ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-1921/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 30 января 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «Горводоканал» на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 5 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 сентября 2019 г.,
по административному делу № 2а-429/2019 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области к администрации Мариинского городского поселения о признании незаконным постановления администрации Мариинского городского поселения в части.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав представителя ООО «Горводоканал» Шестакову А.С., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
6 декабря 2018 г. администрацией Мариинского городского поселения принято Постановление № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» (далее также Постановление № 571-П), которым установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» согласно приложению № 1, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Водокомплекс» согласно приложению № 2 к названному постановлению.
Пунктом 4 Постановления № 571-П установлено, что оно вступает в силу после его официального обнародования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г.
Постановление № 571-П опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед» № 51 от 28 декабря 2018 г.
ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области обратилось в суд с административным иском об оспаривании Постановления № 571-П в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г.
В обоснование требований указало, что ООО «Горводоканал» на основании государственного контракта от 27 сентября 2016 г. № № оказывает ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области услуги по водоотведению: осуществляет прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
За сброс загрязняющих веществ с превышением пределов допустимой концентрации, установленных оспариваемым постановлением, плата взимается в повышенном размере.
Полагает, что Постановление № 571-П в части придания ему обратной силы и распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г., не соответствует действующему законодательству.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 5 июня 2019 г. административные исковые требования удовлетворены, постановлено признать постановление администрации Мариинского городского поселения от 6 декабря 2018 г. № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» недействующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г., со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать администрацию Мариинского городского поселения опубликовать решение суда или сообщить о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Вперед»;
Взыскать с администрации Мариинского городского поселения в доход бюджета Мариинского муниципального района Кемеровской области государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 сентября 2019 г. решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 5 июня 2019 г. в части взыскания с администрации Мариинского городского поселения в доход бюджета Мариинского муниципального района Кемеровской области государственной пошлины в размере 2 000 руб. отменено, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО «Горводоканал» просит судебные акты отменить, оставить заявление ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области без рассмотрения либо прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель ООО «Горводоканал» Шестакова А.С. кассационную жалобу поддержала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела по существу.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды обоснованно исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции и опубликован в установленном законом порядке, вместе с тем в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г., не соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования Мариинское городское поселение, принятого решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 6 апреля 2012 г. № 28/1 (далее также – Устав Мариинского городского поселения), администрация Мариинского городского поселения осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
На основании пункта 1 части 1 статьи 45 Устава Мариинского городского поселения, Глава Мариинского городского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения в пределах своей компетенции и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области.
Учитывая приведенные положения законодательства, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Администрацией Мариинского городского поселения в пределах ее компетенции.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Согласно статье 47 Устава Мариинского городского поселения муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования и не могут применяться, если они не обнародованы официально для сведения населения муниципального образования (часть 2).
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, пустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Законом не предусмотрена возможность придания нормативным правовым актам администрации Мариинского городского поселения обратной силы.
Пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, (далее также - Правил) предусмотрено, что абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 70 Правил, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение данного постановления Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление от 30 июня 2009 г. № 298 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Названное Положение определяет порядок взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (абонентов) за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов и предусматривает меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации населенных пунктов с абонентов взимается повышенная плата.
За превышение установленных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод предусмотрена повышенная плата.
Таким образом, поскольку оспариваемое Постановление № 571-П обладает меньшей юридической силой, чем закон, и придание Постановлению № 571-П обратной силы ухудшает положение абонентов услуг по водоотведению, к которым относится административный истец, недопустимо придание оспариваемому постановлению обратной силы.
Учитывая указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии постановления администрации Мариинского городского поселения от 6 декабря 2018 г. № 571-П в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г., положениям федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что Постановление № 571-П принято взамен ранее действовавшего Постановления администрации Мариинского городского поселения от 8 июня 2016 г. № 323-П «Об установлении нормативов приема на очистку сточных вод абонентов и водоотведение сточных вод на очистные сооружения Мариинского городского поселения», не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что Постановление администрации Мариинского городского поселения от 8 июня 2016 г. № 323-П не подлежало применению в связи с отсутствием официального опубликования.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям, в связи с чем не могу являться основанием для отмены судебных актов.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ООО «Горводоканал» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 5 июня 2019 г. в части признания постановления администрации Мариинского городского поселения от 6 декабря 2018 г. № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» недействующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 8 июня 2016 г., со дня вступления решения суда в законную силу, обязания администрацию Мариинского городского поселения опубликовать решение суда или сообщить о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Вперед», и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: