ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19333/2022 от 20.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-19333/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 20 октября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Виноградовой О.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрова Владимира Ивановича, поданную 30 августа 2022 г., на решение Северского городского суда Томской области от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 г.,

по административному делу № 2а-440/2022 по административному исковому заявлению депутата Думы закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Северск Петрова Владимира Ивановича о признании бездействия Думы ЗАТО Северск, председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Григория Андреевича незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э.,

установила:

депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И. обратился в Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением о признании бездействия Думы ЗАТО Северск, председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. незаконным, возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что Дума ЗАТО Северск в нарушение требований законодательства не приняла муниципальные правовые акты об утверждении объемов расходов на содержание Думы ЗАТО Северск и Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г.г., а председатель Думы ЗАТО Северск Шамин Г.А. в 2021 г. не принял мер в рамках установленных полномочий для организации процесса и принятия Думой ЗАТО Северск названных решений, не подготовил проекты муниципальных актов, чем административному истцу созданы препятствия к осуществлению депутатских полномочий по участию в установлении расходных обязательств бюджета ЗАТО Северск. Бездействием нарушено право административного истца принимать участие в принятии решений Думой ЗАТО Северск, установленных пунктами 26 и 40 части 1 статьи 28 Устава ЗАТО Северск и пункта 2 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск. Бездействие противоречат части 1 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктам 26, 40 части 1 статьи 28 Устава ЗАТО Северск, пункту 7 статьи 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск, пункту 2 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск.

Решением Северского городского суда Томской области от 12 апреля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 г., в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Петров В.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, в том числе статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, принятого решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12 апреля 2005 г. , Дума ЗАТО Северск входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом городского округа ЗАТО Северск.

Думой ЗАТО Северск принято решение от 29 сентября 2011 г. «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск», определяющее содержание и механизм осуществления бюджетного процесса, бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, полномочия органов местного самоуправления ЗАТО Северск по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета ЗАТО Северск и контролю за его исполнением.

Пунктами 22, 26 части 1 статьи 28 Устава, пунктом 7 статьи 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск закреплено, что Дума ЗАТО Северск устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета ЗАТО Северск, утверждения и исполнения бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществления контроля за его исполнением и утверждения годовой отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск. Обладает полномочиями по установлению расходных обязательств бюджета ЗАТО Северск.

В силу пункта 5 статьи 26 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Томской области, данным Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории ЗАТО Северск государственными, муниципальными органами и их должностными лицами и соблюдения общественными объединениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности и гражданами.

В соответствии с частью 15 статьи 35 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 20 положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного решением Думы ЗАТО Северск от 27 февраля 2014 г. , средства на содержание Счетной палаты определяются в бюджете ЗАТО Северск отдельной строкой и не подлежат уменьшению в течение финансового года.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках полномочий на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 г.г. решением Думы ЗАТО Северск от 9 декабря 2021 г. «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.г.» установлены расходные обязательства бюджета ЗАТО Северск: утверждены объемы расходов на содержание Думы (приложения 4. 4.1, 8. 8.1 к решению Думы ЗАТО Северск от 9 декабря 2021 г. «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов») и Счетной палаты ЗАТО Северск (приложения 4, 4.1, 8 к решению Думы ЗАТО Северск от 9 декабря 2021 г. «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в системе действующего правового регулирования отсутствуют нормативные правовые акты о принятии отдельного решения об утверждении расходов на содержание Думы, Счетной палаты ЗАТО Северск, оспариваемое бездействие не допущено.

Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Петрова В.И. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 26 октября 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: