ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-18964/20 от 09.09.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело №88а-18964/2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 09 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 – ФИО10 на решение Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 июня 2020 года по административному делу по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, действующих в интересах несовершеннолетних детей, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия ( дело 2а-552/2019),

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., объяснения представителя административных истцов- ФИО10, поддержавшей доводы жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, действующие в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента образования г.Москвы, выразившегося в непредставлении детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, возложить обязанности предоставить места в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Москвы в доступной близости от места проживания на полный день, мотивируя требования тем, что в интересах несовершеннолетних детей через Портал государственных услуг на интернет-ресурсе комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» подали заявления на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы, однако до настоящего времени места в детских садах их детям не предоставлены, что создает препятствие в реализации права на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 июня 2020 года данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административных истцов ФИО10, кассационную жалобу поддержала, дала объяснения по доводам в ней изложенным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконными ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Как следует из судебных актов и установлено судами ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>. 30.07.2018 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1373, ГБОУ Школа № 1476, ГБОУ Школа № 922, ее заявлению присвоен № 4510 0024 4436 6492, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Ребенок поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1373 - 108, ГБОУ Школа № 1476 - 135, ГБОУ Школа № 922 – 319.

ФИО2 является матерью несовершеннолетнего ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>. 23.07.2018 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 630 и ГБОУ Школа № 1257, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, поставлен в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения, льгот не имеется. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 630 - 208, ГБОУ Школа № 1257 - 167.

ФИО12 является матерью несовершеннолетних ФИО25 и ФИО20-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: <адрес>. 12.12.2018 дети административного истца зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 937, ГБОУ Школа № 878, ГБОУ Школа № 996, заявлениям истца присвоены № 4510 0025 5780 5494 и № 4510 0025 5781 0712, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлены в очередь в указанные дошкольные учреждения.

ФИО4 является матерью несовершеннолетней ФИО35ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>. 06.08.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа ФИО13 Роща, ГБОУ Школа № 2123, ГБОУ Школа № 2107, ее заявлению присвоен № 4510 0027 2849 5775, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлена в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа ФИО13 Роща - 262, ГБОУ Школа № 2123 - 113, ГБОУ Школа № 2107 – 190.

ФИО5 является матерью несовершеннолетних ФИО27- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО24-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: <адрес>. 25.02.2019 дети административного истца зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1678 «Восточное Дегунино», ГБОУ Школа № 1296, ГБОУ Школа № 222, ее заявлениям присвоены № 4510 0026 0868 6763 и № 4510 0026 0869 6996, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлены в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения.

ФИО6 является матерью несовершеннолетнего ФИО32-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес><адрес>. 04.11.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 2010, ГБОУ Школа № 460. Ее заявлению присвоен № 4510 0028 1543 9607, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлена в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 2010- 388, ГБОУ Школа № 460 - 305.

ФИО7 является матерью несовершеннолетних ФИО23 и ФИО37

ФИО23- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет 07.09.2015 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы с присвоением заявлению № 4510 0015 9527 3361 для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1409, ГБОУ Школа № 1550 или ГБОУ Школа № 1288. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год.

ФИО39.-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет 25.10.2017 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы с присвоением заявлению № 4510 0022 2937 0185 для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1409, ГБОУ Школа № 1550, ГБОУ Школа № 1288. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год.

ФИО8 является матерью несовершеннолетнего ФИО29-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>. 18.04.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 851, ГБОУ Школа № 1179. Ее заявлению присвоен № 4510 0026 6001 6077, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлена в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 851- 242, ГБОУ Школа № 1179 - 154.

ФИО11 является матерью несовершеннолетнего ФИО40.-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставленного на учет 12.08.2019 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 842, ГБОУ Школа № 609, ГБОУ Школа № 1353. Льгот не имеет, по данным комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента образования города Москвы несовершеннолетний ФИО30 посещает дошкольную группу № 19 ГБОУ Школы № 842, что подтверждается выпиской из АИС «Зачисление в ОУ» 1.0 по состоянию на 20.11.2019, а также выпиской из приказа ГБОУ Школы № 842 «о зачислении» от 14.11.2019 № 41-Д.

ФИО9 является матерью несовершеннолетней ФИО31-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая по заявлению матери № 4510 0023 7667 0241 поставлена на учет 22.04.2018 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 544, ГБОУ Школа № 949, ГБОУ Школа № 1636. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 544- 223, ГБОУ Школа № 949 – 191, ГБОУ Школа № 1636 – 358.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу ( с которым согласился суд апелляционной инстанции) о том, что закон гарантирует право на предоставление свободных мест в детских садах в порядке очерёдности, и это право детей административных истцов Департаментом образования города Москвы не нарушено, потому что определение очерёдности определяется не действиями (бездействием) Департамента образования города Москвы, а заложенными в программу приоритетными критериями, установленными действующим законодательством, департаментом образования города Москвы совершены все необходимые действия по обеспечению прав детей на получение дошкольного образования. При этом суды исходили из писем ГБОУ Школа № 460, ГБОУ Школа № 544, ГБОУ Школа № 222, ГБОУ Школа № 630, ГБОУ Школа №851, ГБОУ Школа № 878, ГБОУ Школа № 922, ГБОУ Школа № 937,ГБОУ Школа № 949, ГБОУ Школа № 1179,ГБОУ Школа № 996,ГБОУ Школа № 1288, ГБОУ Школа № 1257,ГБОУ Школа № 1373, ГБОУ Школа № 1409, ГБОУ Школа № 1476, ГБОУ Школа № 1550, ГБОУ Школа № 1678, ГБОУ Школа № 2010, ГБОУ Школа № 2123, ГБОУ Школа ФИО13 Роща, ГБОУ Школа № 1636,ГБОУ Школа № 1296, согласно которым дошкольные отделения в вышеуказанных образовательных учреждениях по состоянию на 21 ноября 2019 года были полностью укомплектованы в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", а также из справок департамента образования города Москвы о том, что реализующие программы дошкольного образования государственные образовательные организации районов Беговой, ФИО14, Ивановское, Восточное Дегунино, ФИО13 Роща, Пресненский, Мещанский, Донской, Даниловский, Орехово-Борисово Северное, Чертаново Северное, Орехово-Борисово Южное, Люблино и Северного административного округа, Восточного административного округа, Северо-Восточного административного округа, Центрального административного округа, Южного административного округа, Юго-Восточного административного округа города Москвы и смежных районов по состоянию на 21 ноября 2019 года укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной названными СанПиН 2.4.1.3049-13.

Исходя из изложенного, судебная коллеги приходит к выводу о том, что фактически вывод суда первой инстанции был основан на проверке возможности административного ответчика фактически предоставить административным истцам место в дошкольном учреждении, закрепленном за адресом регистрации детей административных истцов либо в доступной близости от места проживания ребенка, в день разрешения административного дела по существу 21 ноября 2019 года, в нарушение предписаний части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающей определить имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Между тем суд первой инстанции не выяснил, по каким причинам не были удовлетворены заявления административных истцов об обеспечении их детей местом в избранном дошкольном образовательном учреждении и других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка по состоянию на 1 сентября 2019 года, не предложили административному ответчику представить доказательства принятия мер по реализации права на дошкольное образование на указанную дату, как это предусмотрено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обязанность административного ответчика по доказыванию указанных обстоятельств обусловлена нормами материального права, регулирующими возникшие отношения.

Положения статьи 43 Конституция Российской Федерации устанавливают право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 указанного Федерального закона относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 2 статьи 9 названного Федерального закона).

Исходя из пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", пунктов 1 и 4.2.16 Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП, организация предоставления в государственных образовательных организациях города Москвы общего образования, в том числе дошкольного, отнесена к ведению департамента образования и науки города Москвы (ранее - департамент образования города Москвы).

В силу положений пунктов 9, 19 - 20 рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату; дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты, включаются в список детей, которым место необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года; при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка; при отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных учреждений изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях, что предусмотрено пунктом 21 вышеназванных рекомендаций.

Конвенция о правах ребенка в статье 3 предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Исходя из приведенных норм административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а при невозможности обустройства принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в соответствующем списке. Проверка выполнения таких действий административным ответчиком в период комплектования дошкольных учреждений либо невозможность обустройства ребенка административного истца в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября 2019 года относятся к существенным обстоятельствам, подлежавшим установлению для правильного разрешения настоящего административного дела.

При таком положении принятые судебные решения нельзя признать законными.

С учетом того, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела, а суд кассационной инстанции лишен возможности их устранить, принятые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 июня 2020 года по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы в ином составе судей.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный части 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи