ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19170/2021 от 07.12.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-19170/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 07 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П., Трапезниковой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нижневартовского районного суда от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года по административному делу №2а-70/2021 по административному иску прокурора г. Нижневартовского района к администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нижневартовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести актуализацию схемы теплоснабжения и включении в нее резервного источника теплоснабжения.

В обоснование иска указал, что акционерным обществом «Нижневартовская ГРЭС» в соответствии с перспективным планом модернизации, запланированы к поочередному отключению по 12 месяцев энергоблоки №1 и №2 для реконструкции в течение отопительных сезонов 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 годов, в силу чего при остановке энергоблоков отпуск тепла потребителям возможен только от отопительно-пусковой котельной. Вместе с тем с 2020 года эксплуатация котельной жилого поселка исключена из схемы теплоснабжения, что при отсутствии резервного трубопровода от ГРЭС до г.п. Излучинск несет в себе значительные риски, связанные со снижением надежного снабжения теплом потребителей. В ходе проведенной прокуратурой района проверки по заявлению АО «Нижневартовская ГРЭС» выявлен факт непроведения Администрацией в 2020 году актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск с целью установления резервного теплоисточника на территории поселения. По факту выявленных нарушений прокуратурой района 27 июля 2020 года главе администрации г.п. Излучинск внесено представление об устранении нарушений закона. 28 августа 2020 года в прокуратуру района поступил ответ, согласно которому в удовлетворении представления отказано, поскольку, по мнению Администрации, процедура актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск проведена в соответствии с действующим законодательством. 07 сентября 2020 года прокуратурой района главе г.п. Излучинск направлено письмо о необходимости возврата к рассмотрению представления, поскольку выводы, сделанные администрацией г.п. Излучинск, в ответе на представление, являются необоснованными. 17 сентября 2020 года в прокуратуру района поступил ответ на представление, в котором отказано в удовлетворении представления по аналогичным доводам, указанным ранее.

Полагая, что отсутствие в схеме теплоснабжения г.п. Излучинск резервного теплоисточника может привести к полному прекращению подачи тепловой энергии потребителям в случае возникновения аварийной ситуации на Нижневартовской ГРЭС или на её тепломагистрали, что ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей г.п. Излучинск, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Решением Нижневартовского районного суда от 15 января 2021года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года требования прокурора удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации г.п. Излучинск, выразившегося в непроведении в 2020 году актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск, и возложил на администрацию обязанность актуализировать схему теплоснабжения поселения в срок не позднее 01.07.2021. Так же возложил на администрацию г.п. Излучинск при актуализации схемы теплоснабжения в 2021 году обязанность по включению в схему теплоснабжения г.п. Излучинск резервного источника теплоснабжения - котельную жилого поселка.

Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация г.п. Излучинск обратилась с кассационной жалобой, поданной 25.10.2021 через суд первой инстанции.

Как полагает автор жалобы в 2020 году проведение публичных слушаний по вопросу актуализации схемы теплоснабжения не представлялось возможным в связи с введением постановлением губернатора ХМАО-Югры на территории округа режима повышенной готовности, связанного с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, в настоящее время администрацией г.п. Излучинск были предприняты необходимые действия по актуализации схемы теплоснабжения. Вместе с тем полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований о включении в схему теплоснабжения котельной жилого поселка (КЖП), поскольку полномочиями по актуализации схемы обладают органы местного самоуправления, тогда как суд не вправе давать оценку вопросам надежности теплоснабжения.

В суде кассационной инстанции прокурор Трошкина А.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 2 ст. 329 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 4 части1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждаемый правовым актом, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (пункт 20 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении»).

В соответствии с п.21 Требований к порядку разработки и утверждения схемы теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

Обстоятельство отсутствия актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск в 2020 году, автором жалобы не отрицается.

К доводам жалобы о том, что указанное обстоятельство обусловлено невозможностью проведения публичных слушаний в связи с введением на территории округа режима повышенной готовности, связанного с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, судебная коллегия относится критически. Судами установлено, что на представление прокурора от 27 июля 2020 года об устранении нарушений закона и письмо прокуратуры от 07 сентября 2020 года о необходимости возврата к рассмотрению представления, Администрацией даны ответы, согласно которым процедура актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск проведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем судами так же установлено, что схема теплоснабжения г.п. Излучинск, утвержденная постановлением администрации Нижневартовского района от 26.06.2020 № 1216, с учетом принятого административным ответчиком постановления от 26.03.2018 № 141 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа» не предусматривает эксплуатацию резервного источника тепловой энергии - котельной жилого поселка.

При этом, как следует из материалов дела, в адрес Администрации акционерным обществом «Нижневартовская ГРЭС» являющимся единой теплоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение потребителей г.п. Излучинск, направлены сведения о необходимости сохранения котельной жилого поселка и включения её в схему теплоснабжения в силу того, что энергоблоки № 1 и №2, включенные в перспективный план модернизации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1713-р, планируются к поочерёдному отключению, по 12 месяцев, для реконструкции в течение отопительных сезонов 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 годов и при остановке в этот период работающих энергоблоков отпуск тепла потребителям возможен только от отопительно-пусковой котельной.

Суды, руководствуясь положениями статьи 23 ФЗ «О теплоснабжении» согласно которой к числу обязательных критериев принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения, отнесено обеспечение надежности теплоснабжения потребителей, а так же положениями пункта 5.4 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003» предусматривающих, что при авариях (отказах) на источнике теплоты на его выходных коллекторах в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться подача 100% необходимой теплоты потребителям первой категории (если иные режимы не предусмотрены договором), пришли к верному выводу о неисполнении административным ответчиком вышеуказанных требований законодательства и нарушении в силу этого прав и охраняемых законом интересов населения г.п. Излучинск, поскольку отсутствие в схеме теплоснабжения г.п. Излучинск варианта резервирования подачи тепла в виде КЖП, является нарушением принципа обеспечения надежности теплоснабжения, закрепленного в приведенных выше нормативных правовых актах.

Доводы подателя жалобы о том, что у суда отсутствовали полномочия по удовлетворению требований о включении в схему теплоснабжения котельной жилого поселка, поскольку полномочиями по актуализации схемы обладают органы местного самоуправления, подлежат отклонению. Требования о необходимости включения в схему теплоснабжения резервного источника теплоснабжения, а именно, котельной жилого поселка, содержались в предписании прокурора. Указанное предписание не было исполнено административным ответчиком.

Принятое судами решение в части возложения на административного ответчика обязанности по включению в схему теплоснабжения г.п. Излучинск резервного источника теплоснабжения - котельную жилого поселка направлено на исполнение органом местного самоуправления возложенных на него Федеральными законами 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, правом осуществления которой суд кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает.

С учетом изложенного судебная коллегия усматривает отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижневартовского районного суда от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 07.12.2021.

Председательствующий

Судьи