ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-19376/2022
г. Кемерово 20 октября 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Виноградовой О.В., Евтифеевой О.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Айвазяна Арменака Багдасаровича, поданную через суд первой инстанции 30 августа 2022 г., на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г.
по административному делу № 2а-5750/2021 по административному исковому заявлению Айвазян Арменака Багдасаровича к Бурятской таможне о признании незаконным решения в части и его отмене, а также о признании протокола задержания транспортного средства незаконным и его отмене, возложении обязанности совершить действия по выпуску в свободное обращение транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., возражения Диановой Ю.В., представляющей интересы Бурятской таможни, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Айвазян А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения Бурятской таможни по результатам таможенного контроля от 5 октября 2021 г. в части признания автомобиля <данные изъяты> товаром, незаконно перемещенным через таможенную границу ЕЭС и отмене этого решения в указанной части.
Требования мотивированы тем, что по результатам таможенной проверки, проведенной в отношении Айвазян А.Б., составлен акт таможенной проверки и принято решение от 5 октября 2021 г. согласно которого было решено признать товаром незаконно перемещенным через таможенную границу ЕЭС транспортного средства <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ г.в., гос.номер №, поставленного на учет в Республике Армения, принадлежащего истцу. 5 октября 2021 г. Бурятской таможней было принято решение о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов, в котором указано, что в связи с решением таможенного органа (протоколом задержания товаров и документов на них от 24 сентября 2021 г.) в связи с технической ошибкой, допущенной при расчете таможенных пошлин, обязанность Айвазян А.Б. по уплате таможенных пошлин в сумме 1352350,08 рублей прекращается и подлежит снятию с учета. При этом административным истцом была нарушена процедура задержания транспортного средства, так как в рассматриваемом случае часть 1 статьи 379 ТК ЕЭС не может быть применена. Фактически действия Айвазян А.Б. полностью соответствуют требованиям ТК ЕЭС, транспортное средство находится на территории Российской Федерации с 2018 г. на законных основаниях, до этого транспортное средство было выпущено в свободное обращение в Республике Армения (союзное государство) 26 декабря 2017 г., в настоящее время транспортное было продано по договору купли продажи ФИО9 права которого также могут быть нарушены действиями Бурятской таможни.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г., административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов кассационной жалобы Бурятской таможней представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Айвазян А.Б. является гражданином Российской Федерации с 2006 г.
Принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> выпущен в Армении в свободное обращение 26 декабря 2017 г.
В августе 2018 г. автомобиль завезен на территорию Российской Федерации без осуществления таможенного декларирования.
27 августа 2021 г. Бурятской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки в отношении законности ввоза Айвазяном А.Б. транспортного средства из Армении на территорию России без уплаты таможенных пошлин.
По результатам проверки сделаны выводы о том, что неправомерно не уплачены: таможенный платеж, подлежащий уплате в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № № «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» и составляющий 1 352 350,08 рубля; утилизационный сбор, составляющий 5 200 рублей.
24 сентября 2021 г. автомобиль, свидетельство об учете транспортного средства и ключ зажигания к автомобилю задержаны, о чем составлен протокол.
5 октября 2021 г. Бурятской таможней вынесено решение по результатам таможенного контроля и постановлено признать транспортное средство незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС.
5 октября 2021 г. Бурятской таможней также принято решение о прекращении обязанности Айвазяна А.Б. по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Такое решение принято в связи с задержанием автомобиля.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Суд указал, что в ходе таможенного контроля в отношении Транспортного средства было установлено, что оно ввезено на территорию Республики Армения после подписания Договора о присоединении, имеет статус иностранного товара, то есть не является товаром ЕАЭС, таможенные платежи уплачены по ставкам, применяемым в Республике Армения, отличным от ставок, установленных Решением №, Айвазян А.Б. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, соответственно, использование на территории Российской Федерации спорного автомобиля допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением №. Поскольку транспортное средство следует относить к категории M1 у Айвазяна А.Б. возникла обязанность уплаты утилизационного сбора. Расчет таможенных платежей, произведенный Бурятской таможней, судом был проверен, вследствие чего суд указал, что оспариваемые решения (действия) Бурятской таможни соответствуют требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
29 мая 2014 г. Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Договором, подписанным 10 октября 2014 г. (далее - Договор о присоединении), ратифицированным Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 420-ФЗ, к Евразийскому экономическому союзу присоединилась Республика Армения.
В соответствии со статьей 42 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. на таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее также - ЕТТ ЕАЭС), утверждаемые Комиссией, и являющиеся инструментами торговой политики Союза (пункт 1). Государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу. Государство, присоединившееся к Союзу, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров (пункт 6).
Договором о присоединении утвержден Перечень товаров (в том числе автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, классифицируемые в товарные позиции 8703 - 8705 ТН ВЭД ЕАЭС) и ставок, в отношении которых в течение, переходного периода (2015 - 2021 гг.) Республикой Армения применяются ставки ввозных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В соответствии с положениями пункта 30 приложения 3 к Договору о присоединении (в части, касающейся статуса автомобилей для личного, пользования) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования (далее - автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТНВЭД ЕАЭС.
До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные, пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.
Согласно пункта 31 приложения 3 к Договору о присоединении автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ГО ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 приложения 3 к Договору о присоединении, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.
Пунктом 35 приложения 3 к Договору о присоединении автомобили, установлено, что указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союз (пункт 37 приложения 3 к Договору о присоединении).
Транспортные средства, выпущенные в свободное обращение в качестве товара личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 г. имеют статус иностранного товара до уплаты разницы ввозных пошлин, установленным Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и таможенных платежей, уплаченных в Республике Армения либо до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
В силу положений подпункта 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 7 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, признаются условно выпущенными и приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 настоящего Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.
Пункт 5 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предписывает, что в случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенные выше нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по настоящему административному делу обстоятельства, выводы судов о том, что спорное транспортное средство имеет статус иностранного товара, ввоз которого на территорию других государств - членов Евразийского экономического союза возможен только при условии их таможенного декларирования, условия ввоза спорного транспортного средства на территорию Российской Федерации административным истцом не соблюдены, в связи с чем оспариваемое решение таможенного органа, а также протокол задержания соответствуют требованиям закона.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с переходными положениями Договора о присоединении автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств - членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
Несостоятельными являются доводы административного истца о том, что положения пункта 5 части 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, которым установлено, что таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах, не противоречат положениям Договора о присоединении, применяемым в переходный период.
Доводы административного истца о том, что таможенным органом не была должным образом исполнена обязанность по выполнению таможенного контроля, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права регулирующие возникшие правоотношения и субъективном восприятии обстоятельств административного дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы нижестоящих судов не опровергают, повторяют позицию административного истца, изложенную в исковом заявлении и апелляционной жалобе, о нарушении судом норм процессуального и материального права не свидетельствуют, имеющие значение для дела обстоятельства судом определены верно, выводы являются правильными и мотивированными.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи