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу от представителя Департамента образования и науки города Москвы Иванова А.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Дрожжина И.И. и другие административные истцы (всего 11 человек), действующие в интересах своих несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным исковым заявлением Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить детей местами в государственных бюджетных образовательных учреждениях г. Москвы в доступной близости от места проживания на полный день.

Требования мотивированы тем, что через портал государственных услуг на интернет-ресурсе комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» они подали заявления на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы. До настоящего времени их дети местами в детских дошкольных образовательных учреждениях не обеспечены, что является нарушением прав на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя административных истцов Красовой М.С. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель административных истцов Красова М.С. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, существенное нарушение норм процессуального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Департаментом науки и образования города Москвы принесены письменные возражения на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дрожжина И.И. является матерью несовершеннолетней Дрожжиной Д.А., <данные изъяты>, зарегистрированной месту пребывания: <адрес>.

18 мая 2019 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1150, ГБОУ Школа № 1194, ГБОУ Школа № 2045, заявлению присвоен номер 4510 0026 6901 6485, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Ребёнок поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ шла № 1150 - 357, ГБОУ Школа № 1194 - 525, ГБОУ Школа № 2045 - 406.

Алешкина М.В. является матерью несовершеннолетних Алешкина М.М., <данные изъяты>, и Алешкиной А.М., <данные изъяты>, зарегистрированных по месту пребывания: <адрес>.

2 июня 2019 года дети зарегистрированы в электронной среди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 771, ГБОУ Школа «Дмитровский», ГБОУ Школа № 236, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети многодетных семей. Дети поставлены в очередь в указанные дошкольные учреждения.

Бураншеева A.K. является матерью несовершеннолетнего Караулова В А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания: <адрес>a, <адрес>.

4 мая 2018 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере звания в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1394, ГБОУ Школа № 1547, ГБОУ Школа № 2087, заявлению присвоен номер 4510 0023 8449 8484, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Караулов В.А. поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1394 - 165, ГБОУ Школа № 1547 - 319, ГБОУ Школа № 2087 - 181.

Вардаков Д.В. является отцом несовершеннолетнего Вардакова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания: <адрес>.

21 сентября 2015 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в дошкольную группу ГБОУ Школа № 1290, заявлению присвоен номер 4510 0015 9854, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Вардаков М.Д. поставлен в очередь в указанное дошкольное учреждение, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1290 - 170.

Королева О.В. является матерью несовершеннолетнего Королева И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания: <адрес>.

25 июля 2019 года ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 947, ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», ГБОУ Школа 35, заявлению присвоен № 4510 0027 1843 5224, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Ребёнок поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ ла № 947 - 410, ГБОУ Школа № 1861 - 292, ГБОУ Школа № 935 - 284.

Кускова В.Н. является матерью несовершеннолетнего Кускова Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>.

1 января 2017 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 402, ГБОУ Вешняковская Школа, ГБОУ Школа № 2093, заявлению присвоен номер 4510 0019 9054 4793, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети одиноких матерей. Кусков Г.Е. поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 402 - 90, ГБОУ Вешняковская Школа - 126, ГБОУ Школа № 2093 - 83.

Майборода Н.О. является матерью несовершеннолетней Почеваловой Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания: <адрес>.

27 марта 2018 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1517, ГБОУ Школа № 1251, ГБОУ Школа № 141, заявлению присвоен номер 4510 0023 5755 9158, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

Почевалова Е.Д. поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1517 - 447, ГБОУ Школа № 1251-212, ГБОУ Школа № 141-156.

Сидорчик О.Н. является матерью несовершеннолетней Ежовой П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания: <адрес>.

13 марта 2018 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 763, ГБОУ Школа № 283, ГБОУ Школа № 1506, заявлению присвоен номер 4510 0026 1993 8017, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Ежова П.И. поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 763 - 234, ГБОУ Школа № 283- 279, ГБОУ Школа № 1506 - 203.

Соловьева С.А. является матерью несовершеннолетнего Соловьева B.C., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания: <адрес>, <адрес><адрес>.

14 апреля 2017 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа «Бескудниково», ГБОУ Школа № 656, ГБОУ Школа № 6, заявлению присвоен номер 4510 0020 7815 2193, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.

Соловьев B.C. поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа «Бескудниково» - 200, ГБОУ Школа № 656 - 272, ГБОУ Школа № 1236 - 367.

Улятовская Т.П. является матерью несовершеннолетних Улятовского А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Улятовской С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по месту пребывания: <адрес>.

7 декабря 2017 года дети зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 924, ГБОУ Школа № 1450, ГБОУ Школа № 1245, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, имеется льгота - дети-инвалиды, один из родителей которых является инвалидом. Дети поставлены в очередь в указанные дошкольные учреждения.

Фабричная А.М. является матерью несовершеннолетнего Фабричного А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания: <адрес>.

4 сентября 2018 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из школьных групп ГБОУ Школа № 507, ГБОУ Школа № 627, его заявлению присвоен номер 4510 0024 7798 6391, желаемая дата поступления 2019/2020 учебный год, льгот имеется. Фабричный А.Д. поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения, по стоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 507 - 276, ГБОУ Школа № 627 – 221.

Фастовец Е.С. является отцом несовершеннолетней Фастовец М.Е., <данные изъяты>, зарегистрированной по месту пребывания: <адрес>. 24 мая 2019 года ребенок зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из школьных групп ГБОУ Школа № 1530, ГБОУ Школа № 1282, ГБОУ Школа № 1404, заявлению присвоен номер 4510 0026 7398 4644, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Фастовец М.Е. поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения, по состоянию на 14 октября 2019 года номер в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1530-217, ГБОУ Школа № 1282 - 154, ГБОУ Школа № 1404 - 158.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суды обеих инстанций исходили из того, что закон гарантирует право на предоставление свободных мест в детских садах в порядке очерёдности, и это право детей Департаментом образования города Москвы не нарушено, поскольку очерёдность определяется не действием (бездействием) Департамента образования города Москвы, а заложенными в программу приоритетными критериями, установленными действующим законодательством. Административным ответчиком совершены все необходимые действия по обеспечению прав детей на получение дошкольного образования. При этом суды исходили из того, что по состоянию на 17 октября 2019 года дошкольные группы в образовательных учреждениях выбранных административными истцами, а также в других учреждениях близлежащих районов в доступной близости от мест проживания детей, укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью.

Между тем, с такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они основаны на проверке возможности административного ответчика фактически предоставить административным истцам место в дошкольном учреждении, закрепленном за адресом регистрации детей либо в доступной близости от места их проживания на 17 октября 2019 года, в нарушение предписаний части 3 статьи 62 КАС РФ, обязывающей определить имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Суд первой инстанции не выяснил, по каким причинам не были удовлетворены заявления административных истцов об обеспечении их детей местом в избранном дошкольном образовательном учреждении и других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка по состоянию на 1 сентября 2019 года, не предложили административному ответчику представить доказательства принятия мер по реализации права на дошкольное образование на указанную дату, как это предусмотрено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обязанность административного ответчика по доказыванию указанных обстоятельств обусловлена нормами материального права, регулирующими возникшие отношения.

Положения статьи 43 Конституция Российской Федерации устанавливают право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 указанного Федерального закона относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 2 статьи 9 названного Федерального закона).

Исходя из пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве», пунктов 1 и 4.2.16 Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 447-ПП, организация предоставления в государственных образовательных организациях города Москвы общего образования, в том числе дошкольного, отнесена к ведению департамента образования и науки города Москвы (ранее - департамент образования города Москвы).

В силу положений пунктов 9, 19-20 рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату; дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты, включаются в список детей, которым место необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года; при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка; при отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных учреждений изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях, что предусмотрено пунктом 21 вышеназванных рекомендаций.

Конвенция о правах ребенка в статье 3 предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Исходя из приведенных норм административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а при невозможности обустройства принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в соответствующем списке. Проверка выполнения таких действий административным ответчиком в период комплектования дошкольных учреждений либо невозможность обустройства ребенка административного истца в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября 2019 года относятся к существенным обстоятельствам, подлежавшим установлению для правильного разрешения настоящего административного дела.

При таких обстоятельствах принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.

Принимая во внимание, что судами обеих инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела, а суд кассационной инстанции лишен возможности их устранить, принятые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы в ином составе судей.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи