ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19367/20 от 16.09.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-19367/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Зюлина М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Белохвостовой Н.Н. на решение Макарьевского районного суда г. Костромы от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Белохвостовой Н.Н. об оспаривании предписаний Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-46/2020).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

Белохвостова Н.Н. с 12 мая 2017 года является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 250000 кв.м., 150000 кв.м., 40000 кв.м. соответственно, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенных <адрес>.

По результатам плановой и документарной выездной проверки от 15 мая 2018 года, в ходе которой установлено не использование земельных участков в нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ по целевому назначению (заросли древесно-кустарниковой растительности), Белохвостовой Н.Н. были выданы предписания №№ 32, 33, 34 об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2018 года.

В последующем в целях проверки исполнения этих предписаний 21 ноября 2018 года была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено их невыполнение, вследствие чего выданы новые предписания №№ 87, 88, 89 об устранении нарушений до 20 мая 2019 года.

По результатам проверки выполнения этих предписаний в ходе внеплановой и документарной проверки ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степаничевой С.А. 21 мая 2019 года Белохвостовой Н.Н. выданы новые предписания №№ 39, 40, 41 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до 20 октября 2019 года.

Белохвостова Н.Н. обратилась в суд с самостоятельными исковыми заявлениями об оспаривании предписаний ведущего специалиста-эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степаничевой С.А. от 21 мая 2019 года №№ 39, 40, 41, которые были объединены в одно производство определением Макарьевского районного суда Костромской области от 24 декабря 2019 года.

Требования мотивировала тем, что предписания вынесены лицом, не уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», полагая, что в данном случае государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, должно осуществлять Управление Россельхознадзора по Костромской области. В этой связи должностное лицо Росреестра по Костромской области обязано было проинформировать Управление Россельхознадзора по Костромской области для принятия мер государственного земельного надзора, а не выносить предписания.

Решением Макарьевского районного суда г. Костромы от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года, в удовлетворении административного иска Белохвостовой Н.Н. отказано.

В кассационной жалобе Белохвостовой Н.Н. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Белохвостовой Н.Н., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу положений пункта 2, подпункта «в» пункта 3 Положения о государственной земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года № 1, подпункта 3 пункта 5, пунктов 15, 16, 103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 486, внеплановая проверка 21 мая 2019 года была проведена и оспариваемые предписания №№ 39, 40, 41 Белохвостовой Н.Н. были выданы должностным лицом Росреестра по Костромской области в пределах предоставленных полномочий, поскольку осуществляемый Управлением Росреестра государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению и (или) разрешенным использованием не имеет ограничений в полномочиях в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Не соглашаясь с выводами нижестоящих судов, административным истцом в кассационной жалобе вновь приводится довод об отсутствии у должностного лица Управления Росреестра полномочий по вынесению предписаний за неиспользование по целевому назначению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Проверяя приведенный довод, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (статья 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Пункт 3 статьи 6 упомянутого Закона предусматривает, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» установлено, что неиспользование земельного участка определяется на основании, в частности, одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.

Судами установлено и из материалов дела следует, что принадлежащие Белохвостовой Н.Н. земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и должны использоваться по их целевому назначению.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года № 1, в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Подпунктом «в» пункта 4 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

При постановлении обжалуемых судебных постановлений суды первой и второй инстанций руководствовались подпунктом «в» пункта 3 указанного Положения, согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Как следует из содержания выданных Белохвостовой Н.Н. предписаний от 21 мая 2019 года №№ 39, 40, 41, основанием к их выдаче послужило не использование земельных участков по их целевому назначению, то есть нарушение требования об обязательном использовании земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а не нарушение требования об использовании земельных участков в иных, кроме сельскохозяйственного назначения, целях.

Проверку соблюдения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности реализовывает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы.

Следовательно, проверку соблюдения соответствующих требований Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы не осуществляют.

Кроме того, пунктом 23 Положения о государственном земельном надзоре установлено, что в случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящего Положения осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти, должностные лица органов государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать посредством почтового отправления о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного земельного надзора для принятия мер.

Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах должностное лицо - специалист-эксперт межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степаничева С.А. не была уполномочена выдавать оспариваемые предписания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Согласно подпункту 5 пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В связи с тем, что предписания от 21 мая 2019 года №№ 39, 40, 41 выданы неуполномоченным лицом, их нельзя признать законными, вследствие чего соответствующие доводы жалобы административного истца заслуживают внимания.

Изложенное выше свидетельствует о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с принятием судебного акта об удовлетворении требований Белохвостовой Н.Н. о признании незаконными и отмене предписаний специалиста-эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степаничевой С.А. от 21 мая 2019 года №№ 39, 40, 41.

Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Макарьевского районного суда г. Костромы от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 мая 2020 года отменить.

Признать незаконными и отменить предписания специалиста-эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степаничевой С.А. от 21 мая 2019 года №№ 39, 40, 41.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий С.А. Склярук

Судьи: Е.Д. Смирнова

М.А. Зюлин