ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19140/2022 от 28.09.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-19140/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Зеленского А.М.,

судей: Морозковой Е.Е., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Регионального отделения в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и Максименковой Т. С. на решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года и дополнительное решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 08 сентября 2022 года по административному делу №№ 2а-3956/2022по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии города Пскова к Региональному отделению в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Пскова, и по встречному административному иску Регионального отделения в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании бездействия незаконным.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Регионального отделения в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и Максименковой Т.С. – Захарова О.Ю., поддержавшего доводы кассационных жалоб, представителя Территориальной избирательной комиссии города Пскова – Кулакова И.Н., возражавшего против доводов, изложенных в кассационных жалобах, заключение прокурора Парфеновой Е.Г. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальная избирательная комиссия гор. Пскова (далее - ТИК города Пскова, избирательная комиссия) обратилась в суд с иском к избирательному объединению «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» (далее - Избирательное объединение, РО «НОВЫЕ ЛЮДИ»), указав в обоснование, что постановлением ТИК города Пскова от 22 июля 2022 года №15/81-5 из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» исключены кандидаты Стрижов А.М., Каменская М.А., Михайлова О.Ю., Рогова В.А., Максименкова Т.С., Янкевич П.В., Малышевская Ж.Е., Лукашевич И.С, Ионенков М.Р., Семенова Н.С.

Постановлением ТИК города Пскова от 22 июля 2022 года №15/84-5 заверен единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в количестве 22 человека.

Решением Псковского городского суда от 04 августа 2022 года постановление ТИК города Пскова № 15/81-5 от 22 июля 2022 года «Об исключении кандидатов из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» признано незаконным, на ТИК города Пскова возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», с учетом установленных судом обстоятельств, в части кандидатов Стрижова А.М., Каменской М.А., Михайловой О.Ю., Роговой В.А., Максименковой Т.С., Янкевич П.В., Малышевской Ж.Е., Лукашевича И.С, Ионенкова М.Р., Семеновой Н.С.

Постановлением ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/211-5 «О повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» заверен с учетом указанных кандидатов в количестве 32 человек.

Постановлением ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/212-5 из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», исключены кандидаты Дериенко В.И., Колосов К. А., Шестаков А.В. на основании представленных в избирательную комиссию письменных заявлений о снятии своих кандидатур.

Постановлением от 10 августа 2022 года № 26/213-5 ТИК города Пскова зарегистрировала единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», в количестве 26 человек, включив в него в качестве кандидатов в депутаты Стрижова А.М., Каменскую М.А., Рогову В.А., Янкевич П.В., Малышевскую Ж.Е., Лукашевича И.С, Ионенкова М.Р., Семенову Н.С.

13 августа 2022 года из УМВД России по городу Пскову Отдел полиции № 2 в ТИК города Пскова поступило письмо, из содержания которого следовало, что в рамках рассмотрения материала проверки КУСП №10297 от 28 июля 2022 года сотрудниками УМВД России по городу Пскову проведены почерковедческие исследования документов, предоставленных представителями РО «НОВЫЕ ЛЮДИ» в ТИК города Пскова, по результатам которых установлено, что в заявлениях кандидатов Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевич И.С, Малышевской Ж.Е. подписи выполнены не этими лицами.

Поскольку на момент принятия постановлений от 10 августа 2022 года избирательная комиссия не обладала достоверной информацией о наличии оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов, то данные кандидаты при повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка с учетом обстоятельств, установленных в отношении указанных кандидатов решением Псковского городского суда от 04 августа 2022 года, были включены в заверенный список кандидатов, а список кандидатов был зарегистрирован.

Отсутствие у комиссии соответствующей достоверной информации о наличии безусловных оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов не позволило комиссии своевременно принять законные решения об исключении кандидатов из списка кандидатов, что в свою очередь повлекло за собой принятие незаконного решения о регистрации единого списка кандидатов.

Данное обстоятельство, а также снятие Дериенко В.И., Колосовым К.А. и Шестаковым А.В. своих кандидатур влечет признание незаконным постановления ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/213-5, которым зарегистирован единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением РО «НОВЫЕ ЛЮДИ», поскольку оно не соответствует требованиям пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, принятого Законом Псковской области от 15 июля 2003 года № 295-03 (далее - Избирательный кодекс Псковской области).

Пунктом 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области установлено, что минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов, а каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее 2-х и не более 3-х кандидатов.

Решением Псковской городской Думы от 27 марта 2017 года №2247 по городу Пскову утверждено 15 одномандатных округов.

ТИК города Пскова постановлением от 10 августа 2022 года №26/213-5 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Избирательного объединения в общем количестве 26 человек, в том числе 24 человека по 12 территориальным группам, по 2 кандидата в каждой группе.

Поскольку Стрижова А.М., Рогова В.А., Янкевич П.В., Михайлова О.Ю., Лукашевич И.С, Малышевская Ж.Е. заявления о согласии баллотироваться в депутаты не подписывали и не могли быть включены в единый список кандидатов на стадии его заверения, а Дериенко В.И., Колосов К.А. и Шестаков А.В. сняли свои кандидатуры, а также учитывая, что в территориальных группах, в составе которых были указанные кандидаты, осталось по одному кандидату, то в результате этого количество территориальных групп Избирательного объединения равно 7, что меньше необходимых в данном случае 8 территориальных групп.

С учетом изложенного ТИК города Пскова просила:

признать незаконным и отменить постановление ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года №26/211-5 «О повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», в части заверения в составе единого списка кандидатов в депутаты следующих кандидатов: Янкевич П.В., Роговой В.А., Михайловой О.Ю., Малышевской Ж.Е., Лукашевич И.С., Стрижова А.М.;

признать незаконным и отменить постановление ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/213-5 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

В ходе рассмотрения административного дела административный истец отказался от заявленного административного требования о признании незаконным и отмене постановление ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года №26/211-5, отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено.

РО «НОВЫЕ ЛЮДИ» предъявлен встречный иск к ТИК города Пскова, в обоснование которого указано, что при регистрации единого списка кандидатов в депутаты постановлением от 10 августа 2022 года № 26/213-5 ТИК города Пскова не приняла решений в отношении кандидатов Максименковой Т.С. (территориальная группа №2), Борского А.Н. (территориальная группа №3), Михайловой О.Ю. (территориальная группа №7), которые были в составе заверенного постановлением от 10 августа 2022 года №26/211-5 списка кандидатов, не было принято решения об исключении из списка кандидатов либо об утрате статуса кандидата, что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о бездействии избирательной комиссии, влекущем нарушение избирательных прав избирательного объединения.

Просило суд признать указанное бездействие избирательной комиссии незаконным и внести изменение в постановление ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года №26/213-5, включив в состав зарегистрированного списка кандидатов Максименкову Т.С, Борского А.Н. Михайлову О.Ю., указав, что список зарегистрирован в составе 29 кандидатов.

Решением Псковского городского суда Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года административный иск ТИК города Пскова удовлетворен, постановление ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года №26/213-5 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» признано незаконным и отменено.

Дополнительным решением Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года в удовлетворении встречного административного иска избирательного объединения «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании бездействия незаконным и включении кандидатов в единый список кандидатов отказано.

Указанные судебные акты оставлены без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 08 сентября 2022 года.

На вступившие в законную силу судебные постановления Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и Максименкова Т.С. подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) является основаниям для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункт «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 года №235/1486-6, (приложения № 3 и № 4), утверждены формы заявления о согласии баллотироваться в кандидаты, согласно которым подпись кандидата и дата ставятся собственноручно.

Подпунктом «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области определено, что основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число территориальных групп кандидатов оказалось меньше половины числа территориальных групп кандидатов, определенного избирательным объединением.

Согласно пункту 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов, а каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее 2 и не более 3 кандидатов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Псковской городской Думы от 22 июня 2022 года № 2017 назначены выборы депутатов Псковской городской Думы седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.

20 июля 2022 года избирательное объединение представило в ТИК города Пскова для заверения единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы в количестве 32 человек, общемуниципальная часть списка - 2 кандидата и 15 территориальных групп по 2 кандидата в каждой.

Постановлением ТИК города Пскова от 22 июля 2022 года №15/81-5 из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» были исключены кандидаты Стрижов А.М., Каменская М.А., Михайлова О.Ю., Рогова В.В., Максименкова Т.С., Янкевич П.В., Малышевская Ж.Е., Лукашевич И.С., Ионенков М.Р., Семенова Н.С.

Постановлением ТИК города Пскова от 22 июля 2022 года №15/84-5 заверен единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в количестве 22 человек.

Решением Псковского городского суда от 04 августа 2022 года по административному делу по административному иску РО «НОВЫЕ ЛЮДИ» (производство №2а-3652/2022) постановление ТИК города Пскова от 22 июля 2022 года №15/81-5 «Об исключении кандидатов из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением, признано незаконным, на ТИК города Пскова возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением РО «НОВЫЕ ЛЮДИ», с учетом установленных судом по данному делу обстоятельств в части кандидатов Стрижова А.М., Каменской М.А., Михайловой О.Ю., Роговой В.А., Максименковой Т.С., Янкевич П.В., Малышевской Ж.Е., Лукашевича И.С., Ионенкова М.Р., Семеновой Н.С. в течении грех дней с момента вступления решения суда в законную силу.

10 августа 2022 года ТИК города Пскова вынесено постановление №26/211-5 «О повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». Единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», заверен с учетом указанных кандидатов в количестве 32 человека, указанные лица включены в единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый РО «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Постановлением ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/212-5 из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», исключены кандидаты Дериенко В.И. (территориальная группа № 7), Колосов К.А. (территориальная группа № 2), Шестаков А.В. (территориальная группа № 3) на основании представленных в избирательную комиссию письменных заявлений о снятии своих кандидатур.

Постановлением ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года №26/213-5 зарегистрирован список кандидатов в составе 12 территориальных групп, с учетом того, что в результате исключения указанных выше трех кандидатов в территориальных группах №№ 2, 3, 7 осталось по одному кандидату, что не соответствовало пункту 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, устанавливающему требования к минимальной численности кандидатов в территориальной группе кандидатов не менее 2 и не более 3.

13 августа 2022 года из Отдела полиции №2 УМВД России по городу Пскову в ТИК города Пскова поступило письмо, из которого следовало, что в рамках рассмотрения материала проверки КУСП от 23 июля 2022 года № 2109, сотрудниками УМВД России по городу Пскову проведены почерковедческие исследования документов, предоставленных представителями регионального отделения политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в ТИК города Пскова, по результатам которых установлено, что в заявлениях кандидатов Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевича И.С, Малышевской Ж.Е. подписи выполнены не собственноручно этими лицами.

Постановлением от 16 августа 2022 года №28/216-5 ТИК города Пскова инициировало обращение в суд с иском о признании постановления от 10 августа 2022 года № 26/213-5 незаконным и его отмене.

Удовлетворяя административный иск ТИК города Пскова, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, исходил из отсутствия оснований как для заверения списка кандидатов, так и для его регистрации ввиду недостаточности числа территориальных групп кандидатов, определенных избирательным объединением, на основании подпункта «л. 1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, со снятием своих кандидатур частью кандидатов, а также в связи с недостаточностью необходимых документов для заверения и регистрации списка кандидатов, вследствие отсутствия подписанных частью кандидатов собственноручно заявлений об их согласии баллотироваться в депутаты.

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда признала данные выводы суда первой инстанции верными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего избирательного законодательства.

Как верно отметил суд первой инстанции, несмотря на отсутствие регламентации Федеральным законом №67-ФЗ и Избирательным кодексом Псковской области процедуры проверки документов в части заявлений кандидатов о согласии баллотироваться, избирательная комиссия при наличии достаточных оснований для сомнения в подлинности подписей кандидатов в поданных ими заявлениях о согласии баллотироваться, то есть в необходимых в силу подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ документах для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов, обоснованно инициировала их проверку.

Вопреки доводам жалоб, возможность проведения таких проверок, а также механизм устранения недостатков поданных документов, выявленных рабочими группами избирательных комиссий на стадии выдвижения и регистрации кандидатов предусмотрены пунктом 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486- 6.

Действительно, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрена возможность избирательному объединению в установленный срок вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Данная норма позволяет вносить изменения в документы при недостатке сведений о кандидате, в том числе в заявление о согласии баллотироваться.

Вместе с тем, представление избирательным объединением новых подписанных собственноручно кандидатами заявлений о согласии их баллотироваться не равнозначно понятию внесения уточнений и дополнений в представленные в избирательную комиссию документы.

Как правомерно отметил суд первой инстанции, подписание заявления о согласии баллотироваться в депутаты не самим кандидатом, а иным лицом, не является недостатком, устранение которого возможно в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Предоставление избирательному объединению возможности подать новые заявления кандидатов о согласии баллотироваться за пределами сроков на предоставление документов на регистрацию списков в нарушение пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ создаст ему преимущественные условия для участия в избирательной кампании.

Правовые основания для принятия избирательной комиссией представленных 09 августа и 10 августа 2022 года в ТИК города Пскова заявлений Янкевич П.В., Роговой В.А. и Михайловой О.Ю. о согласии баллотироваться в депутаты отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отверг довод избирательного объединения о нарушении ТИК города Пскова установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ срока извещения не менее чем за три дня до заседания избирательной комиссии о выявленных неполноты сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо сведений, поскольку, как указано выше, данные нарушения не являются теми недостатками, которые возможно устранить и о наличии которых избирательная комиссия должна была известить избирательное объединение.

Судом апелляционной инстанции правильно отвергнуты доводы избирательного объединения о применении судом первой инстанции нормы, не подлежащей применению, а именно подпункта «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, поскольку она противоречит требованиям подпункта «л» пункта 25, пункту 27 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

Закон Псковской области от 01 августа 2003 года №295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» принят Псковским областным Собранием депутатов 15 июля 2003 года, регламентирует порядок организации и проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, Губернатора Псковской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, проводимых на территории Псковской области.

Подпункт «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ содержит одно из оснований для отказа в регистрации кандидата, включенного в региональные списки.

Примененная судом норма Избирательного кодекса Псковской области устанавливает основания для отказа в регистрации кандидата, включенного в список кандидатов в депутаты по территориальным группам на муниципальных выборах.

Оспаривание нормативного правового акта производится в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. При отсутствии решения суда о признании недействующей указанной нормы избирательного законодательства , Территориальная избирательная комиссия была обязана руководствоваться ею.

При разрешении вопроса о заверении единого списка избирательного объединения, ТИК города Пскова в силу пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, среди прочего, проверяет представленный избирательным объединением список на предмет соответствия количества кандидатов в каждой территориальной группе требованиям данной нормы, согласно которой территориальная группа должна включать не менее 2 и не более 3 кандидатов.

Как указано выше, решением Псковской городской Думы от 27 марта 2017 года № 2247 для проведения выборов депутатов в Псковскую городскую Думу образованы 15 одномандатных избирательных округов.

Во исполнение решения Псковского городского суда Псковской области от 04 августа 2022 года постановлением ТИК от 10 августа 2022 года № 26/211-5 заверен представленный 20 июля 2022 года единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» с учетом указанных в решении суда кандидатов в количестве 32 человека, из которых 2 кандидата по общемуниципальной части, по 2 кандидата в 15 территориальных группах.

10 августа 2022 года на основании собственных заявлений Колосов К.А. (территориальная группа №2), Шестаков А.В. (территориальная группа №3), Дериенко В.И. (территориальная группа №7), подали в избирательную комиссию заявления о, снятии своих кандидатур и постановлением ТИК города Пскова от 10 августа 2022 года № 26/212-5 они исключены из единого списка кандидатов.

При решении вопроса о регистрации единого списка кандидатов ТИК города Пскова, учитывая вышеуказанные три заявления кандидатов о снятии своих кандидатур, руководствуясь положениями Избирательного кодекса Псковской области о численности кандидатов каждой территориальной группы, которая должна включать не менее 2 и не более 3 кандидатов, приняла постановление о регистрации списка кандидатов в составе 12 территориальных групп, поскольку территориальная группа в составе одного кандидата не является группой по смыслу пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области.

Доводы жалоб об обратном основаны на неверном толковании данной нормы права, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Как указано, избирательная комиссия может принять решение о заверении списка кандидатов и о его регистрации только в случае соответствия необходимого количества территориальных групп приведенным выше требованиям закона и понятиям группы.

В случае, если в состав территориальной группы включен только один кандидат, то данный кандидат не может считаться включенным в список в составе территориальной группы, в связи с чем оснований для принятия избирательной комиссией какого-либо решения в отношении данного кандидата не имеется.

Судом первой инстанции в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана верная оценка представленным сторонами доказательствам о выполнении подписей на заявлениях кандидатами Стрижовым А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевичем И.С, Малышевской Ж.Е.

Суд обоснованно принял как надлежащие доказательства заключения экспертов ЭКО УВМД России по городу Пскову от 27 августа 2022 года № 874, от 30 августа 2022 года № 887, как отвечающие принципам относимости и допустимости. Заключения составлены по результатам соответствующих исследований, в соответствии с методиками проведения подобного рода экспертиз, экспертами, имеющими необходимую квалификацию, предупрежденными судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт Барсуков В.М., выполнивший экспертизу, был допрошен в суде, подтвердив выводы, изложенные в заключении.

Судом не выявлено каких-либо противоречий и неясностей в выводах заключений судебной экспертизы, а, как верно указано судом, административный ответчик не опроверг достоверность результатов данных экспертных заключений, выражая лишь немотивированное несогласие с выводами и квалификацией эксперта.

При этом, представленные ответчиком рецензии коммерческой экспертной организации ООО «Судебные экспертизы и исследования «КримЭкс» от 31 августа и 01 сентября 2022 года № 22-082 РецП/6, № 22-087 Рец П, в которых указано на порочность указанных заключений эксперта, суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательств, опровергающих заключения эксперта ЭКО УМВД России по городу Пскову, поскольку они носят декларативный характер и не содержат ссылок на обстоятельства, которые вызвали бы обоснованные сомнения относительно выводов судебной экспертизы.

Выводы о недостаточности материалов для исследования носят субъективный характер, в то же время судебными экспертами указано на достаточность образцов для проведения экспертизы.

В заключении экспертов указано на наличие у экспертов необходимой экспертной специализации «Исследование почерка и подписей», в связи с чем является необоснованным указание в рецензии на отсутствие допусков по специальности «Исследование реквизитов документов» и «Исследование материалов документов».

Указание на неполноту исследования, недостаточность признаков также не указывают на наличие обстоятельств, безусловно опровергающих выводы экспертов и вызывающих сомнения в их правильности.

Ссылки на нарушение норм УПК при проведении почерковедческого исследования ЭКО УМВД Росси по г. Пскову не могут служить основанием к отмене состоявшихся судебных актов. Почерковедческие исследования специалистов проведены в рамках проверки сообщений в порядке, установленном статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса по отношениям дознавателя. Кроме того, суд руководствовался при вынесении решения заключением экспертиз, назначенных в порядке, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, в связи с указанным, судом признано установленным то обстоятельство, что Стрижов А.М., Рогова В.А., Янкевич П.В., Михайлова О.Ю., Лукашевич И.С., Малышевская Ж.Е. не подписывали собственноручно заявления о согласии баллотироваться в депутаты и, как следствие, не уведомили избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться в депутаты.

Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, среди которых предусмотрено заявление кандидата о согласии баллотироваться в депутаты, является основанием для исключения организующей выборы избирательной компанией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения (пункт 14 статьи 35 Федерального закона №67- ФЗ).

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 10 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области.

В связи с этим кандидаты Стрижов А.М. (территориальная группа № 13, №1), Рогова В. А. (территориальная группа № 6, №2), Янкевич П.В. (территориальная группа № 4. № 2), Михайлова О.Ю. (территориальная группа № 7, №2), Малышевская Ж.Е. (территориальная группа № 9, № 2), Лукашевич И.С. (территориальная группа № 11, № 2) подлежали исключению из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого Избирательным объединением.

В частности, согласно пункту 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов, а каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее 2 и не более 3 кандидатов.

При разрешении вопроса о заверении единого списка Избирательного объединения, ТИК города Пскова, среди прочего должна была проверить представленный Избирательным объединением список на предмет соответствия указанному требованию.

Как указано, для проведения выборов депутатов в Псковскую городскую Думу образованы 15 одномандатных избирательных округов.

Избирательное объединение представило в ТИК город Пскова для заверения единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы, в который включены кандидаты в 15 территориальных группах.

С учетом выводов судебной экспертизы о том, что кандидаты Янкевич П.В., Рогова В.А., Малышевская Ж.Е., Лукашевич И.С., Стрижов А.М. заявления о согласии баллотироваться в депутаты собственноручно не подписывали, а также с учетом того, что на основании собственных заявлений Колосов К.А., Шестаков А.В., Дериенко В.И., исключены из единого списка кандидатов, в восьми территориальных группах осталось по одному кандидату, и только в семи - по два, что не соответствует требованиям пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области и на основании подпункта «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Отсутствие у избирательной комиссии соответствующей достоверной информации о наличии безусловных оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов не позволило комиссии своевременно принять решения об исключении кандидатов из списка кандидатов, что в свою очередь повлекло за собой принятие незаконного решения о регистрации единого списка кандидатов.

Единый список депутатов не подлежал регистрации в целом.

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда правильно признала верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречного иска Избирательного объединения.

Во встречном иске Избирательного объединения заявлено о допущенном избирательной комиссией бездействии, выразившемся в том, что при регистрации единого списка кандидатов в депутаты постановлением от 10 августа 2022 года №26/213-5 ТИК города Пскова не приняла отдельных решений в отношении кандидатов Максименковой Т.С. (территориальная группа №2), Борского А.Н. (территориальная группа № 3), Михайловой О.Ю. (территориальная группа № 7), которые были в составе заверенного постановлением от 10 августа 2022 года №26/211-5 списка кандидатов, либо об их исключении из списка кандидатов, либо об утрате статуса кандидата.

Вместе с тем, исходя из существа заявленного требования, суд первой инстанции правомерно оценил основания встречного административного иска как оспаривание постановления Избирательной комиссии от 10 августа 2022 года о регистрации единого списка избирательного объединения, в котором отсутствуют кандидаты Максименкова Т.С., Борский А.Н. и Михайлова О.Ю.

Учитывая, что административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4, 7 статьи 240 КАС РФ), суд первой инстанции правомерно отказал в его удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление ТИК вынесено от 10 августа 2022 года, встречный административный иск подан 29 августа 2022 года, то есть за пределами установленного законом срока обжалования.

В силу части 1 статьи 240 КАС РФ трехмесячный срок на подачу административного иска о защите избирательных прав применяется в случаях, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В данном случае, как указано, установлен пресекательный десятидневный срок на подачу такого административного искового заявления.

Вопреки доводам избирательного объединения, решение Псковского городского суда Псковской области от 04 августа 2022 года не является преюдициальным в вопросе оценки достоверности подписей кандидатов.

В ходе рассмотрения указанного административного дела судом оценивались доводы избирательной комиссии о том, что в заявлениях о согласии баллотироваться кандидатов Стрижова А.М., Каменской М.А., Михайловой О.Ю., Роговой В.А., Максименковой Т.С., Янкевич П.В., Малышевской Ж.Е., Лукашевича И.С., Ионенкова М.Р., Семеновой Н.С. записи - фамилия, имя, отчество, дата выполнены не кандидатами, а иными лицами, что послужило основанием для исключения их из заверенного списка кандидатов.

В то же время, как указано в решении суда от 04 августа 2022 года, личные подписи кандидатов в заявлениях не исследовались.

В рамках настоящего административного дела исследовался вопрос именно отсутствия личной подписи кандидатов Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевич И.С, Малышевской Ж.Е.

Доводы о допущенных судом процессуальных нарушениях вследствие рассмотрения административного дела за пределами установленного частью 1 статьи 241 КАС РФ срока рассмотрения административного дела не могут служить основанием к отмене судебных актов. Сроки рассмотрения административных дел, установленные КАС РФ, не являются пресекательными.

В силу части 8 статьи 214 КАС РФ истечение сроков, установленных частью 1 настоящей статьи, не влечет за собой прекращения производства по делу, возбужденному по административному исковому заявлению, поступившему в соответствии с требованиями статьи 240 настоящего Кодекса, и не является препятствием к разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) указанного дела по существу.

Из материалов дела следует, что за период с даты принятия административного иска к производству суда 18 августа по дату принятия решения 02 сентября 2022 года судом проведено 7 судебных заседаний, причины отложения судебных заседаний и объявления в них перерывов носили объективный характер, связаны, в том числе, с необходимостью ознакомления с представленными материалами, привлечением к участию в деле заинтересованных лиц, разрешением вопросов о назначении судебной экспертизы и дополнительного исследования.

Кассационные жалобы не содержат имеющих правовое значение доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Доводы кассационных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года и дополнительное решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 08 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии города Пскова к Региональному отделению в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Пскова, и по встречному административному иску Регионального отделения в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании бездействия незаконным, оставить без изменения, кассационные жалобы Регионального отделения в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и Максименковой Т. С. - без удовлетворения.

Решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года, дополнительное решение Псковского городского суда Псковской области от 02 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 08 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 октября 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: